Китайские фермеры на местах не особенно дружелюбны, приезжим не рады, а из местных властей признают только главу района. Таджикские же дехкане - «сами виноваты». Сельскохозяйственная жизнь Явана - в спецрепортаже «АП».
Таджикские власти сдали в аренду около 500 гектаров земли гражданам Китая в рамках политики «рационального использования каждой пяди земли». Говорилось, что это богарные, а также охваченные эрозией земли, которые непригодны для посевных работ. А китайские фермеры восстановят их и возродят плодородность. Отмечалось, что в основном китайские фермеры будут выращивать рис и хлопок.
Самая большая территория, на которой работают на данный момент китайские фермеры, по данным Минсельхоза, находится в Яванском районе - 181 га.
Невежливые китайцы
Местности на юге Явана называются жителями по старинке совхозами – Первый Совхоз, Второй, Пятый… Теперь эти местности входят в джамоат имени Гульсары Юсуфовой.
Проезжая по территории этих «совхозов», которые некогда давали основной объем хлопка по Явану, одного из районов-гигантов в хлопководстве, видишь простаивающие земли, а также и земли, засеянные кормовыми культурами.
Китайские фермеры работают именно здесь, на юге Явана. Одно из их крупных хозяйств находится в Пятом Совхозе (кишлак Кулобод).
Официальные доводы относительно отданных китайским гражданам «непригодных, богарных земель» при посещении этого хозяйства опровергаются сразу. Например, это китайское фермерское хозяйство берет начало сразу у ирригационного канала, по которому постоянно идет вода, почва здесь очень влажная.
При въезде на территорию строится здание – видимо, будет офис. Рядом стоит барачное строение. Примечательная ситуация: под лозунгом «Крепни, дружба таджикского и китайского народов» ссорятся местный водитель и китайский бригадир: шоферу не заплатили 50 сомони.
Ванг Джанминг, бригадир хозяйства, не стал с нами общаться. «У меня нет времени»,- сказал он.
На условиях анонимности о хозяйстве нам рассказали его работники.
Это хозяйство, принадлежащее ОАО «Цинян Инхай», имеет 49 га земли. По словам одного из работников, хозяйство работает почти полтора года. Его деятельность в основном тепличная. До настоящего момента здесь возведено 26 теплиц. До конца года планируется построить еще около 100. Первый урожай – помидоры – собрали еще в январе. Сейчас еще в пяти теплицах выращивают помидоры, в одной - огурцы, китайскую капусту, баклажаны… И никакого риса и хлопка.
Работают в хозяйстве 8 граждан КНР и 24 местных жителя.
Более подробную информацию о выращиваемых культурах, их объеме местные работники дать не могут, так как, по их словам, «никакой информации, никаких отчетов китайские фермеры не сдают».
«Китайцы никого не признают, ни местный хукумат, ни другие органы власти. Главу района, возможно, примут вежливее. Но других, как сейчас вас, они игнорируют»,- говорит один из местных работников.
Здесь ходят слухи, что после использования китайскими фермерами земель они никакого урожая впредь не будут давать, якобы здесь используются опасные химикаты.
Хозяйство как жизнь
Местные дехкане со своими ограниченными возможностями все же конкурируют с китайскими фермерами.
Километрах в пяти от китайского – таджикское хозяйство «Саховат». Оно существует более десяти лет. Это хозяйство является образцовым: власти часто приводят гостей - показать их деятельность.
На 10 га хозяйства выращивают только хлопок, остальные 7 га засеяны зерновыми, люцерной, овощами, на 1 гектаре разбит сад.
Бобои Хасан, глава хозяйства, говорит, что вся его семья занята почти непрерывной работой в поле. Поблизости от хозяйства семья построила дом и другие постройки, где живет один из сыновей бобои Хасана.
Бобои Хасан говорит, что до того, как добились таких результатов, прошло много времени, а чтобы держать планку, нужно принять поле как дом, а работу на нем - как жизнь.
- Многие бросают землю и уезжают на заработки в Россию. Конечно, нужно иметь сильную волю, чтобы остаться,- говорит Хасан. - Но если останешься, поработаешь - воздастся вдвойне. Вот это поле дает несколько заработков наших мардикоров в России.
…Непосильный труд также соревнуется с объективными факторами, в том числе с регулярной подпиткой почвы. Сейчас, например, они должны удобрить некоторые части земли. Без минеральных удобрений, говорят дехкане, по крайней мере рискованно, а по большей части убыточно что-то выращивать.
Бобои Хасан говорит, что для нужд берет кредиты.
- Получаю кредит и гашу вовремя,- говорит он. - Слава Богу, никаких проблем, никаких задолженностей не имею. Все платы, налоги плачу вовремя. Урожай не только кормит мою большую семью, но и приносит еще доход.
Дехкане говорят, что китайские хозяйства в сравнении с местными передовыми хозяйствами, вроде «Саховата», выигрывают за счет теплиц, что для таджикских дехкан очень дорого.
Какие проблемы?
Местные дехкане не привыкли публично жаловаться. Многие фермеры говорят, что налог для них приемлемый – около 60 сомони в год за гектар. Но один из землевладельцев, не назвавшись, сказал, что налог за гектар платит около 1000 сомони в год. Кроме того, по его словам, берут плату за воду, которая вообще не подается.
В своих владениях местные дехкане сеют в основном пшеницу. Например, на территории кишлака Дастгирак, где большие пахотные земли. «Это легче всего, - говорят они. – Посеешь пшеницу зимой - летом получишь урожай. Другие культуры требуют много внимания и средств».
Еще один момент: если земли и используются, то они обычно засеваются один раз в сезон.
- Существует проблема с водой: ее подают мало, - рассказывает Хурсанд, молодой мужчина, у семьи которого здесь 5 гектаров земли. - Поэтому эти земли можно назвать неполивными. Для получения нескольких урожаев нужны деньги. Например, вспахать землю нужно три раза. В таком случае земля лучше впитывает осадки и влажность сохраняется надолго. После первого урожая можно посадить что-нибудь другое. Но на три вспашки уходит много денег. Только солярка чего стоит! Она сейчас дороже бензина. Еще нужно платить за технику…
Бахриддин раньше арендовал земли у знакомого, сеял тоже пшеницу. Но сейчас считает, что выгоднее ее покупать.
- Несколько лет я арендовал у знакомого 3 гектара земли. Он не использовал ее. Сейчас там тоже в принципе ничего нет – только люцерна. Я ему платил за гектар около 100 сомони. Земля неполивная, вода не доходит. В этом году подумал, посчитал: выгодно купить пшеницу, чем самому ее выращивать.
Основная проблема дехкан – нехватка средств и отсутствие государственной поддержки. Бахриддин говорит, что можно было бы «во-первых, решить проблему с водой: восстановить «советскую» ирригационную сеть; во-вторых, сделать льготное кредитование для дехкан».
По словам дехкан, можно было бы еще избавиться от постоянных проверок. По словам фермеров, их посещают из органов, и решать проблему с «недостатками» приходится привычным путем – просто откупаться.
Ничего больше не простаивает
Сейчас, по мнению большинства сельчан, куда выгоднее поехать на заработки, чем работать на своей земле. На севере Явана, прямо у подножия гор, на труднодоступных землях раньше работали буквально на каждой пяди земли. Но сейчас земли лежат, и редко кто сюда ходит: мы увидели только одного жителя, работающего на земле. Сюда сейчас больше гоняют скот.
Не используются земли и на равнинах. Например, на северной окраине райцентра можно увидеть несколько таких участков, правда небольших.
Еще интересно то, что поливные земли рядом с ирригационными путями отдаются под строительство частных домов и под приусадебные участки.
Например, на окраине района, чуть выше районного хукумата, у дороги в сторону кишлака Гургон, по словам жителей, были большие пахотные земли. Сейчас буквально за 2-3 года здесь построили местную Рублёвку: коттеджи, бетонные заборы…
После развала Союза в Яване остались большие пустующие земли вокруг жилых секционных кварталов. Здесь когда-то планировалось строительство многоэтажек, расширение жилых секционных кварталов.
Но сейчас «село» и «город» смешались в кучу: пару лет назад эти земли отдали под частное жилье.
Между тем глава района утверждает, что нет никаких больших земель, которые простаивают.
- Мы имели земли, которым не хватало людей, никто не занимался ими. Эти земли многие годы простаивали. Они никому не принадлежали. Также не было возможности самим ими заниматься. Вот эти земли и дали китайским фермерам, - говорит Амирбек Махмадалиев, председатель Явана. - Там и неполивные, и поливные земли, но больше неполивных. Основное преимущество китайских фермеров – они засеивают наши земли лучшими семенами для получения большего урожая. Сейчас привезли один сорт пшеницы, который может дать до 60 центнеров с гектара. В прошлом году с одного гектара они собрали от 45 центнеров хлопка. Все что строят и делают китайские фермеры, потом останется у нас. Они работают, привозят технику, возводят теплицы, внедрили капельное орошение, внедряют другие передовые сельхозтехнологии. Сейчас больших неиспользуемых земель у нас нет. Все распределены и работают.
Сель смыл – сами виноваты
После последних сильных осадков 13 апреля некоторые хозяйства юга Явана пострадали от селевых потоков.
Работники джамоата имени Гульсары Юсуфовой советуют пострадавшим прийти на совещание главы города, прокурора и суда и сообщить о постигшей их участи. Нам же не советуют писать о сели и проблемах дехкан.
- Не надо писать, не хватало из-за вас еще проблем, - сказали нам.
Замглавы джамоата Саъдулло Гулов говорит, что пострадавшим хозяйствам следовало бы застраховаться.
- Эти хозяйства сами виноваты, поэтому не обращаются официально с жалобами,- говорит он. - Они не застрахованы. Мало хозяйств со страховкой. Разумные хозяйственники идут и делают страховку. Если бы застраховались, вот в такие дни им была бы оказана помощь. Не знаю причин, но может, не верят в эти страховки. С другой стороны, работники страховых компаний должны сами проявлять активность, приезжать, проводить разъяснительную, агитационную работу.
Вечером того дня после совещания мы виделись с председателем района. Но он отрицает факты смыва.
- Да, много воды пришло после сильных осадков. Но так, чтобы сель смыл какой-то дом, земли, нанес какой-то ущерб посевам, – такого нет, - заверил А. Махмадалиев.
Мирзо Мастонгулов: последний полет
В результате пожара в отеле на курорте в Турции погибли 66 человек
Хакеры получили доступ к базе данных пользователей «Ростелекома»
«За честность и смелость». Узнали, за что читатели любят газету «Азия-Плюс»
Парень из Таджикистана принял участие в параде по случаю инаугурации Трампа. Кто он?
Кадровые перестановки в Таджикистане: президент снял глав Минтруда, КЧС и председателя Верховного суда
В Душанбе отмечен рост случаев поножовщины и насилия на почве семейных разногласий
1688 номеров, 5 редакторов и след в истории: газете «Азия-Плюс» – 25 лет!
Таджикистан увеличил импорт подсолнечного масла из Казахстана
В 2024 году в Узбекистан из России доставили тела 474 умерших мигрантов
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста