В Таджикистане нередко женщины, подвергшиеся насилию со стороны своих мужей, не находят поддержки и защиты в милиции. Как правило, в таких ситуациях насильники получают наказание лишь после общественной огласки случая, чаще всего с помощью социальных сетей.
По мнению специалистов, причина в том, что подавляющие часть работников правоохранительных органов - мужчины, а они нередко бывают солидарны с насильниками – тоже мужчинами.
Почему милиция не реагирует на заявления женщин, подвергшихся насилию? Попытались разобраться в нашем материале.
«Сама виновата»
Мухайё Рафиева долгие годы терпела побои мужа. По её словам, он бил её, когда выпивал. А выпивал он часто.
«Однажды он меня настолько сильно побил, что я потеряла сознание. Моя падчерица позвала соседского врача, она, увидев моё состояние, вызвала скорую помощь. Врачи после осмотра сообщили в милицию, а они, взяв моё заявление, вызвали мужа в отдел.
В отделе вместо того, чтобы наказать его, милиционер сказал мужу «она же пожаловалась на тебя, разведись с ней».
"В тот день моего мужа отпустили, не наказав, а после он развёлся со мной и выгнал из дома", - рассказала женщина.
Мухайё прожила с мужем 15 лет и развелась в 2015 году, но даже после этого он не оставлял её в покое, преследовал и бил. Она много раз обращалась в отдел милиции района Фирдавси столицы, но её бывшего мужа арестовали только один раз, и то всего на 3 дня. В остальных же случаях ее экс-супруга просто вызывали в отдел и после беседы отпускали.
«Однажды, когда я в очередной раз пригрозила ему милицией, он сказал «давай, твоя милиция стоит всего 100 сомони», - рассказывает Мухайё.
По словам женщины, фразы - «ты сама виновата», «терпи» были единственной «поддержкой» от милиционеров. Не помогло даже обращение в УВД города Душанбе. Там хоть и приняли заявления Мухайё, но после недолгой беседы её бывшего мужа снова отпустили.
Со временем преследования и побои прекратились сами собой, говорит женщина.
Сегодня она живёт с мамой и зарабатывает на жизнь швейным делом. Но в ней все еще живет страх, что ситуация может повториться.
Похожая история у жительницы Душанбе Беназир Хайриддиновой. По её словам, она периодически подвергалась насилию со стороны мужа. Он бил её даже во время беременности.
Беназир не вытерпела и развелась, но физическое и психологическое насилие продолжились и после развода: Замир Хайриддинов не оставлял бывшую жену и дочь – постоянно звонил, писал сообщения, угрожал и преследовал.
«Он часто приходил в наш дом поздно ночью, истерил и кричал, не давал покоя ни нам, ни соседям», - говорит Беназир.
Женщина не раз обращалась с заявлениями в милицию, но безрезультатно.
«В тот период (октябрь 2021 года, – ред.) я много раз обращалась в отдел внутренних дел района Фирдавси и столичную прокуратуру. Однажды, после очередного рукоприкладства я прошла судмедэкспертизу и подала заявление, приложив её результаты. Это тоже не дало результата. Милиция не провела серьезное расследование, и по этому случаю не было возбуждено дело. Истязания Хайриддинова по отношению ко мне, и моим близким продолжилось», - рассказывает женщина.
В итоге, Беназир не найдя другого решения, обратилась с открытым письмом к мэру Душанбе Рустаму Эмомали.
По её словам, после отправки письма началось расследование, её несколько раз приглашали в разные органы для дачи показания. Бывший муж Беназир сбежал в Ташкент и на вызов в правоохранительные органы никак не отреагировал.
«Спустя 3 месяца дело замяли, и Замир вернулся в Таджикистан. Его так и не задержали, и он продолжает мучить меня», - добавила женщина.
Эти две истории показывают, что правоохранительные органы в Таджикистане не всегда должным образом реагируют на жалобы женщин в отношении бывших мужей, даже после развода, когда они в принципе друг другу никем не приходятся.
Женщины основные жертвы домашнего насилия
Как показывает статистика, женщины являются основными жертвами семейного насилия. Так, согласно данным Консультационно-информационного центра при Комитете по делам женщин и семьи при правительстве РТ, в 2023 году 89% от всех пострадавших от семейного насилия являются женщинами.
А за 6 месяцев 2024 года Центром было зарегистрировано 1 тысяча 263 случая насилия над женщинами.
Полная картина, вероятно, выглядит хуже и, возможно, эти цифры не показывают и половины случаев насилия в стране.
Для более точной статистики «Азия-Плюс» обратилась с официальным письмом в МВД, но там ответили, что результаты работ по предотвращению случаев насилия в семье ежемесячно перенаправляются в Комитет по делам женщин и семьи, куда нам и предложили обратиться.
«Азия-Плюс» вновь обратилась в Комитет. В письме (мы приложили к нему ответ МВД) мы попросили предоставить соответствующие данные.
Нам предоставили статистику Консультационно - информационного центра, заявив, что они являются только пользователями статистики МВД и передать её «Азия-Плюс» не могут.
В своём письме Комитет посоветовал нам обратиться за статистикой в МВД.
Круг замкнулся и мы так и не получили нужную статистику...
Мужская солидарность = халатность
Почему женщины в случае побоев со стороны мужа не всегда обращаются в милицию, насколько законны вышеуказанные действия правоохранительных органов и как, по закону, они должны реагировать на подобные ситуации?
«Азия-Плюс» получила разъяснения от экспертов.
Психолог Нигина Мамаджонова считает, что чаще всего женщины не обращаются в правоохранительные органы из-за страха. Когда насилие исходит от близкого человека, жертва теряет доверие ко всем, считает психолог.
«Она не получает поддержку и от собственной семьи и что хуже - они ее там не ждут. Родная мать будет читать нотации, что это нормально, когда мужчина бьет и приводить в пример свою нелегкую жизнь - «все терпели, я терпела и ты терпи! Ради детей, семьи и репутации» - говорит психолог.
По мнению Мамаджоновой, отношение правоохранительных органов к жертвам домашнего насилия неоднозначное. В практике много случаев вмешательства органов, но через время женщина начинает жалеть, забирает свое заявление и возвращается в дом мужа.
«Возможно, причиной этого является то, что подобные дела считаются сугубо семейными и только в случаях тяжелых побоев и то, если жертва предусмотрительно сделала медэкспертизу, представители органов относятся к заявлению со всей серьезностью», - добавила она.
А отвечая на вопрос о причинах отсутствия должной реакции со стороны милиции на заявления женщин о насилии, Мамаджонова указала на «мужскую солидарность».
«Не забывайте, что представителями правоохранительных органов, в основном, являются мужчины. А чуть ли не каждый мужчина уверен, что в домашнем насилии виновата сама женщина, это она спровоцировала мужа своим «длинным» языком, неповиновением, непослушанием и т.д. Но все, кто так думает, забывают о главном - провокация не является оправданием преступления! А насилие – это преступление! - заявила психолог.
- Как мы видим, резонанс происходит, если только сама жертва или ее родственники предают факт насилия огласке через социальные сети или СМИ. Тут-то никуда не деться! Правда, найдутся тысячи женщин, которые осудят жертву - «зачем выносить ссор из избы?».
Юрист и гендерный специалист Лариса Александрова согласна, что милиция не всегда реагирует на факты насилия должным образом, но предлагает рассматривать каждый случай по отдельности, не обобщая ситуацию.
«Бывают ошибки сотрудников милиции, когда они стараются жертву насилия примирить с агрессором, ставя основной задачей не защиту жертвы, а сохранение семьи. И тогда жертва, возвращаясь в семью, может через какое-то время снова подвергнуться насилию, даже более тяжкому. Но она уже имела отрицательный опыт обращения в милицию, ей там сказали, что «надо сохранять семью», «а как же дети?» и т.п. И она уже больше туда не обратится, и будет терпеть, молчать, если сможет» - поясняет Александрова.
Что говорит закон?
Между тем, жалоба на насилие, будь то устная или письменная, должна быть зарегистрирована. Срок реагирования на жалобу зависит от тяжести совершенного преступления или правонарушения. А непринятие жалобы или не реагирование на неё считается уголовным преступлением.
В Уголовном кодексе РТ есть статья 322 – «Халатность, в случае ненадлежащего реагирования на заявление жертвы, отказ в приеме заявления». Скорее всего, именно по данной статье могут быть квалифицированы подобные действия сотрудников милиции, считает юрист.
А теперь подробнее.
Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
- наказывается штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти показателей для расчетов (1 расчетный показатель равен 72 сомони) или обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. Или исправительными работами на срок до двух лет (в редакции Закона РТ от 21.07.2010г. №617);
2) То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,
- наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти до девятисот двенадцати показателей для расчетов или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового(в редакции Закона РТ от 17.05.2004г.N35, от 21.07.2010г.№617).
Бороться с подобной халатностью можно жалуясь на вышестоящие инстанции, говорит юрист Лариса Александрова.
Например, в ОВД или прокуратуру.
«А лучше всего позвонить на телефон горячей линии и рассказать, что сделал или не сделал сотрудник милиции – возможно, грубо говорил с вами или обвинял в чём-то и т.д. Они не имеют право так себя вести, - говорит она. - Обычно, когда жалобы поступают на телефон горячей линии МВД, то реагируют на них эффективнее. Также, если нет реакции по телефону горячей линии, можно составить письменную жалобу, и отправить ее в МВД, подробно описав ситуацию - насилие, и действие милиции в хронологическом порядке».
По словам юриста, написать заявление также можно в прокуратуру по месту проживания женщины, но обычно они перенаправляют заявление в ОВД района. Если нет ответа, заявление можно подать и уполномоченному по правам человека, который обязан принять жалобу и проверить работу милиции. Так как бездействие государственных органов расценивается как нарушение прав человека.
«Понимая, что женщинам будет сложно справиться с такой сложной бюрократической работой, мы рекомендуем им обращаться и в кризисные центры, - говорит Александрова. - Там работают психологи и юристы, которые занимаются обжалованием подобных действий со стороны государственных органов. К сожалению, в Таджикистане нет государственных кризисных центров, но есть неправительственные организации, которые специализируются на помощи жертвам семейного насилия».
Этой осенью оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК