The Washington Post сообщила, что администрация США готовит экономические меры против Кыргызстана за то, что он помогает России обходить санкции. О том, как Кыргызстан оказался под угрозой потенциальных санкций со стороны США за предполагаемые поставки запрещенных товаров в Россию - в материале Сabar.asia.
Вечером 20 июля стало известно, что это не просто слова. Минфин США ввел санкции против четырех кыргызских компаний, причастных, по мнению Вашингтона, к поставкам санкционных товаров в РФ.
Под ограничения попали RM Design and Development, «ГТМЕ Технологии», «Прогресс лидер» и «Карголайн». Таким образом под американские санкции попали уже пять компаний, ранее в этом списке уже находилась компания Tro.Ya.
Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана отреагировал на информацию о причастности частного сектора страны к поставкам запрещенных товаров в РФ.
«Мы допускаем возможную причастность к этому частных компаний и фирм, которые в рамках своей бизнес и производственной деятельности могли быть причастны к нарушениям санкционных ограничений. Возможно компании не знали, кто фактически может быть конечным этой продукции», — заявили в ГКНБ.
Спецслужба сообщила, что проведет собственное расследование для выявления компаний-экспортеров и прекратит поставки запрещенных товаров, если они имеют место быть.
При этом Кыргызстан категорически отрицает обвинения в том, что поставки санкционных товаров поддерживаются на уровне страны.
«Кыргызстан и его государственные структуры строго придерживаются соответствующих международных норм и правил», — подчеркнули в Госкомитете.
По этому поводу также выступил глава кабинета министров Акылбек Жапаров.
«Кыргызстан посещала делегация Евросоюза и США и нами применяются все превентивные меры. В стране ведется активная работа по устранению рисков попадания под санкции благодаря обеспечению прозрачности торговли. Меры будут приниматься в дальнейшем, чтобы санкционные товары не пересекали нашу границу и, тем более, не уходили туда, где есть санкции», — заявил глава кабмина.
Пробелы в официальной статистике
Было бы нечестным по отношению к зарубежным партнерам говорить о том, что через Кыргызстан полностью исключена возможность поставок санкционных товаров в Россию, считает экономист Кубанычбек Идинов. Однако, по его мнению, масштабы параллельного импорта сильно преувеличены.
«Речь о том, что отдельные отечественные компании зарабатывают на ситуации в регионе, идет давно. Но другое дело, что сегодня это пытаются показать, как систему, а это не так. У нас действительно большой товарооборот с Россией. По итогам 2022 года он показал рост на $1 млрд. Однако, по моему мнению, это не столько связано с параллельным импортом запрещенных товаров в Россию, сколько с реформами и цифровизацией экономики Кыргызстана в последние годы. Эти два события просто совпали», — говорит экономист.
Более того, по его словам, улучшение налогового и таможенного администрирования говорят о том, что республике скрывать нечего.
«В процессе цифровизации приходится все открывать. Поэтому и вырос наш товарооборот. Кыргызстан наоборот стремится к тому чтобы все было прозрачно и открыто. Для этого сегодня введены ККМ, электронные счета-фактуры и другие документы, позволяющие отслеживать торговлю. Это говорит о том, что в экономике республики происходят определенные реформы, связанные с цифровизацией», — добавил он.
Несмотря на официальное отрицание Бишкеком причастности к поставкам запрещенных товаров в Россию, у международных партнеров сохраняются сомнения относительно нейтралитета Кыргызстана. Добавило масла в огонь изменение формата экспортных данных, публикуемых Национальным статистическим комитетом, о чем в своем расследовании сообщило OCCRP.
В частности, во многих странах мира статистика экспорта обычно разбивается на очень конкретные категории с использованием 10-значных кодов. Например, код 3603400001 обозначает «неэлектрические детонирующие капсюли». Однако есть и более короткие 4-значные коды, которые, начиная с апреля 2023 года использует Нацстатком КР.
В материале OCCRP отмечается, что четыре компании, попавшие под санкции, – это лишь верхушка айсберга. Существуют еще десятки кыргызских компаний, которые экспортируют запрещенные товары в Россию. Например, «Кас Импульс» – первый в Центральной Азии завод по производству детонаторов. С января по апрель 2023 года он отправил в Россию 661 тысячу устройств.
Хотя многие из этих изделий могли быть произведены в Китае, по меньшей мере 19,6 тысяч были произведены в Кыргызстане.
Поставки были отправлены в ORICA CIS, входящую в группу компаний «Эвобласт», российского производителя промышленных взрывчатых веществ и систем инициирования для горнодобывающей и строительной промышленностей. Ни один из этих экспортируемых детонаторов не указан в официальной статистике.
Удержать баланс со всеми партнерами
По мнению Кубанычбека Идинова, Кыргызстану нужно четко соблюдать требования Запада и США в отношении поставок санкционных товаров в Россию, но при этом продолжать наращивать экономические отношения со всеми странами, защищая свои интересы.
Он отмечает, что вопрос санкций больше политический.
"Запад и США хотят, чтобы мы присоединились к санкциям. Но зачем Кыргызстану сейчас разрывать отношения с Россией. Мы за эти годы уже научились работать в рамках ЕАЭС, научили наших предпринимателей работать в этих условиях. Как мы можем сейчас опять все взять повернуть и разорвать отношения с РФ. Это просто не получится и, я думаю, что мы не должны в эту политику вдаваться", — продолжил Кубанычбек Идинов.
Вместе с тем, по мнению политолога Эмиля Джураева, Кыргызстану и не нужно разрывать отношения с Россией. И в США, и в Европе все понимают насколько Кыргызстану сложно будет отказать России и тем более участвовать на стороне Украины.
То, что Кыргызстан объявил о своем нейтралитете относительно войны, все принимают. Дело как раз в том, чтобы выдерживать этот нейтралитет на деле.
"Мы должны преследовать свои национальные интересы достижения здоровых отношений со всеми своими партнерами, — подчеркивает Джураев. – И то, что для России сегодня приемлемо, чтобы Кыргызстан рисковал своей безопасностью относительно санкций, чтобы поставлять эти товары в РФ, мне кажется это эгоистично с российской стороны. Я думаю, что нам нужно с уважением, но ясностью объяснить всем партнерам, что мы сохраняем нейтралитет в этой ситуации".
Без этой ясности, по словам политолога, Кыргызстану будет крайне сложно выдержать баланс в отношениях между своими партнерами.
"У Кыргызстана и России очень широкий спектр взаимоотношений. И эти отношения, если у нас на самом деле серьезное партнерское сотрудничество, не должны сводиться к тому, что все решается тем будет ли республика участвовать в поставке запрещенных международными санкциями товаров для Российской Федерации", — заключил он.
Избиения, ток и угрозы изнасилованием. В Таджикистане продолжают применять пытки задержанных
Потребительская уверенность таджикистанцев начала снижаться
Афиша от «Азия-Плюс»: спектакль «Звёздный мальчик», опера «Рудаки» и театр оперы и балета в Худжанде
Туркменистан и талибы открыли семь объектов на приграничной территории
Таджикские волейболистки выиграли бронзовую награду на Мальдивах
Как трудовая миграция разрушает здоровье таджикистанцев
Снятие ограничений на продажу сжиженного газа в Душанбе немного снизило его стоимость
Дональд Трамп заявил, что не будет участвовать в новых дебатах с Камалой Харрис
Узбекистан завершил внутригосударственные процедуры по упрощению грузоперевозок с Таджикистаном
Путин: «Удары дальнобойным оружием по России будут означать участие НАТО в конфликте»
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста