Падение курса рубля усложнило и без того сложную жизнь миллионов жителей Таджикистана – семьям мигрантов, которые трудятся на территории России.
Получаемые домохозяйствами денежные переводы за последний месяц обесценились до уровня семилетней давности.
Если месяц назад за каждые 1000 рублей в пунктах денежных переводов выдавали адресатам 135-137 сомони, то теперь – всего 120-121 сомони.
По сравнению же с началом текущего года разница еще более значительная. Тогда эти цифры достигали 151-152 сомони.
Саида - мать четырех детей говорит, что едва сводила концы с концами за счет получаемых от мужа переводов, а теперь из-за курсовых изменений положение семьи еще более ухудшилось. «Для нас каждый сомони имеет большое значение, а речь идет о потере сотни сомони. Придется еще больше сократить рацион детей, хотя и до этого могли себе позволять только самое необходимое, чтобы выжить», - сказала она.
Количество таких семей в республике исчисляется сотнями тысяч, если верить данным Всемирного банка о том, что, по крайней мере, один член 40% домохозяйств работает за границей.
Согласно официальной статистике, в республике насчитывается свыше 1,3 млн домохозяйств.
«Лучше пока придержу рубли»
Между тем, некоторые таджикские мигранты, которые сделали накопления в рублях, в частности, для приобретения жилья, пока из-за обвала рубля не решаются использовать эти деньги.
Хотя, с другой стороны, существует вероятность еще большего обесценивания рубля в ближайшие дни, недели и возможно даже месяцы и годы.
С такой дилеммой столкнулся таджикский мигрант Парвиз Сафаров, который трудится в Санкт-Петербурге.
«Накопил 300 тысяч рублей, чтобы достроить этим летом жилье, однако в нынешней ситуации с курсом не знаю, как поступить. Если отправить эти деньги прямо сейчас, потеряю до 6000 сомони, и это только по сравнению с месячной давностью. По сравнению с началом года, когда я только приступил к накоплениям, данная разница удвоится», - жалуется он.
В Таджикистане есть и те, кто держит свои сбережения в рублях, но из-за ситуации с российским рублем в последнее время ждут лучших времен.
А кому-то хорошо
Другая категория жителей Таджикистана, наоборот, рады падению курса рубля к местной валюте.
Это, в первую очередь, родители, которые оказывают финансовую поддержку своим детям – студентам российских вузов.
«Ежемесячно, в среднем, отправляю сыну, который обучается в Москве, 2 тысячи сомони. Если в начале года (при курсе 0,1500, - прим. авт) это было около 13,5 тыс. рублей, то теперь – почти 17 тыс. рублей. Думаю, это существенная разница, по крайней мере, для студента», - сказал житель Душанбе Саидбек Дилдорбеков.
Ранее сообщалось, что численность таджикских граждан, обучавшихся в минувшем учебном году в российских вузах, составляла 28 тыс. человек. Это на 5 тыс. человек больше по сравнению с 2021-2022 учебным годом.
Количество таких студентов в наступающем учебном году может заметно увеличится. Так, по данным Россотрудничества, количество квот для таджикских абитуриентов на 2023-2024 учебный год увеличивается до 1 тыс. с 750 в минувшем учебном году.
Есть также таджикистанцы, которые ранее трудились в России и получали кредиты в российских банках. Теперь они трудоустроились в Таджикистане, и возвращают полученные деньги за счет зарплат в сомони.
«Когда я жил и работал в России, то имея российское гражданство, смог взять кредит в банке в российских рублях на бытовые нужды. Вернулся в Таджикистан еще до всей этой ситуации с Украиной, а когда все началось, решил пока временно побыть тут. Свой кредит я также исправно выплачиваю в российский банк посредством банковского приложения.
Но теперь я сначала пополняю (в сомони) свою таджикскую банковскую карту, перевожу деньги с нее на свою российскую карту и оплачиваю кредит. Соответственно при конвертации (с таджикской карты на российскую) мне выгодно, чтобы курс российского рубля был низкий. Сами посудите – ежемесячно по графику на покрытие кредита отправляю 5 тыс. рублей. Если месяц назад для этого приходилось выделять 675 сомони, то сегодня это около 600 сомони», - сказал Сухроб Рахимов.
Напомним, на территории России, по различным данным, трудятся более 1 млн граждан Таджикистана, которые отправляют часть заработка на родину своим семьям. Согласно данным международных финансовых институтов до 90% денежных переводов мигрантов осуществляются в рублях.
Рублевые переводы в Таджикистане по инструкции НБТ с 2016 года выдаются исключительно в таджикской валюте с конвертацией на момент получения перевода.
Центробанк не собирается вмешиваться
Руководство Центробанка России связывают обвал курса рубля, в первую очередь, с изменением торгового баланса страны.
«Движение курса рубля во многом определяет динамика внешней торговли, этим объясняется его ослабление в начале июля. Профицит торгового баланса (превышение экспорта над импортом, - прим. авт.) по сравнению с прошлым годом сократился в 5 раз», - сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на Финансовом конгрессе Банка России в Петербурге.
Она отметила, что масштабное укрепление курса в прошлом году многие воспринимали как победу над обстоятельствами.
«Но надо честно признать, что это было следствием прежде всего резкого роста экспорта и снижения импорта», - объяснила Набиуллина.
Она дала понять, что искусственное сдерживание курса рубля за счет валютных интервенций не планируется.
«У нас есть инструменты для сглаживания краткосрочных колебаний, наши свопы, но плавающий курс, на наш взгляд, - это благо, которое позволяет вот эти внешние изменения, внешние шоки легче абсорбировать экономике», - заключила она.
Тем временем, курс рубля к доллару, по данным ЦБ, снизился за последние сутки еще на пару пунктов - до 92,57 рублей (данные на 7 июля) за $1 (с 90,34 рублей 6 июля).
С началом же этого года рубль обесценился к доллару на 31,6%. Тогда каждый доллар обменивался за 70,34 рублей.
Летом с нами жарко в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК