«В Таджикистане не был ни разу. Но у меня такое ощущение, что меня там знают лучше, чем в Осетии», - говорит доктор Кудзаев. И это правда. Казбек Кудзаев, один из лучших российских врачей, известен далеко за пределами Северного Кавказа. Его пациенты встают на ноги в буквальном смысле слова. За плечами у осетинского доктора порядка 25 тысяч прооперированных людей, среди них более 8 тысяч - дети. В их числе, и дети из Таджикистана.   

Несмотря на большую загруженность, Казбек Кудзаев нашел время поговорить с «Азия-Плюс». Мы побеседовали о разном: о родственных браках в Таджикистане и детях с ДЦП, работе с легендарным Гавриилом Илизаровым и таджикских коллегах.

 

Рекордсмен с большой душой

В клинике доктора Кудзаева во Владикавказе многолюдно каждый день. Люди со всей России и из-за рубежа едут к нему порой за последней надеждой, ведь Казбек Урусханович берется за самые безнадежные случаи, от которых открещиваются другие врачи.

Профессиональный травматолог-ортопед и пластический хирург, он вместе со своей командой проводит ежегодно около 600 операций. А за всю свою 30-летнюю деятельность их было 25 тысяч! Для сравнения - это население поселка Шахристан на севере Таджикистана.

За свою 30-летнюю практику Казбек Кудзаев прооперировал около 25 тысяч человек
Фото: кадр с Youtube @ARTTVRADIO

Достижения доктора Кудзаева внесены в «Книгу рекордов планеты»: он провел уникальную операцию на бедре 114-летней пациентки. После операции бабушка прожила еще 8 лет, передвигаясь на своих ногах.

Среди пациентов доктора Кудзаева – жертвы катастрофического Спитакского землетрясения в Армении и трагедии в Бесланской школе.  

Казбека Кудзаева отличает не только его высокий профессионализм, но и огромная душа и благородное сердце.

Своими добрыми делами осетинский доктор известен и в Таджикистане.

 

Мавлюда и Фериде

«Я принципиально не веду статистику пациентов по национальному признаку, это для врача аморально, - говорит Казбек Кудзаев, отвечая на вопрос о количестве пациентов из Таджикистана. – Я лечу детей из разных стран. Могу сказать, что за свою 30-летнюю практику я прооперировал около 8 тысяч детей, в том числе, страдающих детским церебральным параличом».

Случай с Мавлюдой Латыповой из Таджикистана, по словам доктора, был очень редким. Несмотря на сложную патологию, после проделанной операции девочка в буквальном смысле встала на ноги.

Видеосюжет о ней доктор Кудзаев увидел в соцсетях в начале прошлого года. 13-летняя Мавлюда, проживающая в районе Рудаки на юге Таджикистана, с самого раннего детства передвигалась на четвереньках из-за врожденного ДЦП.

Всю свою жизнь Мавлюда передвигалась на четвереньках
Фото кадр из YouTube SaliheenTV

«Я готов помочь, пусть со мной свяжутся», - написал в комментариях Кудзаев. Вскоре Мавлюда с отцом приехали во Владикавказ.

Все расходы на лечение взяла на себя клиника доктора Кудзаева: девочка из многодетной малоимущей семьи, где помимо нее еще трое детей с таким же заболеванием.

«Она будет ходить!» - уверенно сказал доктор, осмотрев пациентку. Так и случилось. Операция по методу Илизарова длилась несколько часов. Она затронула шесть костей, по-новому собранных хирургом.

А потом началась долгая реабилитация, и девочка заново училась ходить.

Мавлюда Латыпова после операции встала на ноги
Фото kazbek.kudzaev_Instagram

Еще один известный случай, о котором писала «Азия-Плюс» – история 10-летней Фериде Курбановой с «хрустальной» ножкой. У девочки из Бустона (Чкаловск) был врожденный ложный сустав, ломающий кости.

За свою короткую жизнь Фериде перенесла несколько неудачных операций, в результате чего нога сильно деформировалась и постоянно гноилась. Местные врачи не исключали вероятность ампутации.

Фериде Курбанова до и после операции
Фото: коллаж Asia-Plus

Доктор Кудзаев сразу же откликнулся на просьбу волонтеров прооперировать Фериде. Благодаря добрым людям удалось собрать средства на перелет и операцию, а сама клиника взяла на себя затраты на аренду жилья.

Операция прошла успешно. Ногу выпрямили и удлинили, и сегодня Фериде забыла о костылях.

 

В родственных браках рождаются больные дети

По словам Казбека Кудзаева, многие его пациенты - дети с ДЦП. Зачастую, это жертвы близкородственных браков.

«Знаю, что в Таджикистане такие браки стали запрещать законом, но они все еще практикуются. В семьях, где родители являются близкими родственниками, высока вероятность рождения нездорового ребенка. Поэтому я прошу задуматься над этим вопросом, чтобы потом не мучить детей и не тратить кучу денег на их лечение», - отметил доктор.

Также причинами ДЦП, по словам Кудзаева, могут стать и другие факторы: недоношенность, родовые травмы, недостаточное медицинское сопровождение беременных.

Иногда врачи попросту не проводят консультации, не отслеживают беременность, не делают генетические анализы в первом триместре.

Причиной врожденного ДЦП может стать и неграмотное ведение родов. Не вовремя поставленное показание для кесарева сечения у рожениц с клинически узким тазом становится причиной травм ребенка.

С пациенткой после операции
Фото_ kazbek.kudzaev_Instagram

«В таких случаях обвитие пуповиной приводит к глубокой гипоксии мозга, и часть его отмирает, - продолжает доктор. - Потом бедные родители таскают этих детей по больницам, но это заболевание вылечить невозможно. Детский церебральный паралич не лечится. Мы лишь помогаем лучше встать на ножки, если ребенок, предположим, ходит на цыпочках. В аббревиатуре ДЦП буква Ц – это церебрум, то есть головной мозг, в котором и есть причина заболевания».

 

Лечит не сам аппарат, а врач

Казбек Кудзаев – ученик легендарного Гавриила Илизарова, автора одного из величайших изобретений в области травматологии и ортопедии. Вместе с супругой он четыре года проработал в известном Курганском центре травматологии и ортопедии имени Илизарова.

Но потом решил вернуться в родную Осетию, чтобы восполнить недостаток специалистов по данному профилю. Там же, во Владикавказе, он открыл собственную клинику ортопедии и эстетической хирургии, которая на сегодняшний день является одной из лучших в России.

Мастер-классы от Казбека Кудзаева
Фото_ kazbek.kudzaev_Instagram

«И, хотя методу Илизарову уже больше 70 лет, с уверенностью могу сказать, что в мире до сих пор ничего лучше не придумали, – говорит Казбек Урусханович. – Однако аппарат Илизарова сам по себе не лечит, все зависит от мастерства доктора. Такой аппарат есть у любого ортопеда, но с ним нужно уметь работать – это целая отдельная философия в ортопедии».

В случае непрофессионализма, уверяет доктор, можно получить множество дополнительных деформаций и только ухудшить ситуацию. Если неумело работать с аппаратом, то он может превратиться в орудие пыток, что и стало в случае с Фериде из Таджикистана.

 

Об учениках и таджикских коллегах

При клинике Кудзаева работает своя школа. Но, по словам самого доктора, своим учеником он может назвать отнюдь не каждого, кто проходит там обучение.

«Для меня мои ученики – это штучная работа. Очень горжусь многими из них и могу перечислить десятка два, - рассказывает доктор. - Вадим Костюков из Москвы, кандидат медицинских наук. Далер Султанбеков - прекрасно меняет суставы, сегодня даже лучше меня. Кстати, его отец таджик, а мать осетинка, и он рос в Осетии.

Марат Хашукоев построил в Нальчике свою ортопедическую клинику. Ксения Хашхожева, одна из лучших пластических хирургов Нальчика. Андрес Виера, уроженец Эквадора, сделал множество пластических операций в Москве».

Коллектив клиники доктора Кудзаева
Фото с kudzaev.ru

Казбека Кудзаева часто приглашают на мастер-классы, где он проводит показательные операции. Он с удовольствием передает свой опыт и знания и считает, что делать это просто необходимо.

А еще доктор – активный пользователь соцсетей. Он ведет аккаунты во многих соцсетях, делясь результатами операций своих пациентов.

Кроме этого, он находит время вести прямые эфиры, отвечая на вопросы тех, кто не имеет возможности проконсультироваться с ним лично.

Кстати, в клинике Кудзаева проходили обучение и таджикские врачи.

«Недавно был на конференции в Дубае, встречался с врачами из Таджикистана. Они окружили меня и очень уважительно ко мне относились: ухаживали за мной, как ухаживают младшие за старшими. При встрече вставали и прикладывали руку к сердцу, - вспоминает Кудзаев. - Таким жестом уважения мне запомнилась и девочка Мавлюда. Она не могла говорить, но выражала благодарность именно таким способом. В Таджикистане я не был ни разу. Но у меня такое ощущение, что меня там знают лучше, чем в Осетии».

Этой зимой читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК