За время серии убийств в городе Канибадам, а это почти десять месяцев – с марта 2024 года – были убиты 23 члена 7 семей. Все это время жители города жили в страхе. На днях власти страны заявили об аресте четырех подозреваемых.
Это второй раз, когда официальные власти Таджикистана прокомментировали серийные убийства в Канибадаме. Ранее заместитель министра внутренних дел Абдурахмон Аламшозода на пресс-конференции назвал загадочные убийства в городе «обычными убийствами». После этого заявления произошло еще два нападения, в результате которых погибли 10 членов 3 семей. Первый инцидент произошел в ночь с 8 на 9 декабря в селе Шуробкала, когда неизвестные убили 6 членов семьи, в том числе, 4 детей. Второй инцидент произошел неделю спустя, в ночь с 15 на 16 декабря, когда неизвестные убили четырех членов двух семей в селе Хисорак.
Через пять дней после последнего убийства в Канибадаме, 21 декабря 2024 года, Генеральная прокуратура опубликовала заявление, в котором говорится, что «преступления в городе Канибадам раскрыты», а подозреваемые арестованы.
Ими стали:
- Худойбердиев Солехджон Набиевич, 26 лет, житель джамоата Фирузоба, села Гулбог города Канибадама;
- Тухтаев Ахаджон Насибжонович, 27 лет, житель джамоата Фирузоба, села Гулбог города Канибадама;
- Равшанов Бахтиёр, 36 лет, житель сельской общины Лохути села Санджидзор города Канибадама;
- Одилов Манучехр Солижанович, 28 лет, житель села Хамробаев города Канибадама.
В Генпрокуратуре сообщили, что против всех четверых задержанных возбуждено уголовное дело.
«Деятельность следственной группы находится под непосредственным контролем высшего руководства страны, расследование продолжается», – заявили в прокуратуре.
Подробности задержания, то есть – как, где и на каком основании были задержаны подозреваемые, в информации Генпрокуратуры не раскрываются.
Чтобы найти ответы хоть на какие-то вопросы, корреспондент «Азия-Плюс» 23 декабря еще раз отправился в Канибадам, где пообщался с родственниками и соседями арестованных.
Стоит отметить один момент: хотя родственники большинства обвиняемых сомневаются в обвинениях Генпрокуратуры, трое из четырех арестованных подозреваемых ранее отбывали тюремное заключение за различные преступления.
«Солех, выходи, выходи!»
Одним из арестованных подозреваемых является 26-летний Солехджон Худойбердиев, житель джамоата Фирузоба села Гулбог, который в своем селе также известен под прозвищем «Тайсон».
В доме, где он живет, мы нашли только пожилую женщину, представившуюся Галией Ахмедулиной, бабушкой Солехджона по материнской линии.
Она говорит, что ее внука арестовали в ночь на 19 декабря, когда он был дома с ней и своей матерью.
«Мы сидели в доме, из-за стены послышался голос: «Солех, выходи, выходи!» Внук испугался и не вышел, его мать заплакала. Трое или четверо мужчин перелезли через стену во двор, выломали дверь и увезли на машине моего внука Солеха», – рассказывает женщина.
По ее словам, после гибели отца Солехджона в ДТП он вместе с матерью жил в ее доме.
Женщина не помнит точно, был ли ее внук дома ночью 8 и 15 декабря, когда в городе произошли два убийства. Однако говорит, что после серии убийств в Канибадаме он патрулировал улицы, как дружинник вместе с другими людьми, «чтобы мы могли спокойно спать».
Галия Ахмедулина рассказывает, что Солехджон был боксером, некоторое время собирал хлопок в поле, сотрудничал с артистами уличного цирка, но «из-за низкой зарплаты два года назад перестал работать».
Мать Солехджона и дочь Галии Ахмедулиной, тоже занималась сбором хлопка в поле и планировала женить сына. Когда журналист «Азии-Плюс» был у них дома, ее не было – ходила навещать сына.
Бабушка Солехджона рассказала, что ее внук раньше сидел в тюрьме, но за какое преступление – она не знает.
«Его посадили несколько лет назад. Честно говоря, не знаю точно – почему, но нам сказали, что они ходили к девчонкам с Ахаджоном (Ахаджон Насибжонович Тухтаев) и совершали какие-то неэтичные поступки», – говорит она.
Отметим, что в распространенном заявлении Генпрокуратуры не было информации об уголовном деле Солехджона Худойбердиева.
Второй был мясником, а третий – разнорабочим
Ахаджону Тухтаеву 27 лет, он еще один арестованный из села Гулбог.
Ворота в его дома были заперты, из разговора с соседями выяснилось, что Ахаджон был мясником и жил со своей матерью. Она сейчас перебралась в дом родственников.
Соседи Ахаджона рассказали, что мужчина уже сидел в тюрьме. Однако – за что – не известно.
Лютфи Махмудова, соседка Ахаджона, рассказала, что «он был хорошим мальчиком, по ночам ходил в штаб, не спал вместе с соседями (патрулировал улицы, – ред.). Мы не знаем, может ли он быть причастен к этим преступлениям».
36-летний Бахтиёр Равшанов, житель сельской общины Лохути села Санджидзор – третий подозреваемый, также является внуком Галии Ахмедулиной и сыном тети Солехджона Худойбердиева.
Его дом также был заперт. Его жена и дети оказались в доме дяди, который находится по соседству.
