Таджикистан славится многообразием своих ремесел и в различных регионах это проявляется по-своему. Раштские мастерицы удивили своим умением не только шить и вышивать, но и изготавливать тюбетейки, веревки для колыбельных и свадебных покрывал, а также подушек для выпечки лепешек. Мы побывали в кишлаке Кадара Раштского района и ознакомились с работами местных женщин.
Песни за вышиванием
Жительница кишлака Кадара Басби Давлатова и ее соседки - мастерицы на все руки. Они занимаются рукоделием: вышивают гладью, изготавливают веревки из разноцветной пряжи для колыбельных и свадебных занавесей (чодаров) и занимаются таджикским печворком – курокдузи.
«Изготовление покрывал, курпачей и других предметов национального декора и одежды входит в перечень того, чему должна учиться каждая девушка с малых лет, - объясняет Басби. - Меня всему научила мама, а я – своих двух дочерей».
Творчество любого мастера уникально. Не является исключением и национальная вышивка – гулдузи. У раштских мастериц – необычные узоры, они как рассказывают пожилые женщины, берут основу из арийской культуры. В их работах встречаются и кыргызские орнаменты и женщины это не скрывают, называя такие узоры, перенимаемые из войлочных ковров, «гули киргизи», что в дословно означает киргизский цветок.
Между тем, у каждой мастерицы – своя техника вышивания и свои узоры: женщины в Раште вышивают не только в стиле «чакан», но и также используют стиль «гули зинда», когда вышитые на ткани цветы из-за выпуклости выглядят как живые.
Встречаются среди мастериц из Кадары и золотошвейки, но их работы уже не так востребованы как раньше.
Как признается Басби, работа рукодельниц требует внимания и усидчивости, так как каждый неправильный стежок может испортить рисунок. Поэтому, чтобы скоротать долгие зимние вечера в Раште женщины собираются у кого-нибудь и вышивают, беседуя меж собой или исполняя песни. Вот и наша героиня с иголкой в руке, вышивая узоры на полотне, поет грустную песню о том, как она соскучилась по своим сыновьям, которые находятся на заработках в России:
«Бача, бачае дилма хавои карди,
Сандуки дилма пур аз рубои карди,
Сандуки дилум пур аз рубои набуде,
Хабдах солай аз мо чудои карди», - поет Басби своим дрожащим голосом, и женщины тяжело вздыхают, потому что в переводе ее слова означают примерно такие строки:
«Мой сынуля, от разлуки сердце разрывается,
И теперь я стала поэтессой,
Но мое сердце раньше не слагало песни,
Это все из-за того, что 17 лет тебя с нами нет».
Печворк по-раштски
Ее соседка, апаи Мухриниссо плетет из ниток разноцветные веревки - «банди гахвора» и «банди чодар», а Фарзона занимается курокдузи – лоскутным шитьем.
В виде мелких геометрических фигур из маленьких кусочков ткани она собирает будущую основу для покрывала.
Лоскутное шитье стало известно в Таджикистане несколько веков назад, и с тех пор стало популярным занятием в отдаленных сельских районах.
Как объясняет мастерица, в работах она часто использует ромбовидные лоскутки, ведь по преданию, они символизируют женское начало. Люди верили, что, если невеста сядет в день свадьбы на лоскутную курпачу, то станет плодовитой. А дастархан из лоскутков на свадьбе для новобрачных означал изобилие.
На самом деле, по словам этнографов, функции вещей, сделанных в стиле курок, заключались в обереге, защите. Особенно для молодоженов. Поэтому в приданом любой раштской девушки обязательно должны быть вещи из разноцветных лоскутков.
«Чем больше кусочков, тем интереснее орнамент. Все швы делаются изнутри, и когда смотришь на готовую продукцию, создается впечатление, что это одна цельная ткань», – рассказывает Фарзона.
По ее словам, при этом важно не только правильно подобрать цвета и выбрать нужную форму, но еще вложить любовь и душу в изготовленную вещь.
Мастерицы также умело вышивают красочные тюбетейки, которые традиционно носят на праздники раштские мужчины. По словам Басби, в последние годы интерес к ношению национальной одежды и других аксессуаров среди молодежи возрастает и это не может ее не радовать.
Подушка из колючек
В этом регионе женщины также могут изготавливать рафиду – подушечку для выпекания лепешек. Интересно, что только здесь ее набивают не ватой, а обычной колючкой.
- Раштские женщины могут изготавливать практически, все, - комментирует Басби и одновременно показывает мужские тюбетейки, которые имеют все цвета радуги. - Это праздничные тюбетейки, они сделаны в нескольких вариантах – с ободком в стиле «шероз», в стиле «гули зинда» или с классическим ободком.
Но пока мы разбираемся с тюбетейками и узнаем, что они сейчас снова завоевывают популярность среди молодежи, одна из женщин начинает демонстрацию рафида – подушек из колючек для выпечки национальных лепешек. Как объясняет Басби Давлатова, уникальность таких подушек в том, что раштские мастера – единственные в регионе, которые изготавливают их из колючек, при этом измельчая их камнем или другим тяжелым предметом.
«Мы готовим различные виды рафида – от 40 до 70 см диаметра, все зависит от типа лепешек, - рассказывает Басби. - Пусть это будут наши гирдача, кульча или традиционные наши лепешки, на продукцию любого размера у нас в запасе есть такие подушки».
Все материалы проекта "Ремесла Таджикистана" можно посмотреть здесь.
Вместо хаджа. Жители Шахристана поездке в Мекку предпочли построить дорогу и школьные столовые
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 10 октября 2024 года
12 программ для бесплатной учебы в CША, Японии, Великобритании, Германии и не только
Что стало с землей бывшего «Зеленого базара» в Душанбе?
«Наши выступили блестяще». Эргаш Махмадбеков – об итогах чемпионата мира по дзюдо среди юниоров
Спикер парламента Ирана приедет в Таджикистан. Какова цель визита Калибофа?
Сына бен Ладена депортировали из Франции. Ему запрещен въезд в страну
Как сохранить ягнобский язык?
Ассоциация охотников Таджикистана выделила 2,1 млн сомони на развитие отдаленных районов
Дело P. Diddy. Что на самом деле происходило на вечеринках рэпера?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Гость24 февраля, 2018 07:07
А где в этом завывании указывается, что еë сын в России, на заработках? И что он вообще в миграции?. Для чего делать такой акцент? Песня просто про отсутствие. Может, он умер. А если нет, то хороша маманя. 17 лет сын скитается. И сын тоже, столько лет мать одна. Но судя по всему всë хорошо. Один стрижет бабло в Москве, другая вышивает, шьет, зарабатывает неплохо. О чем статья?