После того, как в Душанбе началась выставка картин Марифат Давлатовой, на молодую художницу посыпались проклятия и угрозы со стороны ее же соотечественников. Дело в том, что на картинах Марифат женщины в таджикских шароварах или тюбетейках частично обнажены. Есть у Марифат и другие работы, но люди заметили только те, которые выполнены в стиле ню.
О том, как художница справляется с критикой в свой адрес и что она хотела сказать своими работами, Марифат рассказала в интервью «АП».
Мы с Марифат встречаемся в кафе столичного отеля Сирена; именно здесь проходит выставка ее работ. В этот будний день около ее картин никого из посетителей нет, зато если открыть ФБ прямо сейчас, то можно следить, как под постами о работах Марифат в режиме онлайн появляются гневные комментарии с проклятиями, угрозами и оскорблениями. Есть, конечно, и те пользователи, которые стараются поддержать, что-то объяснить, но негативных комментариев так много, что заметны только они.
- Марифат, что вообще происходит?
- Я не знаю. Я вдруг открыла ФБ и мне стали писать друзья и незнакомые люди, мол, не обращай внимания, держись, не сдавайся. Я сначала ничего не поняла, а потом увидела эти комментарии.
Вообще художников, конечно, всегда критиковали и говорили про них гадости. Даже Леонардо да Винчи критиковали, просто раньше без социальных сетей – не знаю, как они это делали, сложнее было, наверное, чем сейчас.
Хотя есть и хорошие отзывы, их тоже много. Был на моей выставке посол ЕС и сказал мне, что все время в Таджикистане видел [на картинах] только горы, ишачков, собачек, камни, а тут что-то новое, и ему понравилось.
Думаю, что меня поддержало наше министерство культуры. Они опубликовали на сайте заметку о моих работах, написали, что эта выставка покорила своим откровением. Они видели мои работы и отметили их.
- Можешь сформулировать посыл своих картин?
- Мы постоянно сталкиваемся с тем, что в твою сторону могут бросить неприятные слова на улице посторонние люди, даже если у тебя просто приоткрыто плечо; и я подумала, что если покажу красивое женское тело и дам понять, что это именно те женщины, которых они оскорбляют на улице, кому то станет стыдно. Я хотела показать, что женское тело – это красиво и не нужно принимать его, как предмет, как вещь. Это выражение протеста против отношения к женщинам.
Несколько лет назад у нас случилось горе – не стало бабушки. Я надела траурный, белый платок, я была абсолютно без макияжа и все равно мне в след бросали такие неприятные слова, что я вынуждена была снять платок, чтобы не оскорблять память о бабушке.
Другой случай – я шла по улице, меня просто схватили за руки, взяли мой телефон, узнали мой номер, звонили потом и угрожали. Я стала агрессивной и писала эти работы, чтобы не умереть от своей агрессии. Да, я решила писать в стиле ню, но в Таджикистане, конечно, есть художники, которые работают в этом направлении. Ирина Дмитриева-Ванн, например.
- И у Фарруха Негматзаде тоже есть такие работы. Вы кстати с ним общаетесь?
- Он приходил на выставку, но до этого мы тоже общались. Он сказал, что ему нравятся мои работы; конечно, над мастерством мне надо еще работать, но идея ему понравилась. У него – да, тоже есть картины в таком стиле, особенно «Марджона» - мне так она нравится! Но я никогда не слышала гневных комментариев в адрес Фарруха. Его картины приняли нормально, может быть, потому что он мужчина или потому что он не такого возраста, как я. Не знаю, но мы не говорили с ним о том, что такие работы в Таджикистане вызывают критику.
(Уже после того, как мы записали интервью, Фаррух Негматзаде написал на своей странице в ФБ пост в поддержку Марифат: «Творец, как Марифат Давлатова, летает высоко!... обыватель ходит по земле и впитывает в себя то, что его окружает! А окружают его всевозможные догмы, навязанные всевозможными псевдо пророками!
Искусство никогда не принадлежало народу!, искусство принадлежало избранным - образованным, духовно богатым! И народ может почерпнуть для себя часть прекрасного от творца!»). Орфография сохранена.
- Марифат, а что родственники?
- В семье за меня беспокоились и советовали не работать в этом направлении. Я на протяжении трех лет доказывала, что это нормальные работы. Слава богу, у меня была мастерская отдельная и мало, кто из родственников видел работы.
Мои родители боялись за меня, поэтому тоже были против. Но уже после выставки они посмотрели на них другими глазами, и сейчас, когда моя мама читает весь этот негатив, она меня защищает.
- Слушай, а какие главные претензии тебе предъявляют «критики»?
- Когда я работала, я думала больше о мастерстве. Я понимаю, что я не идеальна и ждала отзывов о моей технике, мастерстве, о том, правильно ли я работаю с акварелью. Но мне стали отправлять суры из Корана… Стали говорить, что женщина – это мать, бабушка, дочь и она не может быть обнажена. Называли меня безотцовщиной, проклятой, писали, что у меня больная фантазия, что я не дружу с головой. На таджикском языке писали большие гадости.
Писали о том, что Хомо Сапиенс прикрыл себя, а теперь, мол, мы открываемся. Но мир давно открылся, это было еще до нашей эры – люди писали наготу и восхищались ею всегда. До сих пор со всего мира люди едут в Лувр или Эрмитаж и восхищаются, в том числе и такими работами. И приезжают туда и из мусульманских стран тоже. Это не порнография, это - эстетика.
Но они говорят, что нам не нужно европейское, что у нас есть свои традиции. Они надевают костюмы, а не чапаны, ходят в кафе, а не в чайхоны, слушают попсу, а не шашмаком – это вот тоже не наше всё. Они смотрят на обычных женщин на улице и представляют их обнаженными и говорят им такие гадости.
- А на картины смотреть не могут - сердце останавливается.
- Они пишут мне: «нам обидно за мам». За чьих мам? Это не их мамы, ваших мам никто не будет так писать. Это не их женщины, а мои. Это автопортреты моего внутреннего мира. Ваших жен никто не будет так писать!
- Как ты находила натурщиц в таком высокоморальном обществе?
- Так тяжело. Никто не соглашался. Многие хотели, но боялись. В итоге, это все мои друзья на картинах.
- Их узнают?
- Вы знаете - да, хотя я пыталась изменить лица. Одна моя натурщица была против, чтобы я выставляла картину с ней, но потом пришла на выставку, посмотрела и ей так понравилось, что она разрешила выставить и себя. Но, к счастью, их узнают только наши общие друзья, а они очень хорошо образованы и воспитаны, адекватные все.
- В общем, натурщицы не пострадали.
- К счастью - нет.
«Они подумали, что унисекс – это что-то плохое»
- Марифат, расскажи о себе, когда ты начала писать, где училась?
- Дома у нас очень много книг, и не только о культуре таджикского народа. Я еще ребенком увидела орнамент греческий и поняла, что мне это очень нравится. Попросила родителей, чтобы они отвели меня на живопись, но у них не было времени, и я в 10 лет сама пошла. Начала рисовать, познакомилась с медовой акварелью, потом перешла на масло. Потом хотела поступить в художественный колледж, но родители сказали, что не надо и я пошла в колледж просто на дополнительные занятия. Художественную школу закончила, поступила в технологический университет. К счастью, я успела поучиться у Зухура Нурджановича (Хабибуллаев (1932-2013) – таджикский живописец, упомянут в БСЭ и других академических изданиях. Творчество Зухура Хабибуллаева является предметом изучения студентов, в том числе за рубежом и темой научных работ – прим.ред.). Или Рауф Мурадович (Мурадов – историк искусств – прим.ред.) был там один из лучших!
Таких уже там нет, к сожалению. Когда туда пришли молодые учителя, они даже не знали, что они преподают. Мне пришлось перейти в институт дизайна, там было чуть лучше - преподаватели еще советских времен, но общая система: «не ходи в джинсах, не ходи в коротких юбках, не делай то, не делай это» для художников – это очень тяжело. Мне быстро стало скучно, мне запрещали работать в том стиле, в котором я хочу, и я вернулась в технологический, чтобы просто его поскорее закончить и заниматься самообразованием, кроме того я занималась с замечательным художником Джамшедом Джураевым (художник-мозаичист, занимается флорентийской мозаикой – прим.ред.).
