В Астане завершилось заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Прошедшие переговоры стали завершающим этапом подготовки встречи Совета глав государств, входящих в организацию, которая намечена на 8–9 июня. Как сообщают «Известия», обсуждался также и процесс полноформатного членства Ирана в ШОС. Но по данным российского издания, это вызвало вопросы у Таджикистана.
Индия и Пакистан
Открывая сессию СМИД ШОС, глава казахстанского внешнеполитического ведомства Кайрат Абдрахманов подчеркнул важность углубления сотрудничества в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Также он обратил внимание на завершение процесса оформления членства в ШОС Индии и Пакистана.
Этой темы после завершения заседания коснулся глава МИД РФ Сергей Лавров. Он рассказал, что участники рассмотрели пакет документов, которые будут вынесены на одобрение глав государств в июне.
— Прежде всего, конечно, это решения, которые завершают процедуру оформления полноправного членства в ШОС для Индии и Пакистана. Без преувеличения это событие историческое, — отметил Сергей Лавров.
Эксперт «Валдайского клуба», директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО(У) МИД России, руководитель департамента международных отношений ВШЭ Александр Лукин пояснил «Известиям», что оформление членства Индии и Пакистана станет важнейшей вехой в развитии ШОС.
— Это будет первое расширение организации. К ней присоединятся две крупные страны. То есть она станет гораздо более влиятельной и весомой. Кроме того, до сих пор ШОС называли структурой по координации взаимодействия России и Китая в Средней Азии. Несмотря на то что все решения в организации принимаются на консенсусной основе, влияние Москвы и Пекина по понятным причинам в ней больше. Принятие Индии позволит сделать ШОС гораздо более многосторонней. Нью-Дели внесет большой вклад как в развитие экономического сотрудничества, так и в стабилизацию ситуации в регионе, — отметил Александр Лукин.
Проблема Ирана
Если вопрос членства Индии и Пакистана — дело решенное, то привлечение к работе ШОС Ирана остается в подвешенном состоянии. В своем приветственном слове Кайрат Абдрахманов отметил важность принятия в организацию Исламской Республики, которая на данный момент является страной-наблюдателем. Сергей Лавров также сказал, что Тегеран «решил вопросы, связанные с санкциями по линии Совета Безопасности [ООН]; теперь он полностью соответствует критериям членства в ШОС».
— Мы рассчитываем, что в Астане в июне главы государств смогут рассмотреть вопрос о том, чтобы процедуру подключения Ирана в качестве полноправного члена тоже запустить, — сказал Сергей Лавров.
Как рассказал «Известиям» источник в российской делегации, все члены ШОС, кроме Таджикистана, поддерживают привлечение Тегерана к более глубокой работе в рамках организации.
— Позиция Душанбе объясняется тем, что иранские власти в свое время укрыли у себя одного из таджикских исламистских оппозиционных лидеров. В руководстве республики считают, что таким образом Тегеран пытается пошатнуть позиции нынешних властей. Но это совсем не так, — сказал источник.
По словам собеседника, принятие в ШОС Ирана могло бы вывести организацию на качественно новый уровень.
Сирийский кризис
Ситуация в Сирии стала предметом обсуждения не только в ходе переговоров Сергея Лаврова и Ван И, но и во время заседания СМИД ШОС. Об этом рассказал сам российский министр. Он отметил, что участники сошлись в безальтернативности политического урегулирования конфликта в этой ближневосточной стране, а также необходимости поддержания перемирия.
Российский министр пояснил, что Москва добивается того, чтобы круг участников соглашения о прекращении огня расширился за счет новых группировок вооруженной оппозиции.
— Параллельно, конечно, процесс осложняется тем, что идет и обратный процесс, когда те, кто поддерживает террористическую организацию «Джебхат ан-Нусра» (деятельность запрещена в России. — «Известия»), пытаются вовлечь в ее ряды дополнительные вооруженные отряды, тем самым оторвать их от астанинского процесса, — сказал Сергей Лавров.
О чем еще говорили
Российский министр рассказал, что в ходе заседания СМИД ШОС был рассмотрен ряд вопросов, касающихся сотрудничества по линии силовых ведомств, в гуманитарной сфере и вопросах экологии. В частности, речь шла о проекте конвенции о противодействии экстремизму, подготовке антинаркотической стратегии ШОС и программе действий по ее реализации. Кроме того, обсуждалась и готовящаяся конвенция о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и проект межправительственного соглашения о функционировании Университета ШОС, который объединит 80 вузов стран — членов организации.
В Армении запустили процесс вступления в Евросоюз. В Москве напомнили о членстве страны в ЕАЭС
Почему в Таджикистане не работает частная пенсионная система?
Что думают жители Душанбе о строительстве метро в столице?
Светскость или исламизм? Что происходит в Сирии через месяц после свержения режима Асада
Глава Минтранса Таджикистана раскритиковал работы по строительству тоннеля на дороге Калаи Хумб – Вандж
Таджикистан признали страной с самым неразвитым электронным правительством в ЦА
В Узбекистане существенно расширили перечень экстремистских материалов и аккаунтов в соцсетях
Новые испытания. В каких крупных стартах выступят таджикские спортсмены в сезоне-2025
Посольство Азербайджана указало Москве на недопустимость оскорблений в адрес Ильхама Алиева
Январская «чистка». Эмомали Рахмон сменил кадры в органах прокуратуры, Нацгвардии и Минобороны
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Хабиб2 июня, 2017 14:17
Мы один народ, у нас один язык и одна культура. Нам надо дружить и таджикские власти это знают. но есть одно большое НО. Это все на уровни теории.
Таджикская позиция вполне оправдана. Когда в стране чуть ли не произошел переворот, первым делом ПИВТ (партия исламского возрождения) сбежал в Иран. Иран отказывался передавать их Таджикистану официально. Вот и суть позиции Таджикских властей. Если мы везде кричим, что иранцы и таджики братья по религии,языку и культуры, то не правильно было поддержать маладщего брата в беде!
шаҳрванд22 апреля, 2017 01:16
как же достали... Иран- первая страна, которая приняля нашу независимость. Мы и иранцы- практически один народ: один язык, одна культура и история. В то время как турки и другие объеденяются, мы напротив отдаляемся от наших братьев.. Никаких сближений с саудитами и другими арабами. У нас с иранцами одно будущее!
Taj21 апреля, 2017 20:23
Для Таджикистана, действовать против Ирана это уничтожать себя же!
Проходимец21 апреля, 2017 19:47
У меня случился ступор!!! Пора власти Таджикистана отличить "Божий дар" от яичницы!!?? Одно дело региональная безопасность, другое дело внутренные личные дела и амбиции. Это же не два сапога пара.