Зарнигор Баротова, жена Бахтиёра, так вспоминает момент ареста мужа:
«В четверг (19 декабря. Прим. ред.) мой муж отправился в больницу, чтобы навестить своего больного отца. Работники органов пришли в дом, позвонили моему мужу и попросили его вернуться домой как можно скорее».
Зарнигор говорит, что ее муж был арестован после ареста Солехджона – на основании его показаний.
«Он (Солехджон. – Прим. ред.) сказал, что часто приходил к нам домой и пил чай, – сказала Зарнигор Баротова. – Но никаких отношений с Соледжоном у него не было».
Женщина говорит, что ее муж в основном работал разнорабочим или на стройках.
Женщина также рассказала, что ее мужа уже однажды допрашивали – после убийства 38-летней Махбубы Ахмадовой и ее детей 17-летней Нозанин Ахмадовой и 14-летнего Дамира Ахмадова 28-29 мая в соседнем селе Санджидзор.
У Бахтиёра Равшанова четверо детей – 2, 7, 10 и 12 лет.
Зарнигор Баротова говорит, что ее муж сменил имя после высылки из России в 2013 году. Ранее он был Бахадуром Баротовым.
Эта женщина не верит, что ее муж совершил такое тяжкое преступление.
«Мы живем в страданиях, тяжким трудом. Если бы мой муж был вором и преступником, у нас была бы хорошая жизнь», – говорит она.
Еще один отсидевший
28-летний Манучехр Одилов, житель села Хамробаев является четвертым подозреваемым.
Корреспондент «Азии-Плюс» застал дома мать, двух братьев и сестру Манучехра, но они не захотели разговаривать, лишь подтвердили, что Манучехр уже сидел в тюрьме, но за какое преступление – не сказали.
Мархабо Одилова, мать Манучехра, говорит, что ее сына арестовали 19 декабря, и она не видела его уже 5 дней.
«Я вырастила четверых детей одна, без отца. У нас с моим сыном Манучехром был небольшой бизнес – мы продавали еду на улицах и в окрестностях», - рассказывает Мархабо Одилова.
Женщина отказалась от дальнейших комментариев, сославшись на настойчивость сотрудников милиции, которые посоветовали ей ни с кем не разговаривать.
По полученной информации, сейчас все подозреваемые содержатся в СИЗО в Канибадаме. Родственники приносят им еду, но, по их словам, с задержанными пока они не встречались. Не ясно, есть ли у них доступ к адвокату.
Никаких подробностей, кроме новостей об аресте, власти не предоставили.
Загадочные убийства и страхи жителей
Убийства начались в Канибадаме и его окрестностях в ночь с 28 на 29 марта. Той ночью 65-летний Мухиддин Шарифов, его жена Марьям Шарифова, невестка Фируза Шарифова, а также внуки Абубакр Шарифов и Азиз Кабирзода были найдены мертвыми на улице Комила Ёрматова в Канибадаме.
Сначала подозреваемым был объявлен Мухиддин Шарифов, однако впоследствии эта версия была отвергнута. Тогда Кабир Шарифов, сын Мухиддина Шарифова, рассказал «Азия-Плюс», что его отца признали потерпевшим, а убийцу так и не нашли.
В ночи с 16 на 17 апреля 70-летние супруги – Музаффар Урмонов и его жена Иноят Урмонова – были найдены мертвыми в селе Сайхун.
Спустя 21 день по подозрению в их убийстве был арестован Шарифжан Ашуров, брат Музаффара Урмонова.
Несмотря на то, что родственники и дети убитой пары, а также дети подозреваемого в убийстве не поверили в вину мужчины и доказали, что Ашуров никуда не выходил в ночь убийства, мужчина был признан виновным и приговорен к 20 годам лишения свободы 12 декабря.
В ночь с 28 на 29 мая в селе Санджидзор были найдены мертвыми шесть членов двух семей. Одна из убитых семей – таджики, другая – кыргызы.
Таджикская семья состояла из трех человек: 38-летней Махбубы Ахмадовой и двух ее несовершеннолетних детей – 17-летней Нозанин и 14-летнего Дамира.
Кыргызская семья также состояла из трех человек: 54-летней Зулхо Ибрагимовой, ее 47-летнего брата Абдуфаттаха и 46-летней Гурбангул.
В этих двух убийствах был обвинен Марат Сатторов, 42-летний школьный охранник села Санджидзор Канибадамского района. В конце ноября Верховный суд Таджикистана приговорил его к пожизненному заключению.
В ночь с 8 на 9 декабря в селе Шуробкалай были обнаружены тела шести членов семьи – мужа и жены и их четверых детей.
Тело главы семьи, 37-летнего Наимджона Нематова нашли повешенным на дереве. Также были обнаружены тела его жены – 33-летней Нафисы Нематовой, детей – трех дочерей и двухлетнего сына – со следами удушения.
Через неделю, в ночь с 15 на 16 декабря, еще четверо членов двух семей были найдены мертвыми в селе Хисорак (бывший Кургонча) города Канибадам.
Двое из погибших – муж и жена, 35-летний Гайбулла Меджидов и 28-летняя Зарнигор, еще двое – мать и сын, 70-летняя Ойша Шокирова и 44-летний Джавлон Шокиров.
В целом за 10 месяцев в городе Канибадам загадочным образом были убиты 23 члена 7 семей.
Кроме того, какое-то время в СМИ и соцсетях говорили о людях в масках, которых по ночам видели в городе. Это удвоило страх жителей. Они сформировали штаб и дежурили по вечерам и ночам в городе. Патрулирование все еще продолжается…
Этой зимой читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК