В годы Великой Отечественной войны в столицу Таджикистана – Сталинабад – из прифронтовой полосы эвакуировали десятки предприятий, чтобы они могли выпускать нужную фронту продукцию. Из них выросли крупные заводы и фабрики Душанбе.
А ещё Сталинабад стал прибежищем для многих десятков тысяч эвакуированных. Среди них значительную долю составляли выдающиеся деятели культуры и искусства, в том числе целые театральные коллективы.
Так столица Таджикистана в годы войны стала прибежищем для Ленинградского театра комедии им. Н. П. Акимова. После долгих странствий в октябре 1942 года он обосновался в Сталинабаде.
Местные власти оказывали театру всестороннюю поддержку, и труппа под руководством художественного руководителя Николая Павловича Акимова начала свою работу в Таджикистане с ряда концертов. А затем, подготовившись к тому, чтобы на привычном для себя уровне выйти к зрителю, представила спектакль «Питомцы славы». Это произошло в день празднования 25-й годовщины Октября – в ноябре 1942 года.
Театр начал выступления на сцене Театра оперы и балета. Ленинградцы намеревались поставить пьесу «Русские люди» К. Симонова, но в Душанбе её уже репетировал Русский драматический театр им. В. Маяковского.

Тогда было решено создать спектакль на основе киносценария Н. Эрдмана и М. Вольпина «Актриса». Переработку сценария для сцены взял на себя драматург А. Файко, находившийся в Таджикистане. Труппа активно готовилась к обновлению афиши. Репертуарные задачи приходилось решать, учитывая оторванность театра от драматургов.
В 1943 году ленинградцы представили в Сталинабаде семь премьерных спектаклей: «Братишка» В. Дыхановича, «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина, «Каменный остров» Г. Флоринского, «Пигмалион» Б. Шоу, «Не всё коту масленица» А. Островского, «Подсвечник» А. Мюссе, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина.
Деятельность Театра комедии в столице Таджикистана не ограничивалась спектаклями на сцене Театра оперы и балета. Артисты вели обширную военно-шефскую работу. Только в Душанбе труппа провела около 2000 выступлений для армии и раненых, выступала на заводах и фабриках. Кроме того, театр гастролировал по республике, выступая перед зрителями Куляба и Курган-Тюбе.
По нечётным числам – театр, по чётным – кино
Актёры также снимались в фильмах, которые создавались в Душанбе студией «Союздетфильм».
Глеб Флоринский – актёр, режиссёр, автор пьес – вспоминал:
«По нечётным числам актёры репетировали и играли в театре, а по чётным – репетировали и снимались в кино. Так были сняты картины "Швейк против Гитлера", "Лермонтов", "Принц и нищий", "Кащей Бессмертный", "Март – апрель" и многие другие».
Правительство Таджикской ССР с благодарностью отметило вклад театра в культурную жизнь республики. Значительная группа актёров во главе с Н. П. Акимовым была награждена почётными званиями.
Звания «Народный артист Таджикской ССР» были удостоены известные режиссёры и актёры театра и кино: Николай Акимов, Ирина Зарубина, Борис Тенин и другие.

Многие актёры труппы получили звание «Заслуженный артист Таджикской ССР» и были награждены Почётной грамотой Президиума Верховного Совета.
Так, известный советский актёр театра и кино Сергей Филиппов был удостоен Почётной грамоты Президиума ВС.

Но не только своей работой и спектаклями в Таджикском государственном театре оперы и балета, которые поддерживали и зрителей в тылу, и раненых в госпиталях, и военных, уходящих на фронт, театр помогал Победе.
В адрес художественного руководителя Ленинградского театра комедии Николая Акимова и коллектива театра была направлена телеграмма с благодарностью от Иосифа Сталина за сбор средств на танковую колонну «Колхозник Таджикистана» и на строительство боевого самолёта «Ленинградский театр комедии».
Душа театра
Рассказывая о пребывании Ленинградского театра комедии в Душанбе, невозможно не вспомнить самого необыкновенного писателя и драматурга того времени – Евгения Львовича Шварца.
Евгений Шварц работал на должности заведующего литературной частью (завлита). В периоды вынужденных отлучек Акимова по делам театра Шварцу приходилось выполнять и некоторые директорские функции.

Однако, по всеобщему признанию, драматургу гораздо больше подходила роль «души театра», так как со всеми организационными проблемами Шварц, как вспоминали, боролся по-своему:
«Он настолько огорчался всякой неполадкой или проступком, что наиболее "закоренелые" нарушители боялись огорчить такого хорошего человека!»
Помимо работы завлитом и «подработки» директором, Е. Л. Шварц оставался, прежде всего, драматургом. Именно в Сталинабаде он завершил одно из самых известных своих произведений – сказку «Дракон».
Её основой во многом послужили личные переживания драматурга, который писал в дневнике:
«Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха. Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ».
В мае 1944 года завершилось пребывание ленинградцев в Сталинабаде, и театр был вызван в Москву. Вскоре комедия вернулась на невские берега.
Этой весной читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК






Зеленский заявил о готовности к выборам в течение 60-90 дней: если США обеспечат безопасность
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 10 декабря 2025 года
«Жизнь вдохновляет»: Как Умеджони Бурхон превращает чувства в музыку
От Астории до Грейси: как новый мэр Нью-Йорка столкнулся с критикой за свое льготное жильё
Молодые юристы Таджикистана учатся отстаивать права жертв насилия
За год в мире убиты 67 журналистов: RSF призывает правительства защитить представителей СМИ
«27 лет мучений»: Мирзиёев раскритиковал хлопковую политику эпохи Каримова
Как не отравиться угарным газом?
Эмомали Рахмон запустил в Турсунзаде новый завод и образовательные учреждения
Солнечные и ветровые станции Узбекистана произвели 10 млрд кВт*ч, сократив потребление газа на миллиарды кубов
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста