За последние семь лет уровень детской бедности в Таджикистане существенно снизился. Но несмотря на это, 16 из 100 детей по-прежнему живут за чертой бедности и лишены полноценного детства. Какие права ребенка нарушаются в нашей стране чаще всего? И что делается для исправления ситуации?
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Именно в этот день, в 1959 году, Генассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. А спустя 30 лет - Конвенцию о правах ребенка, в которой задекларированы такие важные и фундаментальные постулаты, как образование, защита, правосудие, здоровое питание и другие права.
Законы есть, но…
В Таджикистане дети до 15 лет составляют 30% населения, то есть порядка 3,3 млн человек.
Такие данные приводит Всемирный банк, отмечая, что Таджикистан – самая молодая и быстрорастущая страна в Европейском и Центральноазиатском регионе.
В социальной политике государства, по словам властей, обеспечение наилучших интересов ребенка, содействие защите их прав и интересов остается одним из приоритетных направлений.
В этом году пошел третий десяток лет с того момента, когда республика взяла на себя обязательства защищать права детей в рамках Конвенции о правах ребенка. Эти права закреплены и в специальных законах: «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», «О предотвращении насилия в семье».
В 2015 году Таджикистан принял первый закон, посвященный целенаправленно правам ребенка – «О защите прав детей», а семью годами ранее создал Комиссию по правам детей.
Несмотря на то, что республика взяла на себя обязательство защищать права и интересы ребенка, они продолжают грубо нарушаться.
Детская бедность: снизилась, но не исчезла
По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), дети в Таджикистане находятся за пределами формального образования. Например, только 64% девочек переходят из младших классов в старшие, в то время как среди мальчиков этот показатель составляет 86%.
Девочки в два раза чаще, чем мальчики, не заканчивают среднюю школу и, соответственно, гораздо меньше охвачены высшим образованием.
Дети с инвалидностью в этом плане особенно уязвимы. В 2020-2021 годах только чуть более 30% таких детей были охвачены образованием, при этом треть из них находилась в интернатных учреждениях.
Только 45% населения Таджикистана имеют доступ к безопасной питьевой воде, что, несомненно, сказывается на здоровье детей и повышает риск заболеваний, передающихся через воду.
В преддверии саммита по Целям устойчивого развития, который прошел в сентябре этого года в Нью-Йорке, ЮНИСЕФ и Всемирный банк опубликовали глобальное исследование по проблемам детской бедности.
Согласно докладу, в Таджикистане уровень детской бедности (определяемый как дети, живущие менее чем на $3,65 в день) снизился с 25,71% в 2015 году до 16,7% в 2022 году.
И хотя республика добилась прогресса, по-прежнему, 16 из 100 детей живут за чертой бедности.
Для устранения этих и других пробелов, страновая программа ЮНИСЕФ на 2023-2026 годы намерена ускорить прогресс в реализации прав всех детей, в том числе, в обеспечении равенства.
В частности, Детский фонд ООН совместно с правительством Таджикистана провели работу над обновлением национальных стандартов ВСГ (водоснабжение, санитария и гигиена) для медучреждений и школ, которые были утверждены Минздравом и Минобрнауки РТ.
Также ЮНИСЕФ оказывает техническую помощь правительству в пересмотре политики и разработке национальных стратегий, способствующих дальнейшему расширению доступа к качественным услугам здравоохранения и снижению детской смертности.
Фонд поддержал Минздрав в разработке Национальной стратегии иммунизации на 2023-2027 гг. с полным расчетом затрат.
Также ЮНИСЕФ поддерживает правительство в вопросах доступа детей к качественному и инклюзивному образованию.
Сексуализированное насилие над детьми
Организации, работающие в правовой сфере, отмечают, что в Таджикистане очень часто нарушаются права детей в области правосудия. Особенно уязвимыми в этом плане становятся дети с инвалидностью, дети беженцев и лишенные семейного окружения.
Серьезный окрас приобретает проблема сексуализированного насилия над несовершеннолетними.
«С 2020 года наша организация вела более 45 уголовных дел, где дети были подвергнуты сексуализированному насилию. Огромное их количество пришлось на ковидный период, - говорит Гульчехра Рахманова, правозащитница и руководитель общественного фонда «Правовая инициатива».
В 2022 году в Уголовный кодекс внесли поправки, ужесточающие наказание за сексуальное насилие над несовершеннолетними. Теперь педофилам грозит до 25 лет лишения свободы.
Но из-за того, что насилие совершается, в основном, со стороны близких родственников, эта проблема носит латентный характер и оценить ее масштабы трудно.
