«Я считаю, что наркотики разрушили много жизней, но неправильная политика со стороны правительств, разрушила ещё больше», - Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь ООН. Выступление на 68-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве, 19 мая 2015 года.
Первым международным договором, в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, была Гаагская конвенция 1912 года, установившая, что производство, продажа, и использование наркотиков (первоначально только опиума и кокаина), должны ограничиваться законом, и производиться исключительно в медицинских целях.
В 1961 году, ООН приняла Единую конвенцию о наркотических средствах, в которой были учтены требования, и рекомендации предыдущих международных договоров, в отношении трёх типов веществ: опиоидов, каннабиноидов, и кокаина. Казалось бы, вопрос решён. Большинство стран, подписали эту конвенцию, и приняли соответствующие меры.
Но, произошло непредвиденное. Единая конвенция, родила новую проблему. Запрещённые ею вещества, стали замещаться на рынке незаконного оборота новыми (этот процесс, кстати, продолжается до сих пор). В результате, вместо трёх видов психоактивных веществ, мир получил их множество, и через 10 лет после принятия Единой конвенции 1961 года, потребовался новый международный правовой акт, уже в целях борьбы с незаконным оборотом новых веществ. В 1971 году, была принята Конвенция о психотропных веществах.
«Время мелких и средней руки наркобизнесменов прошло»
Страны, подписавшие эти конвенции, приняли жёсткое законодательство. Они стали включать в списки психотропных, всё новые вещества, как только появлялись доказательства их употребления, в немедицинских целях. Проблема, была решена. Или нет? Зачем понадобилось принятие в 1988 году, третьей международной конвенции?
В официальных документах говорится, что принятие Конвенции ООН - «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН, с упором на укреплении эффективности юридических средств, международного сотрудничества. Вот так.
Третья конвенция понадобилась для усиления двух предыдущих. И причина в том, что всего за два десятка лет «борьбы с наркотиками», их незаконный рынок изменился – он стал транснациональным. Время мелких, и средней руки наркобизнесменов прошло. Их вытеснили международные картели, контролирующие все этапы незаконного бизнеса, от выращивания, или синтеза веществ, до «отмывания» денег.
Ситуация сейчас такова: три антинаркотические конвенции, подписаны более чем 180 странами мира, и внутреннее законодательство большинства этих стран, очень репрессивно в отношении наркопреступлений. Эти преступления, часто приравнены к насильственным.
Некоторые законодатели, приняли законы, по которым наказание за такие преступления жёстче, чем за преднамеренное убийство. Мировое сообщество, выступило единым фронтом, в настоящей войне с наркотиками. Кажется, такое единодушие, неизбежно приведёт к победе. Но оказалось, что в выигрыше остались только крупные наркокартели.
К чему приведёт чрезмерно жёсткая политика?
В этой войне, они теряют 5-6% «товара». Зато стоимость оставшегося, возрастает многократно. В итоге, картели получают сверхприбыли, исчисляемые тысячами процентов. Без войны с наркотиками этих сверхприбылей, они не получали бы. Теперь, они могут купить или «заказать» любого, вставшего у них на пути. Они платят политикам, за сохранение жёстких антинаркотических законов; за сохранение статус-кво. Им объявили войну, и они в ней победили.
Но, может быть, такая политика защищает простых граждан? В одном из докладов Глобальной комиссии по наркополитике, говорится: «…Очевидно то, что карательные подходы, оказались безоговорочно несостоятельными, в плане достижения своей цели искоренения наркорынка. Хуже того, эти подходы привели к разрушительным медицинским, и социальным последствиям. Ежедневно, во имя наркоконтроля, совершаются многочисленные нарушения прав человека - от смертной казни и внесудебных расправ, до пыток, жестокости со стороны полиции, и негуманного, принудительного лечения наркозависимости».
Война с наркотиками, нарушает право на неприкосновенность частной жизни, закрепленное Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, поскольку наказание людей, которые хранят наркотики для личного потребления, и не наносят ущерба другим людям, не является ни пропорциональным, ни обоснованным вмешательством.
Действительно, почему за взрослого человека, кто-то вправе решать, что ему нельзя делать с собственным телом? В упомянутом докладе также говорится: «Сложно вспомнить ещё какое-либо правонарушение, не причиняющее прямого, и непосредственного вреда другим, и при этом являющееся, предметом столь сурового наказания».
Но, может быть, осуждая молодого человека, который незаконно хранил наркотики, мы помогаем ему исправиться? Может быть годы, проведённые среди насильников и убийц, способствуют его исправлению? Увы, нет. Зато судимость, неизбежно мешает человеку интегрироваться в общество, влияя на возможности получить работу, образование, завести семью, снова толкает на преступление человека, который случайно оказался в такой ситуации.
Может, карательная наркополитика, является благом для общества? Только если, благом считать дополнительные рабочие места, для сотрудников тюрем. Из-за чрезмерно жёстких законов тюрьмы, переполнены осуждёнными, за преступления, связанные с небольшими количествами наркотиков. Средства на их содержание, и на зарплату их охранникам, даёт общество, то есть мы с вами.
Чрезмерно жёсткие законы, как показывает мировая практика, способствуют также повышению уровня коррупции, в правоохранительных органах. Растёт число сотрудников, желающих поправить своё материальное положение за счёт людей, употребляющих наркотики, или их родственников. У последних, просто вымогают деньги. Кроме того, не следует забывать о том, что чрезмерно жёсткая наркополитика, может привести к эпидемии таких болезней, как ВИЧ-инфекция, гепатит С, и туберкулёз.
Люди, боясь уголовного преследования, не обращаются за медицинской помощью. Опасаясь преследования, человек в последнюю очередь, думает о соблюдении гигиены, и профилактике инфекций при употреблении наркотиков, заражаясь, таким образом, сам, или заражая других.
Все описанные, негативные последствия войны с наркотиками, очевидны для людей, способных к анализу, тем более, если они специалисты в области здравоохранения, или права. Почему же ничего не меняется, спросите вы? И будете неправы. Меняется, хоть и медленно, и не везде. Люди, отвечающие за наркополитику во многих странах, всё чаще стали задаваться вопросом: «Зачем так дорого платить, за сохранение неэффективной системы»? Может, стоит задуматься об этом и нам, в Таджикистане? Ведь если, что-то не сработало 99 раз, глупо ожидать, что это сработает в сотый…
Осенью нас модно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Хакеры заявили о взломе Росреестра и утечке данных россиян
В Казахстане сократили квоты на привлечение иностранных трудовых мигрантов
Трамп высказал надежду на завершение конфликта в Украине в течение полугода
В Душанбе задержали группу наркоторговцев с 127 кг опиума и гашиша
Марк Цукерберг: Facebook и Instagram отменят фактчекинг и «восстановят свободу выражения мнений»
Число жертв землетрясения в Тибете возросло до 126 человек. Эмомали Рахмон выразил соболезнования главе КНР
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 8 января 2025 года
Бердвотчеры: Зачем люди наблюдают за птицами?
В Душанбе открылся «Торговый дом Узбекистана» по строительным материалам
Дом, где все продумано до мелочей. В Рудаки строят дом премиум-класса
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста