Накануне саммита БРИКС (экономический и торговый блок пяти стран - Бразилия, Россия, Индия, Китай,
«Жэньминь жибао»: Китай выступает за формирование открытой модели взаимодействия «БРИКС+», поддерживает диалог между странами-участницами БРИКС с другими развивающимися экономиками. На нынешний саммит пригласили ряд стран с формирующейся рыночной экономикой, в том числе и Таджикистан. Как Вы оцениваете эту инициативу Китая и каких результатов ожидаете от диалога с государствами БРИКС?
Эмомали Рахмон: Инициатива Китая организовать диалог между странами-участницами БРИКС и странами с развивающейся экономикой заслуживает всемерной поддержки. Уверен, что этот диалог, который придает особую ценность и значимость объединению БРИКС, станет надежной платформой для налаживания взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества в интересах содействия миру, безопасности и устойчивого социально-экономического развития национальных экономик в условиях глобализации и новых вызовов. Именно такого результата мы ожидаем от предстоящего Диалога.
Мы также ожидаем, что по итогам нашей встречи мы сможем определить эффективные пути обмена опытом реализации национальных стратегий развития, обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, защиты окружающей среды и развития «зелёной экономики», стимулирования торговли, инвестиций, развития человеческого капитала, а также усиления контактов между деловыми кругами наших стран.
- Каким образом взаимодействие в рамках саммита БРИКС может вывести связи Китая и Таджикистана на новый уровень?
- Участие Таджикистана на Саммите глав государств БРИКС, чьи страны находятся на стадии поступательного экономического развития и располагают огромными запасами природных ресурсов, имеет важное значение для обеспечения благосостояния народов.
Мы уверены, что использование широких возможностей таких надежных площадок сотрудничества, как БРИКС, несомненно, придадут дополнительный импульс нашим двусторонним отношениям в деле дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества, расширения торговли и инвестиций, а также обеспечения устойчивого развития и повышения благосостояния наших народов.
Более того, наше взаимодействие в рамках БРИКС могло бы способствовать совместной реализации программ и проектов, направленных на поощрение и применение устойчивых моделей производства и потребления, внедрение инноваций в различных сферах экономики, охраны и рационального использования природных ресурсов.
- Вы вновь встретитесь с Председателем Си Цзиньпином. Какова повестка этой встречи и каких итогов Вы от нее ожидаете?
- Прежде всего, хочу отметить, что политическое взаимодоверие и взаимовыгодное сотрудничество Таджикистана и Китая достигли беспрецедентно высокого уровня. Этому, прежде всего, способствовали постоянный обмен визитами на высшем и высоком уровнях. Государственный визит Председателя КНР в сентябре 2014 года в Душанбе придал мощный импульс практическому взаимодействию Таджикистана и Китая по всем направлениям, отвечающим как интересам наших народов, так и интересам обеспечения мира и стабильности в регионе.
Я очень рад, что нахожусь в дружественном Китае с ответным государственным визитом по приглашению моего друга господина Си Цзиньпина. Переговоры в Пекине, которые, я абсолютно уверен, будут проходить в характерной для наших взаимоотношений теплой и дружественной атмосфере, дают хорошую возможность оценить достигнутые результаты развития таджикско-китайских отношений за последние годы и наметить новые задачи по совместному продвижению нашего стратегического партнерства. Будем обсуждать ход реализации двусторонних договоренностей, и согласовывать совместные меры, направленные на дальнейшее развертывание таджикско-китайского партнерства по всем направлениям сотрудничества — от политической до торгово-экономической сферы, инвестиций, энергетики, транспорта и коммуникаций, обороны и безопасности, культуры и образования, а также на усиление межрегиональных связей.
С этой целью будут подписаны новые межправительственные и межведомственные документы.
Таджикистан, как известно, первым подписал Меморандум о совместном продвижении инициативы лидера Китая “Один пояс, один путь”, и мы ожидаем, что в ходе переговоров также будут обсуждены пути сопряжения этой исторической инициативы и Национальной стратегии развития Таджикистана на период до 2030 года, что, несомненно, будет содействовать взаимосвязанности и совместному процветанию.
Кроме того, наши страны тесно взаимодействуют и поддерживают друг друга на международной арене, особенно по вопросам, представляющим практический интерес для наших стран. Поэтому, естественно, что обмен мнениями по актуальным региональным и международным вопросам также включен в повестку дня наших переговоров.
- Какова позиция Таджикистана по отношению к китайской инициативе «Один пояс – один путь»? Какие совместные проекты реализуются или планируются к реализации в ее рамках?
- В настоящее время совместно с нашими международными партнерами мы работаем над реализацией ряда крупных инфраструктурных проектов регионального значения. Мы всегда поддерживали и поддерживаем любые конструктивные инициативы, направленные на развитие регионального торгово-экономического сотрудничества на взаимовыгодной основе.
В этой связи мы высоко оцениваем инициативу Председателя Китайской Народной Республики уважаемого господина Си Цзиньпиня «Один пояс, один путь», которая нацелена на решение стратегической задачи — совместной разработки и реализации программ по обеспечению нашего экономического развития.
Находясь на одном из азиатских перекрестков, Таджикистан может быть связующим мостом между Китаем и другими странами, прилегающими к региону.
Безусловно, важнейшим компонентом стратегии по повышению уровня благосостоянии народа является устойчиво функционирующая национальная и региональная транспортная система. Поэтому с целью приведения автомобильных дорог и другой транспортной инфраструктуры в соответствие с современными стандартами и превращения Таджикистана в транзитную страну осуществляются соответствующие проекты.
В этом контексте Таджикистан всегда открыт к сотрудничеству для расширения взаимовыгодного регионального сотрудничества, в том числе и путем создания транспортных коридоров, связывающих наши страны с другими странами региона, тем самым способствуя продвижению процесса экономического роста и повышения уровня благосостояния народов.
- О сотрудничестве в сфере безопасности. Какие вызовы стоят перед нашими странами в борьбе с «тремя силами зла» наркотрафиком и транснациональной преступностью? Как Вы видите дальнейшее взаимодействие между правоохранительными органами Китая и Таджикистана?
- Таджикистан и Китай единодушно считают, что «три силы зла», а также наркотрафик, киберпреступность и трансграничная организованная преступность представляют угрозу безопасности и стабильности двух стран и региона в целом. Для противодействия вышеуказанным угрозам и их нейтрализации мы готовы на дальнейшее углубление сотрудничества в правоохранительной сфере и в области безопасности, а также к усилению рабочих контактов между другими профильными ведомствами.
В этом направлении мы будем неуклонно продвигать совместные проекты по укреплению потенциала правоохранительных органов, в частности по подготовке кадров, проведению совместных мероприятий по противодействию силам международного терроризма и другим вызовам региональной безопасности. С этой целью мы намерены усилить работу межведомственных рабочих групп и механизмов сотрудничества двух стран.
Следует отметить, что сотрудничество с Китаем в области обеспечения безопасности у нас происходит как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Убеждены, что только таким путем можно добиться успехов в деле обеспечения всеобщей безопасности.