Яркие, шумные, колоритные. Место встреч и обмена новостями. Базары в Азии - это центр не только торговли, но и всей жизни. До недавнего времени базар в селе Арка был именно таким - в базарные дни здесь было не пройти. Урюк - главную ценность здешних мест - продавали и покупали буквально тоннами.

В 2021 году все изменилось. Покупателей стало меньше. Торговцы тоже уехали.

Село Арка расположено прямо на границе Кыргызстана и Таджикистана. Мимо села проходит дорога Худжанд - Канибадам, и это всегда способствовало развитию торговли. Сейчас же границы закрыты, маленькое село буквально выживает.

Нет-нет, сельчане все так же продолжают выращивать урожай и разводить скот. Вот только продавать его почти некому. Репортаж Kaktus.media.

Фото kaktus.media

 

Многие боятся оставаться здесь

"До закрытия границ базар выглядел по-другому. Продажи были хорошие, клиентов было много. Сейчас же местные жители переехали кто куда может. Одни в Ош и Джалал-Абад, другие в Бишкек, третьи вовсе уехали на заработки в другие страны. Все это связано с конфликтом на границе, многие боятся оставаться здесь", - говорит Сабириниса Маматкулова.

Фото kaktus.media

Уезжать из села и закрывать точку на базаре Маматкулова не стала. По ее словам, вся ее родня живет в Баткенской области, и ехать ей некуда.

"Почему я должна уезжать? Кто захочет оставить такое место? Здесь чистый воздух и все родное. Никогда не было мысли - покинуть свое село. Нам здесь хорошо. Пусть только решат вопрос границ, и тогда станет лучше.

Мы тоже хотим жить в мире. В каждом намазе просим об этом. Что может быть лучше спокойной жизни?" - говорит Сабириниса.

Санабар Каримова много лет торговала на рынке. После конфликта в сентябре 2022 года она перестала выходить на базар. По ее словам, продажи упали, смысла торговать нет.

"В этом году урожай хороший, сельчане привозят урюк в надежде продать его и купить продукты. Стоимость урюка в этом году намного ниже, чем в предыдущие годы. Люди вынуждены либо отдавать по такой цене, либо забирать обратно, а это лишние расходы на транспортировку", - отмечает она.

Сами баткенцы называют свой край родиной абрикоса, по-кыргызски - Өрүк. Баткенский урюк давно стал брендом, известным далеко за пределами области. И его продажа является одним из главных источников дохода местных жителей.

В настоящее время в Баткенской области абрикос выращивается более чем на 7 тысячах гектаров земли. Часть урожая продается в свежем виде, но основную долю сушат естественным способом. Ежегодно в Баткене производится более 20 тысяч тонн сухофруктов. Не менее 70 процентов покупали таджикистанцы. Сейчас границы закрыты.

Санабар Каримова, пройдя с журналистами по базару, показывает разные сорта урюка и уточняет их стоимость у торговцев:

Фото kaktus.media

- Сколько стоит?

- Бери, дешево! 110 сомов (13,5 сомони).

- Если раньше такой урюк продавали по 350 сомов (43,5 сомони) за килограмм, сейчас отдают по 110-115  сомов (14,2 сомони). Это вот обработанный урюк, а это натуральный.

Фото kaktus.media

 

Бизнес не любит границ

Негативное влияние закрытия границ в Баткенской области на торговлю урюком подтверждает экономист и президент Ассоциации рынков Кыргызстана Сергей Пономарев.

"Когда в Баткене были открыты границы и заезжали таджикские покупатели, было по-другому. Естественно, когда границы закрыты и перестали приезжать покупатели из Таджикистана, цена изменилась. Соотношение предложения и спроса определяет цену.

Следующий критерий - это так называемый потенциал рынка, какие доходы у людей, которые проживают в этом регионе, какова средняя зарплата и какие возможности у них приобретать товар или услуги.

И наконец, - резюмирует экономист, - емкость рынка. После известных событий перестали приезжать на рынок таджикистанцы, уехала часть местных жителей. Также если раньше рынки в приграничных селах Кыргызстана находились в географически удобном расположении, то сегодня оказались в тупике.

Потенциал рынка сократился, потому что доходная часть не такая высокая, как предполагалось. Это только первичные критерии, которые повлияли на снижение торговли, есть еще куча вспомогательных", - говорит Пономарев.

По его словам, схожая ситуация, но только во всей стране, была в 2010 году после революции, и так же, как тогда, ничего не изменится, пока не откроют границы.

"Достаточно вспомнить как с 7 апреля до 20 мая 2010 года были закрыты границы с Казахстаном. Весь бизнес тогда просто стоял. Вдобавок к этому еще и влияет политическое состояние. В 2010 году инвесторы не хотели ехать в страну, потому что видели в СМИ, что у нас митинги. Бизнес любит тишину и не любит границ", - отметил он.

Пономарев считает, что улучшения в торговле в регионе последуют за решением вопросов границ.

 

Отсутствие перспектив

Жители уезжают из приграничных сел в другие города и села. Оставаться в родных селах им мешают страх повторения конфликтов и резкое снижение объемов торговли на рынке. Они считают, что помочь им может только решение вопросов границ. А пока вопрос остается открытым, семьи живут на несколько городов и сел.

Одна из таких семей - семья Мавлюды Эгембердиевой.

"Старших детей отправила в Бишкек из-за того, что страшно здесь жить, а также из-за отсутствия работы для них. Дома остались только младшие дети, они еще ходят в школу. У нас в селе почти вся молодежь уехала из-за безработицы, остались только старики", - говорит Эгембердиева.

Мавлюда Эгембердиева, жительница села Арка

Мы здесь живем, надеясь только на Бога. Если бы власти решили вопрос границ, мы бы жили спокойнее. Пусть будет мир.

Она выращивает урюк и торгует им, как и большинство местных жителей. По ее словам, сельчане заняты только земледелием или животноводством.

"Если бы создали рабочие места и открыли предприятия в селах, было бы хорошо. Ну и самое главное - решили бы приграничный вопрос. Сейчас боимся спать ночью, пугаемся любого шороха. Нет уверенности, что снова не начнется конфликт на границе", - отмечает женщина.
Фото kaktus.media

 

"На базаре остался я один". Почему предприниматели все еще работают в Баткене

Большой базарный день в селе Арка бывает по вторникам, а в другие дни работали только магазины. Во время последнего конфликта все они были разрушены и сожжены. Среди местных предпринимателей только Адыл Абдуллаев решился восстановить свой магазин, в котором продавал автозапчасти.

В первый раз его магазин сгорел во время конфликта в 2021 году. Едва успел он восстановить его, как случился второй конфликт в 2022-м. Магазин снова сгорел. Государство выделило средства предпринимателям, чей бизнес пострадал. Однако сумма компенсации не покрывает всех затрат.

Сгорели не только помещения, но и все, что в них было. Абдуллаеву пришлось вложиться дополнительно, чтобы восстановить свой маленький бизнес во второй раз.

"Проблема в том, что на рынке никого нет, кроме меня, работаю один, никого нет в другие дни. Люди здесь бывают только в дни базара по вторникам. Владельцы других магазинов тоже получили компенсации, но у них не осталось желания восстанавливать их. Люди живут с мыслью, что конфликт может повториться, хоть ситуация сейчас и стабильная", - отмечает он.

Как отмечает Абдуллаев, из-за страха повторения конфликтов многие предприниматели из приграничных сел уезжают.

"Очень сложно заниматься здесь предпринимательством", - добавил он.

Несмотря на трудности, оставшиеся бизнесмены находят выход. У ветврача Эркина Эрматова по соседству с магазином Адыла Абдуллаева была ветеринарная аптека. Восстановить ее после разрушения на том же месте он не решился, но и перевозить далеко не стал.

"Здесь у меня была ветаптека, которую разрушили и сожгли два раза при конфликтах на границе. Хотел ее здесь вновь построить, но из-за возможной опасности не стал. Построил небольшую ветаптеку на участке возле своего дома. Здесь стало опасно. У нас только одна проблема - нерешенные вопросы по границе. Было бы хорошо, если бы правительство и люди у власти решили этот вопрос", - говорит Эркин Эрматов.

Вся надежда предпринимателей - на решение вопросов границ. Они сравнивают свои доходы и уровень жизни до конфликта и после.

Фото kaktus.media

"Торговля раньше шла хорошо. Дорога ведь была открыта, и к нам заезжали соседи из Таджикистана. Мы к ним ездили. Как граница закрылась, торговля сократилась на 70-80%. Можно сказать, что теперь нет торговли совсем. А кому покупать у нас товары, если даже местных жителей нет?" - сказал Адыл Абдуллаев.

Люди, оставшиеся в селе, верят, что все эти трудности - временные, и скоро в Арке восстановится прежняя жизнь.

 

"Не можем увидеться с родными в Таджикистане"

Решения приграничных споров люди ждут не только по финансовым причинам. У многих в Таджикистане остались родственники и друзья.

"За долгие годы соседства два народа породнились. Кто-то дочь замуж выдал, а кто-то сына женил. Вот такие отношения были, а теперь они не могут поехать к родным в Таджикистане, граница закрыта. Остается общаться только через звонки и сообщения. Как раньше - ездить к ним на тои, делить с ними радость и горе - не представляется возможным", - говорит Санабар Каримова.

Санабар Каримова, жительница села Арка
Фото kaktus.media

Сельчане говорят, что им тяжело винить кого-либо в случившемся, поскольку понимают, что людям по обе стороны границы конфликт не выгоден.

"Не знаю, кто был виноват в этих конфликтах. Но нам - простым людям это было не нужно. Нам нужен мир", - сказала Сабириниса Маматкулова.

Этой осенью оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК