Десять лет назад в Таджикистане в тестовом режиме впервые запустили мобильный интернет четвертого поколения - 4G или LTE. За прошедшее десятилетие он так и не охватил всю республику, а между тем мир уже переходит на 5G...

Как всё начиналось

В начале 2000-х Таджикистан был признанным лидером технологического развития в странах СНГ, и одним из первых внедрил мобильную сеть второго и третьего поколения. Сейчас, объясняя отставание нашей страны в развитии мобильной связи, некоторые специалисты и чиновники  ссылаются на горный рельеф Таджикистана.

Но ведь в прошлом десятилетии наши горы не помешали быстрому распространению по всей стране G2 и G3. Тогда в чем причина?

Ещё в 2006 году, при министре связи Саиде Зувайдове, планировалось, что Таджикистан станет первой страной на пространстве СНГ, которая развернёт сеть четвёртого поколения 4G. Тогда запуск этой сети планировали на 2007 год.

Министерство связи рассказывало, что 4G запускается в республике раньше, чем в других государствах из-за дешевизны лицензии на оказание услуг. Тогда в Таджикистане она стоила $59.

Но, по непонятным причинам, запуск этой сети произошёл только 4 года спустя - в феврале 2011 состоялся первый тестовый запуск сети 4G в нашей стране.

 

Чем отличается 4G от предшественников?

Основным преимуществом 4G по сравнению с предыдущими поколениями является высокая скорость доступа к мобильному интернету.

Именно сеть 4G позволила осуществить “технологическую революцию” - появились мессенджеры, которые позволяют отправлять аудио и видеосообщения, проводить онлайн-мероприятия, появились виртуальная и дополненная реальность, онлайн-школы, врачи начали давать консультации онлайн.

 

Что не так с таджикским 4G?

По идее, 4G должен поддерживать передачу данных на скорости до 100 Мбит в секунду и 1 Гбит в секунду стационарным клиентам. А скорость 3G может составлять - от 0.5 до 42.2 Мбит.

Но, в Таджикистане, как показывает международный портал speedtest.net, скорость передачи данных на декабрь прошлого года составлял 14,66 Мбит в секунду. Для стационарных клиентов -  33 Мбит в секунду.

Мало того, в Таджикистане 4G  не только не дотягивает до требуемой скорости, она до сих пор даже не покрывает всю республику. Большинство районов Таджикистана ещё пользуются вторым поколением связи.

Сеть четвёртого поколения присутствует в административных центрах страны, но даже столица не полностью обеспечена стабильным 4G.

 

Почему мы отстали

Почему мы были лидерами по интернету среди стран СНГ всего 10 лет назад и почему мы так безнадёжно отстаём сейчас? Ответ на этот вопрос надо искать в нашей недавней истории. 

Таджикистанцы бы не знали, что такое дешёвая и качественная связь, если бы ещё в прошлом десятилетии республика не была одной из ведущих стран в области развития телекоммуникаций.

Таджикистан был в числе 17 стран мира, где впервые протестировали и ввели в коммерческую эксплуатацию 3G в 2005 году. За пару лет, количество интернет-абонентов в нашей стране выросло до 3 миллионов человек.

Препятствия на пути интернета начали создаваться в 2010 году. Тогда власти ввели акциз на все услуги связи в размере 3%, а позже увеличили его до 5%. То есть, мы тогда почему-то приравняли самую прогрессивную отрасль экономики к алкоголю и табаку.

Мы, наверное, действительно посчитали ее такой же опасной, как сигареты, потому что вскоре на государственном ТВ началась кампания о вреде, который сотовая связь якобы несет здоровью людей. (Кстати, Илон Маск, один из ведущих инноваторов мира, на днях в очередной раз опроверг это заблуждение, заявив в интервью, что никакого вреда пользователям сотовая связь не несет).  

Потом началась череда штрафов сотовых операторов. В 2014 году штраф в размере 341 млн. сомони был предъявлен компании «Вавилон-М». Компания пыталась судиться с государством, но предсказуемо проиграла все суды. В 2016 году на 354 млн. сомони был оштрафован «Таком» (Beeline), на 155 млн. сомони - Tcell, на 151 млн. сомони Megafon Tajikistan.

В конце декабря 2015 года правительство подписало постановление «О едином коммутационном центре электрической связи», которое дало подведомственной структуре Службы связи -  «Таджиктелекому» исключительное право на управление всем международным Интернет-трафиком через Единый коммутационный центр.

Правительство аргументировало образование такого центра необходимостью обеспечения безопасности страны. «Таджиктелеком» начал продавать интернет частным операторам в два раза дороже, чем они сами раньше напрямую приобретали за пределами страны.

В 2016 году Служба связи начала взыскивать с мобильных компаний по 80 дирам за обслуживание каждой сим-карты. За «мёртвые сим-карты» (те, которыми уже не пользуются) Служба связи потребовала операторов платить по 20 дирам.

В результате всех этих и многих других мер операторы были уже не в состоянии инвестировать достаточно средств в свое развитие. Бизнес сотовой связи становился все менее привлекательным для инвесторов, а сама отрасль начала терять деньги.

По данным Службы связи, 6 лет назад, в 2013 году, доход таджикского телекоммуникационного рынка составлял $540 млн., в 2018 году сумма дохода составляла уже $275 млн., в 2019 году - $202 млн.

Получается, мы за эти годы своими руками задушили самую перспективную отрасль таджикской экономики и потеряли более 300 млн долларов - по 50 млн в год. Государство и общество от этого проиграли. А кто-то выиграл?

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.