Так совпало, что в эти дни одновременно в России и Таджикистане идут судебные процессы по двум громким коррупционным делам. В России судят экс-главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева, в Таджикистане на скамье подсудимых – группа высокопоставленных сотрудников Агентства по  борьбе с коррупцией. Однако, несмотря на схожесть этих уголовных дел, у них есть  ряд кардинальных отличий.

 

Отличие 1. Освещение в СМИ

Арест Улюкаева, действующего члена правительства, министра ведущего экономического ведомства – событие экстраординарное в новейшей истории России. Тем не менее, уже вечером 15 ноября, в день задержания Алексея Улюкаева, о нем сообщили все российские СМИ, включая федеральные каналы. Правоохранители в тот же день представили СМИ материалы, которые, по их мнению, подтверждали обоснованность обвинения. 

Арест такой большой группы сотрудников антикоррупционного ведомства также стал беспрецедентным событием для Таджикистана. Арестованные сотрудники Агентства по борьбе с коррупцией были ниже Улюкаева по рангу. Самый высокопоставленный из них – Давлатбек Хайрзода был заместителем директора агентства в отставке. Остальные являлись начальниками управлений, следователями и оперативниками.

Однако никаких официальных сообщений в таджикской прессе не было ни в первый, ни во второй, ни в последующие дни. Первые новости о задержании группы сотрудников агентства появились только в независимых таджикских СМИ и лишь через 5 дней после самого события со ссылкой на неофициальные источники. Правительственные средства массовой информации по этому поводу хранили молчание. Хранят его и до сих пор.

 

Отличие 2. Реакция власти и общества

Арест, ход следствия и обстоятельства дела Улюкаева комментировали в России все – президент Путин и его пресс-секретарь, премьер Медведев, другие члены правительства, следователи, адвокаты, общественные деятели. Владимир Путин 15 ноября уволил Улюкаева «за утрату доверия» и назвал его арест «печальным фактом». «Все должны знать, что вне зависимости от служебного положения кого бы то ни было закон будет применяться одинаково ко всем», - сказал Путин. 

Несмотря на такую оценку президента, некоторые известные личности России не побоялись выразить сомнения в обоснованности ареста. В частности, Анатолий Чубайс - глава «Роснано», заявил, что профессионалов подобных Улюкаеву в России нет. «Помимо шока эти новости вызывают очень много вопросов к обоснованности выдвинутых обвинений. Надеюсь, что мы сможем получить на них ответ», - сказал он. Экс-министр финансов Алексей Кудрин также прокомментировал арест: «В работе правоохранительных органов бывают ошибки. У нас нет полного доверия к некоторым шагам». Он напомнил о случаях, когда задержанных чиновников отпускали после выяснения деталей дела и снимали с них обвинения. «Трудно представить, что с «Роснефтью» кто-то хотел бы поспорить», - заявил бывший министр.

Арест таджикских «антикоррупционеров» сопровождался гробовым молчанием официальных лиц и активным обсуждением в соцсетях. Вся информация, которая появлялась в независимых СМИ, шла со ссылкой на анонимные источники. Ни глава государства, ни руководители силовых структур страны никак не прокомментировали громкий арест. Руководитель Агентства по борьбе с коррупцией Сулаймон Султонзода через неделю после арестов заявил журналистам, что не будет отвечать на вопросы по данному делу, так как оно «секретное». Месяц спустя, 27 мая, в ответ на письменный запрос «АП» он еще раз заявил, что в интересах следствия агентство не может предоставить журналистам никакой информации до его завершения. Но и после завершения следствия и передачи дела в суд никаких официальных комментариев не последовало.  

 

Отличие 3. Причины ареста и размер взятки

По данным Следственного комитета России, Улюкаев был задержан с поличным при получении взятки в 2 млн. долларов. Арест был проведен в офисе компании «Роснефть», у которой министр якобы вымогал взятку за приобретение контрольного пакета компании «Башнефть».

Причины ареста сотрудников антикоррупции Таджикистана так и не были названы официально. Неофициально источники в агентстве сообщали, что они были обвинены в мошенничестве, подделке документов и получении взяток, однако осталось неизвестным, какие именно документы подделывали обвиняемые, в чем заключалось их мошенничество, у кого именно они брали взятки, и, главное - сколько? В прессе назывались самые фантастические суммы, однако эти сообщения были опровергнуты. «Вся информация, публикуемая в последнее время в СМИ относительно изъятия 35 млн. долларов из родительского дома Давлатбека Хайрзода, 1 млн. 300 тысяч долларов и 6 кг золота из дома Фируза Холмуродзода, мешков с денежными средствами, золотом и драгоценными камнями из бункера Фирдавса Ниёзбадалова (Абдугафорзода) в ходе проведения обыска, является необоснованной», - заявил журналистам глава антикоррупционного агентства.

 

Отличие 4. Суд, адвокаты и свидетели

Слушания по делу Улюкаева начались неделю назад в Замоскворецком суде Москвы. Суд проходит в открытом режиме. Интересы экс-министра в суде представляют три известных российских адвоката. Одним из свидетелей со стороны обвинения по делу Улюкаева был заявлен ближайший соратник президента Путина, глава «Роснефти» Игорь Сечин. По информации следствия, он лично присутствовал при передаче экс-министру взятки.

Процесс над таджикскими коррупционерами идёт в закрытом режиме в здании Верховного суда. Мало того, в дни судебных заседаний по данному делу в Верховном суде даже запирают внешние ворота и не пускают посетителей. На скамье подсудимых по этому делу 13 человек, но имена их адвокатов неизвестны. Также неизвестно, кто выступает в суде в качестве свидетелей.

15:17 6 августа, 2015

 

Отличие 5. Признание вины

В первый же день суда на предварительных слушаниях экс-министр Улюкаев заявил о своей невиновности и назвал все случившееся «провокацией». На вопрос журналистов, кому была выгодна эта провокация, Улюкаев упомянул «коррумпированную часть менеджмента и коррумпированную часть спецслужб». Он пообещал доказать свою невиновность «правдой фактов».

27 июля были вынесены приговоры первым троим обвиняемым сотрудникам Агентства по борьбе с коррупцией – Давлатбеку Хайрзода, Фаридуну Беназирзода и Фахриддину Нозимзода. Они были признаны виновными в получении взяток в особо крупном размере и приговорены к срокам от десяти с половиной до восьми лет. Признали ли они свою вину неизвестно. О невиновности обвиняемых ранее заявляли лишь их родственники.

В Верховном суде Таджикистана разъяснили, почему данное громкое судебное разбирательство по «делу коррупционеров» проходит в закрытом режиме. Статья 273 Уголовно-процессуального кодекса дает суду или судье право объявить судебное слушание закрытым, если это может привести к разглашению охраняемой законом государственной и иной тайны. «В деле антикоррупционеров есть данные, имеющие государственные тайны», - отметил источник в суде. 

Вопрос: Почему?

Вышеизложенные различия порождают в таджикском обществе немало слухов и вопросов. Главный из них – почему дело сотрудников антикоррупционного агентства Таджикистана получило гриф секретности? Это выглядит тем более странным на фоне российского коррупционного скандала, в котором оказались замешанными действующий федеральный министр и государственный холдинг «Роснефть», и  несмотря на это, судебный процесс проходит открыто.

Какие государственные тайны могут выдать таджикские коррупционеры? У кого они брали? Или кому давали?..

Отсутствие прозрачности в этом деле грозит похоронить надежды на справедливость и бескомпромиссную борьбу с коррупцией, которые появились было у людей, когда это дело только начиналось.