Еще повезло - мне дали мастерскую в художественном фонде, мало кому дают, но один художник уезжал, и он оставил свою мастерскую. Я в ней просто поселилась – ночевала там и проводила все дни, до тех пор, пока не уехала за рубеж.
За рубежом я стала изучать творчество японских и китайских художников. Меня покорила акварель - она непослушная, воздушная, она не поддается контролю. Я решила писать в этом направлении.
Теперь мне даже пишут и спрашивают, мол, как такое огромное полотно можно написать акварелью. С акварелью очень трудно справиться – ты работаешь с водой, вода течет, ты не знаешь как себя вести, ты приручаешь воду.
- Технологический все-таки окончила?
- Да, в 2016 году. Я окончила университет по специальности «художник-стилист». Но мне не дали выбрать тему дипломной работы, которую я хотела; они навязали мне своё мнение. Я хотела стиль денди в женском костюме, то есть - широкие брюки, широкие рубашки.
- А чем не понравилось – все же закрытое?
- Может быть, они даже не знали, что это. Потому что я сказала, что это будет унисекс, а они подумали, что это что-то плохое. Это преподаватели искусствоведы. Они должны были оценивать нас. Они сказали: «не нужно выходить за пределы таджикской культуры». Тогда я придумала другой костюм и дала ему название «тайна Улугбека». Это был мужской костюм – денди с национальным колоритом, правда они заставили меня добавить чалму, двухслойные пиджаки. Я сделала такое все широкое, что и женщина может надеть. Правда, надеть мой костюм на женщин они не позволили.
Еще они заставили меня добавить цветочный орнамент. Но я не представляла себе, как можно добавить в этот костюм цветы, и я добавила графический символ зороастрийцев – свастику. Правда, мои преподаватели, когда ее увидели, сказали: «это же Версаче».
«Балерину» хотели купить за $3 тысячи, но я не отдала»
- Марифат, есть покупатели у твоих картин?
- Пару работ с этой выставки я уже продала, отправлю их сегодня в США - купили наши таджики, которые там живут. Многие интересовались ценами. Я называла стоимость картин, и они говорили мне: «Боже мой, вы же не Пикассо!». Но одна работа Пикассо стоит $14 миллионов, а мои работы – максимум $1,5 тысячи, есть даже работы по $150, $200, $300. И это цены, которые установили мне оценщики, а не я сама.
А еще мне позвонили и сказали, мол, мы дадим тебе 50 долларов, но только напиши маслом, и потом мы добавим еще $100. Но я объяснила, что вся эта сумма уйдет на материалы. Почему-то люди думают, что сами могут знать, сколько стоят мои работы.
Одну мою «Балерину» несколько лет назад хотели купить за $3 тысячи, но я не отдала, потому что хотела дождаться выставки. Та покупательница долго удивлялась, что такое большое полотно написано акварелью.
- Кстати, почему балерины?
- Мне нравится Дега. Он кстати тоже писал акварелью, и пастелью. Но еще для меня труд балерины - это так тяжело, это восхищает. Они всё время воюют со своим телом, они устают, мучаются, падают, но поднимаются и продолжают работать. Их пальцы на ногах переломаны, они получают мозоли на мозоли, и я думаю - жизнь любой девушки в Таджикистане похожа на жизнь балерины. Потому что приходится всегда воевать. Кто-то сдается и уходит. Кстати, большая часть «критиков» моей работы – это женщины, и это ужасно. Мне говорят: «ты феминистка», но вы прочтите и узнайте, что такое феминизм, а я просто защищаю себя. Просто отстаиваю свое право на жизнь такую, какая мне нравится.
Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus
Новый прямой авиамаршрут Душанбе – Доха: Катар стал ближе без виз для граждан Таджикистана
Открытие таджикского химика из Канады украсило обложку престижного научного журнала
Транспортно-логистический форум в Душанбе наметил пути сотрудничества между ведущими таджикскими компаниями
В Узбекистане родителям запретили бить детей
Две бронзы выиграли таджикские борцы на поясах на ЧМ-2024 в Казани
В Душанбе отругавшая учеников за отсутствие формы учительница получила предупреждение руководства школы
Почему качественное топливо – основа долговечности и стабильной работы вашего автомобиля?
Насилие и материнская смертность. Как положить конец ранним бракам в странах Центральной Азии?
IRENA и Азербайджан запустят программу зеленой энергетики в Центральной Азии
В Таджикистане впервые приняли закон «О социальном предпринимательстве»
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
normahmad21 сентября, 2018 22:48
свобода и демократия как раз таки и означает что если не нравится не смотрите и не обсуждайте - все очень просто! а то бросаются как бещенные собаки на хрупкую девчонку - и даже не стыдно
Критик20 сентября, 2018 10:21
Молодец!!!!! Очень смелые и красивые работы. 1 школа всегда была на высоте)
normahmad18 сентября, 2018 20:58
а какая позиция у газеты? так и не поняли
said normahmad19 сентября, 2018 14:55
У газеты не должно быть позиции. Позиция может быть у отдельного журналиста.
normahmad said21 сентября, 2018 22:45
вообще то я у АП спрашивал - не надо совать нос куда не надо
Хасак17 сентября, 2018 19:14
Марифат напоминает раннюю знаменитую Дилором Камбарову. Впечатляет.
Я17 сентября, 2018 16:50
К слову о статье, сами за "сценой" поддержите, а народ примит. Приняли, даже не достойных.
Я17 сентября, 2018 16:48
Что ж, всё правильно. Публика смотрит, публика реагирует, значит есть на что смотреть. Плохо или хорошо - не суть, не угодим. Вдохновения тебе и пусть дальше твои работы будут привлекать сотни, тысячи людей сегодня в TJK, а скоро будет проще. Успехов, терпения и веры.
Misim17 сентября, 2018 11:10
У тебя прекрасные работы. Думаю где обнаженые девушки не надо было атлас рисовать. Рисую атлас ты колбы конкретно указала что это таджички , это было не правильно. В однотонном одежде было бы больше загадки.
Misim17 сентября, 2018 11:07
Картина балерины конечно шедевр! Я бы его купила!
Сильвио Берлускони17 сентября, 2018 10:40
"Поят сафеду гардану пероҳанат сафед,
Гуё ниҳоли қоматат аз шир рустааст.
Ҳам қатраҳои одамии шири модарӣ,
Ҳам маҳтоб дар баданат шира бастааст"
Это Бозор Собир, и он свои стихи посвятил своей лирической героине, а не "мамам и сёстрам" некоторых варваров и мракобесов. Им ответ простой - "Не нравится? Не кушай!" Так, что пишите Марифат без оглядки. Удачи Вам.
ShaITan16 сентября, 2018 05:55
Da otstan'te uje, dokopalis do devushki. Ne nravitsa prokhodim mimo.
razve za $150 mojna takoe kupit? da detskiy nabor unogo khudojnika pochti stol'ko stoit.
Christis15 сентября, 2018 22:34
Понятное дело когда признанный художник который до этого не писал голые тела, начнет писать такое - он мог бы как-то прикрыться искусством.
А тут сразу виден не чистый ПР ход.
Искусством можно тогда картину называть когда там есть какой-то смысл и ценность, иначе любой с улицы каждую срамоту за искусство начнет подавать.
П.С. картина с балериной хорошая.
Мунаввара Хамрабаева15 сентября, 2018 20:08
Молодчина так держать!!! Не слушайте чужих мнений. У Вас есть свой стиль и свой взгляд. Не останавливайтесь на достигнутом! Идите дальше. Желаю Вам в будущем творческих успех и взлетах!!
Tajik Man15 сентября, 2018 18:08
Маърифат - твои работы прекрасны и я лично очень рад, что у нас есть такие творческие личности как ты! Я таджикский мужчина и я феминист - многие, не понимают этого слова, а оно просто означает равенство между полами. И пока реакция на обнаженный мужской торс не такая же как и на женский, то художникам вроде тебя нужно дальше создавать похожие противоречивые, вызывающие дебаты работы, чтобы помочь народу расширить горизонты мысли и выйти за черту узких стереотипов! Желаю много сил и веры в себя!
Umed15 сентября, 2018 16:14
Ну нравится ей рисовать полуобнаженных людей, так это ее право. Кому не нравится, пусть не смотрит. А так, я думаю это все реклама ! Сама себя рекламирует, мол угрожают и на улице прохода не дают! Детский сад короче!
Валиде15 сентября, 2018 15:01
Ужас. Если уж как есть. Мазня какая то. Причем уродливая. Это даже не стиль НЮ, это просто больная тяга. На первом фото на картине что хотели показать? Трусы? Или уродливый пуп? А глядя на вторую приходит на ум только одно: не манго, что грудь впалая, зато спина колесом .. Бесполезно работать над мастерством, если его нет. И посол ЕС не критерий. И сравнивать себя с Да Винчи, по меньшей мере, неприлично. Это не картины, это тесты для психиатра. Воочию все выглядит ещё ужаснее. Неужели никто не может прямо сказать человеку, что у него нет никакого дара, таланта и даже умения?
комил Валиде17 сентября, 2018 11:52
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Речь не о Ваших вкусах и предпочтениях. Человеку априори диктуют, что правильно, а что нет.
Azad15 сентября, 2018 14:26
Со временем будет хороший мастер, если освободится от веяний и направлений других художников, особенно прошлого. И особенно европейских. Ей повезло, что она художник таджикских корней, т.к. это должно быть основной ФИШКОЙ в творчестве. К тому же, Таджикистан не имеет своей школы изобразительного искусства, а значит здесь много возможностей с белого листа. Надо избавляться от фотореализма. Такой стиль был приемлем когда не было фототехники. Но сейчас, даже фотографы пытаются уйти от него, а она не фотограф. Что касается обнажённой натуры. Восточный стиль изображения таковой предполагает не алчное разглядывание женских прелестей (это порнуха для тупых грубиянов), а додумывание для каждого, как лично он представляет себе женскую натуру. В работах с натурой у художницы нет деликатности, они грубы и супер реалистичны Спишем это на неопытность и желание передать реальность портрета или натуры. Но зрителя это быстро утомляет разглядывать то, что он видел много раз. Что хотел показать художник, рисуя девочку в трусах и выделив трусы грязными тонами??? Как пособия имеет смысл обратить внимание на художников-ориенталистов прошлого: Жан-Леон Жером, Энгр, Ф.А. Бриджмен, Й.Седлачек, Бошар....... смотреть, понимать и писать СВОЁ. Со временем, всё станет на место, а пока, она сама чистый холст, но с нанесённым грунтом, готовым к восприятию.
ЗЫ. И поменьше слушать всяких дураков, которые не могут нарисовать и чёртика на заборе.
Гость из будущего Azad17 сентября, 2018 13:41
Поддерживаю на все 100%. А пока наши муллы и муллообразные не советуют даже, а "учат" ее что и как рисовать. Помнится Бехзода точно так же "учили". Имена тех муллообразных никто не помнит сегодня.
препод15 сентября, 2018 11:55
Дай толпе секс скандал и сенсацию и этого достаточно. Весь шум от изображения сисек и не более того. если журналист профессионален, он соберет мнения многих профессионалов и выдаст реальную картину. А реальность такова что в любой художественной школе и вузе Таджикистана изображение фигуры человека это обязательный курс с третьего семестра. Все выставляются и никто никому не угрожает. Многие работы начинающих студентов даже шедевр по сравнению с тем что вы здесь показываете. Да у нее есть задатки но ей нужно еще очень много учиться чтобы хотя бы видеть элементарные академические ошибки. Хорошо что вы освещаете тему искусства. Но чтобы материалы были интересными нужно редакторам выключить свои эмоции и изучать тему тщательней, чтобы не отличаться от толпы которой достаточно секса скандала и сенсации
Шока15 сентября, 2018 11:16
Держись!Иди и твори,не остонавливайся.
Хуршед15 сентября, 2018 11:15
Талант против бездарностей.
Jamol15 сентября, 2018 11:12
Не буду шокирован если через лет 5 она будет Символом свободы ЛГБТ!!!
Jimmy15 сентября, 2018 10:59
Malika zachem blud i razvrat v obshestve vistavlyat. Mozhno cvetochki narisovat.