По словам Рахмановой, из общего количества дел только 10 осужденных являлись незнакомыми лицами. Все остальные это отец, отчим, брат, двоюродный брат, дядя, учителя и близкие соседи.
«Через ведение судебных тяжб мы отслеживаем, какие существуют пробелы в законодательстве и правоприменительной практики, чтобы через национальную и международную адвокацию привести их в соответствие с международными нормами, - говорит правозащитница.
К сожалению, мы работаем с кейсами, где факт уже произошел, а для профилактики необходимо, чтоб ответственные госорганы были максимально задействованы в данном вопросе с привлечением гражданского общества. Профилактика такого рода преступления это, в основном, работа с семьей и родителями», - отмечает она.
По словам специалиста, необходима Национальная программа, направленная на борьбу с насилием в отношении ребенка, и чтобы она была реальной в исполнении.
«Без государственного механизма очень сложно работать. Должна быть, в первую очередь, политическая воля и желание искоренить насилие в отношении ребенка в целом, - продолжает Гульчехра Рахманова.
Это не только работа с семьей, но и с теми институтами, где ребенок менее защищен - школы, детские дома, интернаты, спецучреждения и др. Охват огромен, поскольку насилию ребенок может подвергаться, где угодно».
Для гражданского общества должен быть доступ во все детские учреждения, где может временно или постоянно находиться ребенок, чтобы можно было провести независимый мониторинг. Без этого, уверена правозащитница, риск быть подвергнутым насилию усиливается в разы.
Дети с синдромом СД ущемлены в Таджикистане во всех правах
По данным исследования ЮНИСЕФ, в Таджикистане 32 тыс. детей с инвалидностью. И именно их права нарушаются чаще всего.
Тахмина Хакимова-Рис, руководитель организации «Назари Дигар», поддерживающей людей с синдромом Дауна (СД) в Таджикистане, говорит, что это происходит уже при рождении.
Статистики по количеству рождающихся ежегодно детей с СД в Таджикистане нет. Согласно собственным подсчетам организации, каждый год таких новорожденных около трехсот.
Исследование, которая провела «Назари Дигар» два года назад, выявило, что женщины, родившие ребенка с СД, нередко подвергаются психологическому давлению со стороны медперсонала.
«Даже не проведя соответствующего генетического анализа, медработники роддомов ставят самостоятельный вердикт о диагнозе ребенка, советуя родственникам роженицы либо ей самой отказаться от него. Как не ужасно это звучит, но таких историй очень много, то есть у ребенка отнимают право на семью уже при рождении», - говорит Тахмина.
Дальше таких детей, по ее словам, не хотят брать в детские сады и школы, лишая их получения образования. И хотя стратегия инклюзивного образования в Таджикистане была принята еще в 2004 году, по факту она остается лишь на бумаге.
Дети с СД подвергаются дискриминации в обществе, из-за чего родители стесняются их выводить в люди, нарушая право ребенка на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях.
«Чтобы уменьшить стигму в отношении детей с синдромом Дауна, мы реализуем различные проекты, в частности, разрабатываем буклеты с новейшей информацией о данном заболевании и распространяем среди родителей, в медучреждениях, школах.
Проводим обучающие тренинги и информационные кампании, ведем адвокационные инициативы по вопросам инклюзивного подхода в сфере образования», - отмечает собеседница.
Для Таджикистана, где треть населения – дети, очень важно, чтобы они рождались и росли в здоровой и защищенной среде, могли полностью раскрыть свой потенциал и реализовать свои права. Ведь они – и есть наше будущее.
Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
«Музыка – моя основная страсть». Валиджон Азизов о хайпе, секретах успеха и настоящем живом исполнении
«Молодежь в бизнесе»: нетворкинг, поддержка и истории успеха
«Меня, последнего динозавра советской культуры, забыли…» Хошим Гадо обратился с открытым письмом к президенту Таджикистана
Зарплаты курьеров в России превзошли доходы IT-специалистов
Рогунскую ГЭС назвали «ядром регионального рынка электроэнергии в Центральной Азии»
Безразличие и коррупция. Президент Таджикистана раскритиковал представителей судебной системы
ЕБРР и НБТ при поддержке Европейского Союза обучают специалистов финсектора Таджикистана
Как увеличить срок службы автомобиля: лайфхаки, о которых вам не расскажут автосервисы
Глава «Спитамен Иншуренс» вошел в ТОП-100 успешных людей Таджикистана
ЕАБР занес в единую базу данные о финансировании стран региона международными донорами
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста