В 1970-х она пела все ведущие партии в таджикском театре оперы и балета. Её знал весь СССР, даже в Кремле, а в 1990-е след Розы Муллоджановой затерялся. Но «Азия-Плюс» удалось найти артистку и поговорить о её творческой и личной жизни.

«Знаете, я была какая-то непосредственная, думала, что все умеют петь как я. Но однажды однокурсница меня спросила: «Роз, скажи, как ты берёшь высокие ноты?». Меня вопрос удивил, ведь я о них вообще не думаю. Когда ты поёшь, должна петь душа, а высокая нота пойдёт сама!», – говорит заслуженная артистка Таджикистана Роза Муллоджанова.

Фото из личного архива

 

Творческая семья

Роза родилась 20 марта 1944 года в Душанбе в большой артистической семье бухарских евреев Муллоджановых, мигрировавших в 1933 году из Самарканда. У нее было 4 старших брата и 3 сестры – она была пятым ребенком.

Отец Исахар музыкального образования не имел, но обладал выдающимися вокальными данными, благодаря которым оказался в числе первых солистов театра оперы и балета им. С. Айни.

А народная артистка Таджикистана, певица Шоиста Муллоджанова – тётя Розы, когда-то была популярна во всем Советском Союзе. 

Фото из личного архива

Было бы странно, если бы в столь творческой среде у девочки не возникло желания стать артисткой, тем более её вокальные данные проявились еще в раннем возрасте. В детском саду бойкая девчушка пела на утренниках, вызывая умиление у всех присутствующих. 

«В какой-то момент мне захотелось стать балериной, хоть я и была пухленькой. Тогда отец привёл меня к директору театра, сказав, что дочь мечтает танцевать в балете, но и поёт очень хорошо. Директор попросил станцевать, но когда я начала, остановил: «Пусть споёт!». И с тех пор пошло-поехало...», – вспоминает артистка.

С тех пор Роза стала учиться профессиональному вокалу и пела на всевозможных городских и школьных мероприятиях, а окончив школу, поступила в музучилище. Затем была Московская консерватория, куда девушка с лёгкостью прошла строгий отбор и попала в класс профессора Деборы Пантофель-Нечецкой.

Фото из личного архива

 

Могла бы стать солисткой Большого

В 1971 году после окончания Московской консерватории Розе Муллоджановой предложили стать солисткой Большого театра, но она не могла уехать без любимого мужа, который не мог оставить свою мать.

Только поэтому певица вернулась в Душанбе, где вскоре стала примадонной таджикского театра оперы и балета им. Садриддина Айни.

Репетиция в театре
Фото из личного архива

«В родном театре я прожила красивую жизнь. Много гастролировала по городам и республикам СССР, была в Польше и Югославии, – вспоминает Муллоджанова. – Я пела все ведущие партии для лирико-колоратурного сопрано в операх и опереттах».

Колоратурное сопрано - редкий тип женского оперного голоса, сочетающий большой диапазон и техническую лёгкость при взятии высоких нот. Для него пишется большинство оперных произведений. 

Зрители тепло принимали молодую певицу, а критики высоко оценивали её талант. В 1972 году Роза Муллоджанова участвовала в Межреспубликанском конкурсе молодых оперных певцов в городе Фрунзе (Бишкек), а в следующем году в Кишиневе - во Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. Глинки. В обоих случаях солистка занимала вторые места. 

Фото из личного архива

В родном театре она пела на русском, итальянском, немецком, французском, таджикском, узбекском языках и на иврите. Это были ведущие женские партии в «Кармен» Ж. Бизе, «Сицилийской вечерне» Дж. Верди, «Севильском цирюльнике» Россини, «Царской невесте» Римского-Корсакова и во многих других.

«Я никогда специально не готовилась к концертам. Просто распевалась. Ведь я работала и пела каждый день, поэтому связки были в рабочем состоянии, как мышцы у спортсмена. Голосовые связки – тоже мышцы и чтобы их тренировать, надо ежедневно петь с правильным дыханием», – делится Роза Муллоджанова.

В национальных операх таджикских композиторов она также исполняла все главные женские партии, например: Сановбар в опере «Возвращение» (Я. Сабзанова), Лютфи в опере «Проклятый народом» (Д. Дустмухамедова), а также партии в операх Толиба Шахиди, С. Баласаняна и других. 

1/8

Кстати, артистка выступала не только на оперной сцене, но и на всевозможных мероприятиях и концертах разного масштаба. Она участвовала в декадах культуры и искусства, на правительственных концертах в Кремле.

В 1987 году получила звание заслуженной артистки Таджикистана за большие заслуги в оперном искусстве и певческое мастерство высокого уровня. 

 

Вынужденная эмиграция

А потом в Таджикистане началась гражданская война. Роза Муллоджанова признаётся, что никогда бы не покинула родину, но когда боевики стали стрелять по окнам домов на её улице, было принято решение срочно уехать. 

Поскольку её брат Мерхай уже 7 лет жил в Нью-Йорке, думать, куда податься, не пришлось. 

«Брат принял нас и других родственников очень хорошо, и помню время, когда его небольшой зал до дверей был застелен матрасами, так как нас было 20 человек! Конечно, было тесно, но вскоре все «встали на ноги», – делится Роза. – Первое время я работала в ювелирном магазине... Честно, до переезда я и не знала, насколько бухарские евреи - сплочённый народ и своих в беде не оставят – всегда помогут!».

Роза Муллоджанова
Фото из личного архива

Семья Розы обосновалась в Квинсе и случилось так, что на одном из мероприятий, где она пела для друзей, её талант был замечен. Её пригласили работать в театр, и она вернулась к творческой жизни, стала гастролировать по городам, побывала в Манхэттене и Бруклине. Артистка принимала участие в конкурсе Еврейской песни в Филадельфии в 1995 году. 

Её везде приглашали, но с успехом появились и завистники, строившие козни. В итоге ей пришлось уволиться. Но полностью отказаться от выступлений не получилось, так как те, кто уже раз слышал пение Розы, регулярно звали ее участвовать в концертах с другими артистами. Некоторые певцы думали, что она окончила итальянскую школу оперного вокала и сильно удивлялись, узнав, что училась она в СССР. 

Роза Муллоджанова на фоне афиши
Фото из личного архива

В 70 лет Роза Муллоджанова завершила певческую карьеру, теперь у нее появилось хобби, доставляющее  огромное удовольствие, – создание украшений из натуральных камней. А иногда она пишет стихи о личных переживаниях, посвящая их родным и близким. 

 

«Старое платье, перешитое в новое»

После эмиграции Роза никогда не приезжала в родной город, потому что помнит его совсем другим. Она говорит, что Душанбе - это «старое платье, переделанное в новое» и то, что она помнит и что увидит сейчас, будет совсем не тем милым сердцу местом, где она жила и росла. 

«Мне будет казаться, что я не дома, а в другой стране. Я вижу по телевизору, что Душанбе совсем изменился. Боже, мой! Я помню, когда была маленькой и ходила в садик на Путовском - всё помню до каждого деревца! Как и то, где какой магазин стоял, все пивные, шашлычные и столовые. Теперь всё иначе...», – объясняет Роза Муллоджанова своё нежелание вернуться в родной город.

Но связь с Таджикистаном она поддерживает, общаясь с народной артисткой Таджикистана Оят Сабзалиевой, дружбу с которой она пронесла через года.

Роза Муллоджанова и Оят Сабзалиева
Фото из личного архива

 

Личная жизнь

С будущим супругом Михаилом Кураевым Роза познакомилась, когда ей было 16, а ему 22. Отслужив в армии, он пришёл в гости в их дом, и юная девушка не смогла устоять перед обаянием статного красавца, похожего на итальянца. Это была любовь с первого взгляда, но поженились они, спустя 4 года, когда Роза окончила музучилище, а Миша - мединститут. Тогда её сразу хотели отправить в Москву, но она решила, что важнее создать семью, а в консерваторию поступила через несколько лет.

С Михаилом Кураевым
Фото из личного архива

«Первые десять лет я не могла родить ребенка, но он успокоил: сказал, что хочет быть только со мной и готов остаться бездетным, – признаётся Роза. – Вскоре Бог дал нам троих сыновей – Эдика, Диму и Рубена,  которыми я горжусь, так как они выросли честными и справедливыми людьми». 

Артистка признаётся, что детей растил и поднимал на ноги супруг и её тётя, так как в силу профессии Роза месяцами гастролировала. Но иногда она брала детей с собой, чтобы показать мир.

Когда кто-то жалуется на своих мужей, артистка вспоминает своего Мишу, который мыл в доме окна, и боясь, что она простудится, отправлял выпить кофе с подружкой.

Хотя никто из их детей не стал артистом, средний сын – ювелир, на слух играет на фортепиано и даже научил петь свою собаку, а двое других занимаются бизнесом, торгуя брендовыми часами.

Роза и сыновья на 80-летнем юбилее
Фото из личного архива

«Я очень довольна своей судьбой, карьерой, жизнью и тем, как относятся ко мне мои дети. Запомните, это самое главное в жизни! Потому что не у всех вырастают заботливые сыновья, а мои, если приболею, вообще от меня не отходят!», – делится Роза Муллоджанова.

Роза и ее родные на юбилее
Фото из личного архива

11 лет назад артистка овдовела – супруг умер после длительного и безуспешного лечения. Но жизнь продолжается, и сегодня она счастливая бабушка пятерых внуков. 

Этой весной читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК