Лидер афганского сопротивления Ахмад Масуд после долгого затишья выступил с заявлением о необходимости децентрализации власти в Афганистане.

«Мы уверены, что децентрализация политической и административной системы (в Афганистане) – это наилучший путь в данный момент, чтобы определить наше будущее. При такой системе все народности в стране смогут избирать сами своих местных лидеров, которые будут подотчетны народу, и таким образом смогут принимать активное участие в формировании политики на местном и региональном уровне», -  цитирует слова лидера афганского Фронта сопротивления Ахмад Масуда Радио Озоди.  

Это заявление он сделал в своем послании для участников конференции, посвященная его отцу Ахмад Шаху Масъуду в университете Кэмбридж, которое было впоследствии было опубликовано и на канале Youtubе. 

По его словам, система, которая представляет только одну часть афганского общества, не может быть приемлема и успешна, а «Талибан» (запрещенное в РТ и многих странах мира), являясь экстремистской группировкой, «превратил страну в рай для террористов, что несет угрозу не только для региона, но и для всего мира». 

По его словам, с их приходом к власти в стране снова начали править терроризм и зверства, а права людей и их свобода всячески попираются, в особенности, права женщин, которых лишают права учиться.  

 

Не только земля пуштунов

Между тем, идея децентрализация не нова для афганского общества - ее уже много лет лоббирует афганский политики Латиф Педром, которого за это даже обвиняли в национализме (является таджиком) и сепаратизме.

Сам Педром же, напротив, считает, что децентрализация власти и федерализация - это единственный способ сохранить целостность Афганистана.

Хотя, политик так же выступает за переименование Афганистана в Хуросон, так как, по его утверждению, нынешнее название страны означает «Земля пуштунов».

Свою позицию по федерализации он мотивирует тем, что при центральной власти важные решения национального масштаба принимается центральной властью, без публичности и участия основной массы людей, что не всегда может отвечать их интересам, поэтому «жить в условиях централизованного режима невозможно».

Абдул Латиф Педром
фото: Khwahan

«Мы поднимаем вопрос о федерализме для того, чтобы люди могли сами принимать решение и имели шанс участвовать в политической жизни страны. Настоящая политическая власть получает свою легитимность из рук народа», - заявил он в ходе своего одного из своих интервью.

 

Единственный выход?

По мнению политолога Амири Замона, децентрализация подразумевает предоставление широкой автономии определенным регионам в формировании их субъективности с тем, чтобы самим участвовать в политических процессах в качестве полноправного актора.

По его словам, заявление Масуда-младшего означает нежелание лидеров сопротивления, возможно, и других не пуштунских этнических групп, жить по политическим руководством талибов. 

"С одной стороны кажется, что в состоянии, когда этнические группы не могут между собой договорится – это наиболее оптимальный способ формирования государственности, с другой стороны  - есть скпетики такого подхода, которые считают, что это усугубит ситуацию с наркоторговлей, терроризмом и другими деструктивными явлениями, так как не будет единого центра, который будет контролировать ситуацию", - говорит политолог.

При этом он сомневается в успешности этой идеи на фона тотального контроля талибов над страной.

"Фронт сопротивления не в силах реализовать эту идею самостоятельно, а пока ни внутри, ни извне никто не выразил еще поддержку идее децентрализации", - говорит эксперт.

Между тем, большинство экспертов считают, что именно подход децентрализаци и федерализации был бы оптимальным решением для Афганистана так как "мирное сосуществование пуштунов и таджиков в Афганистане всегда будет иметь напряженность между ними, а разделение на федерации позволило бы каждому из них жить по своим политическим и идеолгическим предпочтениям".

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.