Через несколько дней свою последнюю страницу перевернет 2021 год. Он, как и предыдущий, оказался непростым для многих жителей Таджикистана. Страх, неопределённость, беспокойство – мировая пандемия и ее последствия сыграли в этом, пожалуй, основную роль. Что сбылось из того, чего мы так боялись в уходящем году?
Продолжение пандемии и новые штаммы
COVID-19, к сожалению, остался главным международным событием и в 2021 году. И, кажется, что конца пандемии не видать: новые волны, мутации штаммов, введение новых правил и ограничений.
Новый штамм коронавируса «Омикрон» вновь вызвал мировую обеспокоенность. Ученые опасаются, сработает ли иммунитет привитых и переболевших коронавирусом против нового варианта.
Минздрав Таджикистана отмечает, что в стране на данный момент случаи заражения новым штаммом не выявлены. Но «Омикрон» есть уже в России и Узбекистане. А значит, неизбежно, что он попадет и в Таджикистан.
Несомненно, пандемия и ее последствия влияют на настроение таджикистанцев. И, несмотря на приближающиеся праздники, многие отмечают, что предновогоднее настроение оставляет желать лучшего.
Закрытые границы и дорогие билеты
Как показывает статистика сайта «Азия-Плюс», самой читаемой новостью в этом году оказалась информация о возобновлении регулярных рейсов между Душанбе и Москвой, а также другие новости, связанные с авиарейсами.
Действительно, жители страны испытывали страх, давление и бесконечную тоску, когда Таджикистан оказался за «ковидным» занавесом. В ловушке закрытых границ оказались многие. Кто-то не успел вылететь на родину, кому-то надо было срочно попасть в другую страну.
С апреля границы вроде бы немного приоткрыли. Но не все и не для всех. У авиакасс сразу же выстроились огромные очереди из трудовых мигрантов, которые готовы были заплатить за билет любые деньги и вылететь на заработки в Россию.
А цены на билеты, между прочим, доходили до $1000 долларов, несмотря на то, что Агентство по авиации поручило авиакомпаниям не спекулировать и установило максимально допустимую стоимость – $500 долларов.
Многие таджикистанцы влезали в долги под высокие проценты, продавали последние ценные вещи из дома, оставляли свои семьи на грани выживания, чтобы только купить билет на самолет.
Доступной альтернативой стал вылет до российских городов из соседних стран. Но и этот вариант вскоре оказался недоступным. После приграничного конфликта свои границы в одностороннем порядке закрыл Кыргызстан. А с границей с Узбекистаном вообще все непонятно. Ее, почему-то, не открывает сам Таджикистан.
Повышение цен
Цены – это особенно больная тема для таджикистанцев. Любое повышение цен на продукты или услуги на фоне низкого уровня жизни воспринимается очень остро.
Финансовый кризис еще больше увеличил пропасть между богатыми и бедными: первые стали еще богаче, а вторые оказались на пороге выживания.
Цены на продукты в 2021 году в Таджикистане продолжали расти. К примеру, мясо подорожало минимум на 10 сомони, а растительное масло аж в два раза.
Вслед за подорожанием продуктов питания, повысились цены на ГСМ, а следом и проезд на городском транспорте.
Агентство по статистике страны представило доклад с малоприятными цифрами: продовольственные товары в январе-ноябре 2021 года подорожали на 6,6%, непродовольственные товары – на 6,9%, а тарифы на платные услуги повысились на 11,5%.
Света нет – опять профилактика
Наступление холодов пугает таджикистанцев. И вовсе не сибирскими морозами, а отключением электроэнергии.
В октябре, как того и боялись жители Таджикистана, началось жесткое ограничение подачи электроэнергии. Страдают регионы – свет дают утром с 5 до 8, вечером с 18 до 22 часов.
Компания «Барки Точик» не признает, что в стране действует энерголимит, а жалобы жителей называет «слухами». Нас уверяют, что редкие отключения – это ремонтно-профилактические работы для подготовки к зимнему сезону. Он наступил, но «работы» так и продолжаются.
Эксперты предполагают, что ограничения будут продолжаться до весны, пока не увеличится приток воды в реке Вахш.
О вероятных причинах нескончаемого энергокризиса мы писали ранее.
Тяготы мигрантов
Жизнь мигрантов становится сложнее из года в год. А пандемия сделала еще сложнее.
Вслед за недешевыми билетами, в этом году для мигрантов добавились новые правила – запрет на некоторые виды работ, QR-коды, ПЦР-тесты, сертификаты о прививках, чипы с отпечатками пальцев, медосвидетельствование при каждом новом въезде в Россию.
Все это делает положение мигрантов еще тяжелее. Эксперты отмечают, что Таджикистану пора бы признать экспорт рабочей силы, как одну из отраслей экономики страны и рассматривать ее с этой точки зрения. Ведь денежные переводы мигрантов составляют треть ВВП республики.
Утечка мозгов
В этом году мысли уехать из страны стали все чаще посещать таджикистанцев. Люди уезжают целыми семьями, хватаясь за любую возможность. Кто-то из года в год участвует в лотерее Green Card, немало тех, кто подают на российскую программу переселения, а некоторые просто уезжают хоть к какому-то знакомому или родственнику.
По данным МВД РФ, российское гражданство в первом полугодии 2021 года уже получили свыше 40 тыс. граждан Таджикистана, тогда как за весь период 2020 года таковых было чуть более 63 тыс.
Эту тенденцию уже нельзя назвать трудовой миграцией. Люди уезжают в поисках лучшей жизни. И такое положение дел действительно страшит.
В этом году стали массово покидать страну врачи и учителя. И такая утечка мозгов может привести к абсолютному дефициту высококвалифицированных специалистов в системах здравоохранения и образования.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Какие странные запреты принимали в столице Таджикистана?
Афиша от «Азия-Плюс»: «Приключения Герды», «Волшебная сказка» и дуэт гитары и контрабаса
Санэпидемнадзор Таджикистана приостановил работу более 650 объектов из-за несоблюдения норм гигиены
В Таджикистане запустили кампанию по информированию населения о профилактике ВИЧ и туберкулеза
Узбекистан запускает новые автобусные рейсы в Таджикистан
100 лет одиночества. Памяти Низорамох Зариповой
Борьба с ранними браками: как «Лига женщин - юристов» помогает изменить положение женщин в Таджикистане
Кошмар под названием колхоз: о коллективизации в Советском Таджикистане
Таджикские футболисты выбирают узбекскую Суперлигу для продолжения карьеры
Озодлик: Гульнару Каримову перевели в колонию-поселение
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста