Перед Турцией стоит огромное множество проблем и угроз, но в ответ общество в этой стране на глазах раздробляется, углубляя раскол между разными его частями. Страна все глубже погружается в войну с самой собой, пишет Би-би-си.
Через несколько часов после ареста подозреваемого в нападении на ночной клуб Reina в Стамбуле в официальном "Твиттере" правительства Турции была опубликована цитата президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана.
"Я был премьер-министром Турции в течение 14 лет. Образ жизни нашего народа никогда не нарушался, не будет этого и впредь", - заявил президент.
Эрдоган делал подобные заявления и ранее, сразу же после нападения на клуб Reina в новогоднюю ночь. "Ничей образ жизни в Турции не находится под систематической угрозой. Я спрашиваю лгунов, которые это говорят: кто мешает вам есть, пить и носить, что вам хочется?", - сказал он тогда.
Так президент Эрдоган ответил на обвинение, что его тяготеющее к исламизму правительство создало в стране климат, при котором под ударом оказываются немусульманские празднества и вечеринки, участники которых употребляют алкоголь.
Незадолго до нападения на клуб Reina на плакатах и в проправительственных газетах появилась карикатура, на которой бородатый человек бьет кулаком в лицо Санта-Клауса. Карикатура сопровождалась призывом не справлять Новый год.
Насколько известно сейчас, Reina подвергся нападению лишь потому, что это известное место, пользующееся пулярностью среди туристов, а не из-за того, что ее посетители нарушают какие-то обычаи.
Но это нападение вновь привело к бурным дебатам на почве опасений, что светская часть турецкого общества находится под угрозой со стороны его религиозной части.
Еще не так давно на узких улочках района Асмалымесджит кипела ночная жизнь. Алкоголь тек рекой, и до раннего утра из баров и кафе доносилась музыка. Теперь большая часть баров либо закрылись, либо стоят практически пустыми.
Частично это связано с вопросами безопасности, из-за чего число иностранных туристов резко упало, да и сами турки теперь опасаются выходить погулять по вечерам. Но не стоит забывать и о том, что правительство ввело ограничения на продажу алкоголя.
Согласно строгому закону, принятому в 2013 году, бары, в которых продается алкоголь, должны располагаться не менее чем в 100 метрах от школ и мечетей. Им также запрещено выставлять столы на тротуар или террасы.
"Вся система построена на немыслимых требованиях, и в результате мы не смогли продлить лицензию на продажу спиртных напитков", - говорит хозяин бара Камил Эртюрк.
"Они приходят и говорят: у вас слишком высокие табуретки, или - если это ресторан, а после ужина люди начинают танцевать, то вы нарушаете условия лицензии". Камилу Эртюрку пришлось закрыть и второй бар, так как его лицензия была отозвана.
"Когда Эрдоган говорит, что ничей стиль жизни не находится под угрозой, мне хочется смеяться и плакать, - говорит он. - Речь идет не только об алкоголе, мы чувствуем давление во всех аспектах жизни. Они манипулируют общественным мнением через прессу и при помощи интернет-троллей. Все, кто хочет жить по-другому, оказались под ударом".
Раскол между религиозной и светской частями общества в Турции существовал всегда. Турецкая республика, основанная Кемалем Ататюрком в 1923 году, была ориентирована на Запад. У нее была светская конституция, религия находилась под жестким контролем государства, а религиозные фундаменталисты подвергались остракизму.
Когда Эрдоган пришел к власти в 2003 году, то сначала казалось, что ему удалось объединить эти две части общества. Он отменил действовавший на протяжении десятилетий запрет на ношение женщинами мусульманских платков в государственных учреждениях, но при этом он также пользовался поддержкой в либеральных кругах.
"Преступление против человечности"
Но растущий средний класс требовал большего, и этот дух инклюзивности стал исчезать. Волна протестов, прокатившаяся по стране в 2013 году из-за планов застроить парк Гези в Стамбуле, стала поворотным моментом.
"Большинство из нас в парке заявляли: перестаньте вмешиваться в нашу жизнь", - говорит один из организаторов протестов, который боится назвать свое имя, что само по себе показывает, насколько изменилась атмосфера в Турции.
"Эрдоган заявлял, что у женщин должно быть как минимум трое детей, и на все светские институты и организации росло давление. Когда стали звучать требования большей демократии - или настоящей демократии, - они сказали, что мы сепаратисты и что мы подрываем устои общества", - говорит он.
Риторика правительства в вопросах образа жизни населения резко ужесточилась. Бывший заместитель премьер-министра призвал женщин не смеяться на публике. Сам Эрдоган назвал всех, кто употребляет спиртное, алкоголиками и отверг идею смешанных общежитий для студентов. Консервативная часть общества довольна.
Недавно женщина, одетая в шорты, была избита в автобусе. На вечеринку, устроенную в музыкальном магазине во время празднования Рамадана, напали местные исламисты. Проправительственная пресса постоянно пестрит заголовками с нападками на светскую публику и на левые партии.
В правительстве популярна идея "осажденной крепости" и что между двумя частями общества - религиозной и светской - разгорается конфликт.
"Те, кто носит головные платки в знак приверженности исламу, подвергались преследованиям пока к власти не пришло нынешнее правительство", - говорит Элиф Девечиоглу, дизайнер мусульманской одежды для женщин.
"Преподаватели отводили 17-летних девушек в отдельную комнату и пытались нас отговорить носить на голове платок. Это было психологическим насилием… преступлением против человечности, - возмущается Девечиоглу. - Нынешнее правительство хочет представлять все стороны общества, но 14 лет - недостаточный срок для того, чтобы изменить образ мыслей людей", - говорит она.
За относительно короткий период времени в Турции многое изменилось. Власть теперь в руках набожных людей, а светская часть общества чувствует для себя угрозу. Но Турция также теперь поляризована, что опасно, учитывая тот факт, что президент Эрдоган хочет изменить конституцию страны.
Эрдоган хочет возглавить исполнительную ветвь власти, отменить пост премьер-министра и дать президенту власть назначать министров и судей. Он утверждает, что это поможет стране избавиться от постоянной необходимости создавать парламентские коалиции. Оппозиция заявляет, что это укрепит тоталитаризм.
Перед Турцией стоит огромное множество проблем и угроз, но в ответ общество в этой стране на глазах раздробляется, углубляя раскол между разными его частями. Страна все глубже погружается в войну с самой собой.
Кто сказал, что у бизнеса не женское лицо? Истории таджикистанок, которые открыли и успешно развивают свое дело
«Возмездие неотвратимо». Путин утвердил ядерную доктрину России
Делегация Таджикистана отправилась укреплять связи с Малайзией и странами АСЕАН
Где сходить по нужде? Составили карту общественных туалетов Душанбе
Неделя математики, физики и компьютерных наук: в Таджикистане завершился образовательный проект СКФУ
Военная прокуратура Куляба расследует причины гибели служившего в погранвойсках срочника
Талибы усилили контроль за запретом на показ людей в СМИ
Женщинам с инвалидностью в Таджикистане практически недоступны медицинские услуги. Как можно изменить ситуацию?
Из Узбекистана будут депортировать иностранцев за оскорбления страны
"Озоди": Чоршанбе Чоршанбиев стал фигурантом еще одного дела и получил новый срок
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста