Как работают таджикские банки в кризис, какие новые услуги предоставляют клиентам и что советуют коллегам.

 

Как было ещё недавно

Прямого и существенного влияния от последствий коронавируса банковская система страны в первом квартале этого года, по всей видимости, не почувствовала. Об этом свидетельствует предоставленная банками отчетность Национальному регулятору.

Так, кредитные организации за три месяца этого года получили прибыль в размере 145 млн. сомони. Это в два раза больше прибыли, полученной ими в аналогичном периоде прошлого года.

Общие активы кредитных организаций на начало апреля текущего года выросли на 6,7% (здесь и далее сравнивается с апрелем прошлого года), и составили более 22,7 млрд. сомони, а общий остаток кредитного портфеля увеличился на 16,5%, в основном за счет роста кредитования физических лиц и государственного сектора.

Объем необслуживаемых кредитов (просроченные более 30 дней) удалось снизить с 29,3% до 28,6% кредитного портфеля, и по необслуживаемым кредитам был сформирован фонд покрытия возможных потерь в размере свыше 2,6 млрд. сомони, что равен 90,1% от суммы необслуживаемых кредитов.

Коэффициент текущей ликвидности кредитных организаций на начало апреля равнялся 67,92% (по установленным НБТ требованиям не должен быть ниже 30%).

Объем депозитов в банковской системе увеличился на 424 млн. сомони, и достиг почти 10,2 млрд. сомони.

Общий балансовый капитал кредитных организаций вырос на 400 млн. сомони, составив 6,4 млрд. сомони.

Коэффициент достаточности капитала кредитных организаций на начало апреля составил 20% (по установленным требованиям 12%).

 

Как стало уже сегодня

Однако, события последнего месяца, особенно после официального признания властей в конце апреля случаев заражения коронавирусом, показали, что банковскую систему страны плавно охватывает очередной, возможно, более масштабный кризис.

Банки стали менять график работы, закрывать свои подразделения, сокращать штат своих сотрудников, а своих клиентов призывают оставаться дома.

Так, «Международный банк Таджикистана» еще в начале мая перешел на новый режим работы: с 8:00 до 14:00, с понедельника по пятницу. Эти свои действия в банке объяснили предотвращением распространения вируса.

«Банк Эсхата» объявил о временной приостановке 27 своих центров банковского обслуживания по стране, такие же объявления последовали от «Первого микрофинансового банка».

«Банк Арванд» сообщил об отправке более четверти (27%) своих сотрудников в вынужденные отпуска, часть сотрудников этого банка работают из дома. Также на удаленную работу перешли более 200 сотрудников «Алиф Банк».

В банках воздерживаются пока предоставить свои финансовые показатели за последний месяц, а Национальный банк уже четвертую неделю не отвечает на письменные вопросы «Азия-Плюс» относительно ситуации в секторе. При этом банки не отрицают, что вошли в невероятно сложный период, который вынуждает их изменить традиционные методы обслуживания клиентов.

«Да, надо признать, что кризис уже здесь. Мы также должны признавать, что кризис изменит нашу жизнь, наш бизнес», - сказала глава «Банка Арванд» Шоира Содикова.

Как именно изменится, и смогут ли банки пережить кризис, по её мнению, зависит от того, как банки будут аккумулировать свои способности, и насколько творчески смогут подойти к сложившейся ситуации.

 

Что предпринимают банки?

«Творчество» банков пока ограничивается предложениями по удаленному обслуживанию клиентов традиционными банковскими операциями, где-то даже с определенными уступками.

К примеру, «Спитамен Банк» объявил, что получателям денежных переводов в долларах через этот банк предоставляется бонус в размере 0,3%. Предложение действует для всех переводов, полученных через систему NPCR, то есть для систем денежных переводов Contact, UNISTREAM и Western Union. 

Или же «Коммерцбанк Таджикистан» предлагает платформу мобильного банкинга «Фаври», который позволяет управлять своими счетами в этом банке, производить денежные переводы, обмен валют, погашение кредитов, управление депозитами, оплатить коммунальные услуги и прочее.

Впрочем, подобных объявлений на сайтах банков множество, и каждый может при желании ознакомиться с ними. Однако каких-либо принципиально новых банковских продуктов нет.

Специалисты «Тавхидбанк» предлагают для поддержания непрерывности работы банков следующие меры: адекватная оценка рисков и разработка сценариев по их управлению; оценка влияния сбоев на важнейшие бизнес процессы; формирование стратегий альтернативного варианта реализации бизнес процесса (например – удалённое обслуживание клиентов); планирование сценариев операционных последствий.

А также закупка оборудования, расходных материалов и прочих необходимых вещей, которые могут оказаться в дефиците.

В связи со снижением объема денежных переводов специалисты этого банка предлагают другим банкам (которые этого еще не сделали) срочно наладить онлайн переводы денежных средств через карты. Конвертация валют должна проходить автоматически.

Кроме того, предлагается наладить прием онлайн заявок на финансирование и предоставление необходимых документов от клиентов.

«Пандемия пройдет, но очень важно наметить будущий путь развития, чтобы обеспечить успешный подъем или, как минимум, сократить риски на спад», - считают специалисты «Тавхидбанка».

Экономист Фарход Рашидов сравнивает банки с кровеносными артериями экономики. «Сужение артерий приводит к тому, что различные части организма не получат необходимый объем крови, что приводит к гибели клеток или тканей», - пояснил он.

По словам экономиста, если это состояние не лечить, оно может привести к гангрене, при которой клетки и ткани конечностей организма отомрут, и дело может закончиться «ампутацией».

- А, как известно, что любое лечение требует хороших специалистов и соответствующие условия», - заключил он.