Отсутствие доступа к медучреждениям – известная проблема в регионах Таджикистана. Из-за того, что своевременную помощь получить не всегда возможно и даже дорого, жители сел вынуждены заниматься самолечением. Порой это заканчивается плачевно.
Село Даштак, что находится в 17 км от центра района Горная Матча, в течение долгих 6-7 месяцев в году, практически отрезано от внешнего мира. Добраться до села не представляется возможным из-за суровой и продолжительной зимы.
В этот период выпадает много снега, который полностью перекрывает дорогу, если её можно так назвать. Это, скорее, заезженная часть земли, конечно же, не асфальтированная.
Как отмечают местные жители передвижение по этой «дороге» проблематично не только зимой, весной и осенью. Машины застревают в грязи, и без помощи посторонних вылезти из нее невозможно.
На территории Горной Матчи проживают порядка 25 тысяч граждан. Этот район - один из самых отдалённых и труднодоступных в стране.
Но, пожалуй, главной проблемой этой местности является отсутствие медицинского учреждения. На несколько сёл тут функционирует всего лишь один медпункт.
«До ближайшего села Гузн, где расположен медпункт, дорога занимает один час. Но даже там не всегда могут помочь. Зачастую, не сумев поставить диагноз, врачи нас отправляют в медучреждения другого села или в райцентр, и даже в центр области - в город Худжанд, куда ехать часов 10, а стоит такая поездка 140 сомони на такси, так как другого транспорта попросту не существует. Туда-обратно дорога обойдется в 240 сомони. А для нас это очень дорого», - говорит жительница села Хуснигул Азизова.
Из-за этого жители чаще всего занимаются самолечением.
В результате такого самолечения за последние три года тут от диареи умерло трое детей.
«Когда наши дети заболевают мы поим их различными травяными отварами. Например, при диарее даём траву под названием "талхак", при желудочных расстройствах обычно применяем подорожник, при температуре - молочную сыворотку или кусковой сахар, а при зубной боли полоскаем рот отваром из хазориспанда», - рассказывает местный житель Одил Исломов.
Женщины, как правило, рожают дома, опять-таки из-за того, что больница находится далеко.
Соответственно, есть случаи смерти и среди рожениц.
«Когда у моей невестки начались схватки, я хотел отвезти её в больницу. Однако такси, которое мы заказали, приехало слишком поздно. Ребёнок родился по дороге в машине. Невестке стало плохо, и она умерла. Пришлось развернуться и ехать обратно домой хоронить её. Её дочери недавно исполнилось 4 года. Воспитанием девочки занимается бабушка», - делится Исломов.
«Мы делаем всё, что в наших силах»
Мирзо Хокимов - квалифицированный врач, который возглавляет Центр здоровья в селе Гузн. Работает он здесь вот уже 30 лет, оказывая помощь жителям 10 сёл.
Помогают врачу две женщины.
«Из-за отсутствия медпункта, вначале больных я принимал дома. Затем с 1995 до 2013 года нам выделили помещение, но и оно находилось в аварийном состоянии, - рассказывает он. - Чуть позже, по поручению президента, в селе построили Центр здоровья.
Конечно, в связи с отсутствием условий и необходимого оборудования, мы не можем оказывать помощь больным со сложными заболеваниями. Как правило, к нам обращаются с высокой температурой, повышенным давлением, различными высыпаниями на теле, несложными травмами и кишечными расстройствами. Мы делаем всё, что в наших силах. При необходимости направляем больных в районную или областную больницу».
Отсутствие медицины – это проблема не только глубинки
Такая ситуация характерная для всех регионов страны. Нехватка медперсонала наблюдается даже в столице: 59 врачей и 40 медсестер. Это только официально.
В 2021 году в своем послании президент Таджикистана сообщил, что за последние 30 лет в стране подготовлено 187 тысяч врачей и работников среднего медперсонала, но сейчас в медицинских учреждениях ощущается их острая нехватка. Он также раскритиковал государственных служащих за то, что те выезжали на лечение за границу, не доверяя отечественным специалистам.
Выезд врачей и других медицинских работников за границу начался практически одновременно с трудовой миграцией других категорий граждан и продолжается до сих пор. Эксперты в области медицины говорят, что отток большого числа врачей ставит под угрозу весь сектор здравоохранения.
Официальные власти точной статистикой о выезде за рубеж медицинских работников не располагают. В июле прошлого года на пресс-конференции министр здравоохранения Джамолиддин Абдуллозода назвал лишь одну цифру – количество медработников, которые выехали в трудовую миграцию в первом полугодии 2022 года - 674 врача и 1350 медсестер.
Эксперты говорят, что за границей работают тысячи профессиональных врачей из Таджикистана.
Дефицит медперсонала, по данным Минздрава на февраль 2023 года:
- 601 врач и 165 медсестер не хватает в Согдийской области;
- 893 врача и 10 медсестер - в Хатлонской области;
- 59 врачей и 40 медсестер - в Душанбе;
- 453 врача и 153 медсестры - в городах и РРП;
- 153 врача и 77 медсестер - в частных медицинских учреждениях;
- 153 врача и 105 медсестер - в административных учреждениях.
О ситуации в Горно-Бадахшанской автономной области министр здравоохранения не сообщил, но специалистов, скорее всего, не хватает и в этой области.
Итого, в стране не хватает 2 тысяч 463 врачей и 605 медсестер (без ГБАО).
Кого именно не хватает?
По словам Джамолиддина Абдуллозода, в прошлом году в Таджикистане дефицит наблюдался среди семейных врачей, анестезиологов-реаниматологов и педиатров.
Два года назад изданию Your.tj директор Шахринавского центра первичной медико-санитарной помощи Толиб Ахмедов сообщал, что в Россию только из его центра уехали 7 врачей, в том числе: хирурги, урологи, семейные врачи и стоматологи. И такая картина, отмечал он, во многих районах страны.
Дефицит медицинских кадров, причем острый, наблюдался и в Согде в 2020 году. Тогда в области не хватало 802 врача по более чем 30 специальностям. Об этом писало издание Nuqta.tj со ссылкой на замначальника Управления здравоохранения области Маъруфджона Ходжибоева.
По словам специалиста, в области не доставало семейных врачей, рентгенологов, инфекционистов, фтизиатров, психиатров, реаниматологов, анестезиологов, эпидемиологов, невропатологов.
То же подтверждал и руководитель Зафарабадского районного Центра здоровья Шавки Джумаев. Он сообщил Nuqta.tj о нехватке 16 семейных врачей, гинекологов, инфекционистов, офтальмологов, фтизиатров, психиатров, кожно-венерологов, реаниматологов и терапевтов.
И это лишь капля в море реальной информации, лишь то, что узнали СМИ для своих немногочисленных материалов.
Этим летом оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
В Таджикистане начали проводить кохлеарную имплантацию для восстановления слуха
Аэропорт Душанбе вошел в ТОП-10 самых турбулентных аэропортов мира в 2024 году
Разрушая стереотипы. Как девушки в Таджикистане все чаще находят себя в сфере IT
Шестеро узбекистанцев и трое туркмен скончались в Турции после употребления некачественного алкоголя
Нам нужен цифровой сомони. Раз уж интернет в Таджикистане вряд ли станет лучше…
Репортеры без границ и Комитет защиты журналистов требуют освободить редактора газеты «Пайк»
Рустам Эмомали попросил Счетную палату проверить финансовую деятельность мэрии за 2024 год
Глава СК РФ сообщил о 27 фигурантах дела о теракте в "Крокусе"
Таджикистан на 121 месте по скорости фиксированного интернета
Лос-Анджелес, охваченный пожарами, окрасился в розовый цвет
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста