Эксперты считают, что для обеспечения налоговых сборов, правительству необходимо снизить налоговую нагрузку на частный бизнес, который обеспечивает до 80% налоговых поступлений в бюджет. В противном случае, предприниматели будут выводить свой капитал из страны при каждом удобном случае.

Таджикистан является одной из тех стран, где налоги составляют львиную долю доходной части государственного бюджета.  В среднем около 70% доходов приходится на налоговые поступления, что делает бюджет зависимым от них.

Доходная часть Госбюджета на 2021 год установлена в размере 27,6 млрд сомони ( $2.4 млрд), что на 1,6 млрд сомони ($141 млн) больше по сравнению с действующим бюджетом. Рост доходов на таком уровне в Минфине обосновывают нахождением новых источников налогообложения, увеличением сбора основных налогов (НДС, акциз, подоходные налог), а также обеспечением реального роста экономики и созданием новых рабочих мест.

Налоговый комитет уже поручил своим подразделениям в регионах найти источники налогообложения. Ожидаются налоговые поступления в размере 18,8 млрд сомони, что составляет более 68% от общего объема доходов бюджета. 

Расходы бюджета на 2021 год предусмотрены в объеме 28,1 млрд сомони ($2,5 млрд), что на 1,7 млрд сомони  ($146 млн) больше по сравнению с утвержденным бюджетом текущего года.

 

Зависимость от налогов

Госбюджет Таджикистана на протяжении последнего десятилетия пополняется, главным образом, за счет отчислений налогоплательщиков. Это связано с тем, что республика не располагает другими источниками дохода, нефтью, газом и прочим.

Поступления налогов в бюджет в разные годы варьировались в диапазоне от 60,7% (в 2016 г.) до 77,9% (в 2014 году), то есть разнились не более 17,2 процентных пунктов. 

Среднегодовая доля налогов в общем объеме доходов бюджета в 2010-2019 годы составляет 68%.

Анализ структуры налогов показывает, что налоговые поступления снижались во время кризисов и начали восстанавливаться в посткризисных периодах. Например, сборы налогов после глобального финансово-экономического кризиса 2008 года имели тенденцию к росту до 2014 года.

Далее, вследствие экономического кризиса в 2014 году, в России, которая является главным торгово-экономическим партнером Таджикистана и основным рынком труда для таджикских мигрантов, объем налоговых доходов снова стал снижаться в течение двух лет. В посткризисный период сбор налогов снова несколько восстановился.

 

За счет чего пополняется бюджет?

Согласно официальным данным по исполнению бюджета за 10 лет (2010-2020 г.г),  в среднем 68% от доходов приходится на налоговые поступления.

Примерно 15% в среднем составляют различные кредиты и гранты, 9% – спецсредства бюджетных организаций, 7% – неналоговые поступления, 1,3% – свободные остатки предыдущего года.

 

Главные налоги

В структуре налоговых поступлений превалируют три вида налогов: НДС (налог на добавленную стоимость), подоходный и социальный налоги.

Среднегодовая доля этих трех налогов составляет в совокупном объеме 70%.

В структуре налогов доля НДС в среднем составляет 44%, подоходного налога – 14%, социального налога 12%.

НДС в Таджикистане имеет единую ставку – 18%, однако иногда тем или иным товарам или направлениям предоставляются преференции – снижают эту ставку, в зависимости от уровня необходимости такой поддержки. 

В отличие от подоходного налога, НДС платят исключительно юридические лица. Он применим к определенным видам услуг: поставка товаров, сервис, услуги, выполнение работ.

Подоходный налог – это налог на доходы физических лиц. Считается в процентах от годового дохода физических лиц. Единая ставка для физических лиц – граждан Таджикистана, составляет 13%, а для иностранцев – 25%.

Социальный налог является обязательным платежом, который уплачивается страховщиками (работодателем) для социального страхования по ставке 25%, а застрахованными лицами (работниками) – 1%.

 

Гранты и кредиты

Следом за налогами пополнению бюджета способствуют безвозмездные средства международных финансовых институтов, а также льготные кредиты двусторонних (страны) и многосторонних (международные организации) доноров. Среднегодовая доля таких поступлений в бюджет достигает 15%. Доля спецсредств бюджетных организаций в структуре доходов составляет, в среднем за год – 9%, неналоговых поступлений – 7%, а свободных остатков с предыдущего года – 1,3%.

 

Рост доходов  и пандемия

Ежегодно, в среднем, планируется увеличивать объем доходов до 10% – за счет повышения планов по сбору налогов и других обязательных платежей.

Однако эти ожидания не всегда совпадают с реальностью.

К примеру, доходы бюджета 2020 года по итогам 11 месяцев, остались невыполненными на 1,4%, что составляет почти 300 млн сомони ($26,5 млн).

Недобор в Минфине связывают, в первую очередь, с сокращением сбора основных налогов: подоходного и социального налогов и НДС. Это при том, что параметры бюджета в связи с пандемией пришлось изменить в июне этого года. План по доходам был снижен до 23,6 млрд сомони  ($2 млрд) с ранее запланированных 26,1 млрд сомони ($2,3 млрд).

На протяжении 10 последних лет доходная часть бюджета выросла более чем в 2,3 раза: от 7 млрд 24 млн сомони ( $620 млн) в 2010 до 16 млрд 506 млн сомони ($1,4 млрд) в 2019 году.

 

Налоговая нагрузка на бизнес

Таджикистан является одной из стран мира с наиболее высокой налоговой нагрузкой на бизнес, а до 80% налоговых поступлений в бюджет обеспечивается частным сектором.

По данным Всемирного банка, среднее предприятие в Таджикистане тратить около 65% своих доходов на налоги и другие обязательные сборы.

Специалисты считают, что поступление налогов в бюджет могло быть еще больше, до 80%, если бы не было такого высокого бремени на бизнес.

«Фундаментальной проблемой налогово-бюджетной политики, остаётся постоянно растущие требования в части фискальной экспансии растущих расходов, и, соответственно, постоянный рост налоговой нагрузки на субъекты экономики, что превышает разумные границы, и подрывает возможности для расширения и стимулирования бизнеса к созданию рабочих мест, и загоняет бизнес в тень», – считает независимый экономист Азиз Хайдаров.

Ежегодно требования правительства по сбору налогов растут в среднем на 10% и налоговое ведомство вынуждено повышать нагрузку на бизнес, что приводит к закрытию предпринимателями свое дело. Согласно официальной статистике, на 1 октября 2020 года в республике с учётом прошлых лет ликвидировались 295 тысяч хозяйствующих субъектов. На эту же дату в 2019 году закрылись 270 тысяч субъектов. То есть с 1 октября 2019 года до 1 октября 2020 года ликвидировались 25 тысяч хозяйствующих субъектов. Некоторые бизнесмены выводят свой капитал в соседние страны, где существуют адекватное налогообложение частного сектора. 

Только за последние годы, после потепления отношений с Узбекистаном, в этой соседней стране открыли свой бизнес сотни таджикских предпринимателей.

Согласно данным статведомства Узбекистана на 1 сентября 2020 года в этой республике работает 178 предприятий с таджикским капиталом. Из них – 103 являются совместными таджикско-узбекскими предприятиями, а 75 предприятий  работают с чистыми таджикскими инвестициями.

Также ранее говорилось об оттоке таджикского капитала в Кыргызстан, Казахстан и даже в политически нестабильный Афганистан. Говорили бизнесмены, получить официальные данные не удалось.