После свержения президента Сирии Башара Асада лидер «Хайят Тахрир аш-Шам» – главной сирийской оппозиционной вооруженной группировки, захватившей Дамаск – 42-летний Абу Мухаммед аль-Джулани назвал произошедшее победой всех сирийцев и заявил, что сирийский народ теперь является «законным владельцем» страны.

Прибыв в Дамаск через несколько часов после падения прежнего правительства страны 8 декабря, лидер выступил с победной речью в мечети Омейядов в столице.

«Режим [Асада] несправедливо заключил в тюрьму тысячи собственных мирных жителей, не совершивших никаких преступлений. Мы [сирийский народ] являемся законными владельцами [этой страны]. Мы боролись, и сегодня мы были вознаграждены этой победой», – цитирует аль-Джулани Al Jazeera.

По его словам, «после этой великой победы во всем регионе пишется новая история», но потребуется упорный труд, чтобы построить новую Сирию, которая станет «маяком для исламской нации».

«Бог не подведет вас. Эта победа – для всех сирийцев, они все были частью этой победы», – сказал аль-Джулани.

 

Прошел «Аль-Каиду», ИГ и «Джебхат ан-Нусру»

«Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) – крупнейшая оппозиционная правительству Асада группировка салафитского толка.

Ее лидер, Абу Мухаммед Аль-Джулани (настоящее имя Ахмед Хусейн аль-Шараа) родился в 1982 году в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), в Сирии жил с 1989 года.

В 2003 году вступил в ряды террористической организации «Аль-Каида» в Ираке, воевал против американских военных. В 2006 году был арестован вооруженными силами США и до 2011 года находился в тюрьме.

По возвращении в Сирию в 2011-м стал эмиссаром основателя террористической организации «Исламское государство» Абу Бакра аль-Багдади. В Сирию он прибыл, как пишет The Wall Street Journal, «с сумками, полными денег, и миссией вывести экстремистское движение на мировой уровень».

В 2012 году по заданию «Аль-Каиды» (ИГ в то время подчинялась «Аль-Каиде») создал ячейку организации в Сирии под названием «Джебхат ан-Нусра». Группировка быстро обрела влияние в регионах, не поддерживающих режим Башара Асада, в частности в Идлибе. Аль-Джулани тогда заявлял, что в Сирии не будет места христианам и алавитам.

В 2016 году вместе с немногочисленной группой сторонников он откололся от «Аль-Каиды», отказался от ее идеологии и создал группировку «Джебхат Фатх аш-Шам». Позже, 2017 году, переименовал группировку в «Хайат Тахрир аш-Шам», основной ее целью стало освобождение Сирии от режима Башара Асада и изгнание иранских ополченцев из страны.

После объявления о разрыве с «Аль-Каедой» аль-Джулани превратил ХТШ, которая с 2015 года контролирует практически полностью провинцию Идлиб на севере Сирии, в хорошо дисциплинированную силу, построенную на «смеси исламизма и национализма».

Абу Мухаммад аль-Джулани выступает в мечети Омейядов в Дамаске после свержения режима Асада, 8 декабря 2024 года.
Фото Mahmoud Hassano/Reuters

 

Стал более умеренным?

С 2021 года аль-Джулани пытался улучшить имидж группировки и заявлял, что не стремится создать новое «Исламское государство», а хочет освободить Сирию. Сам он не считает себя террористом, а на подконтрольных территориях, в частности, разрешает мужчинам курить, а женщинам – не закрывать лица.

По словам старшей советницы Международной кризисной группы Дарин Халифы, которая неоднократно встречалась с аль-Джулани в Сирии, руководство ХТШ «прагматично и менее идеологизировано», а самого лидера группировки она называет политиком, который готов заключать сделки и идет на большие компромиссы по многим вопросам, кроме борьбы с режимом.

По мнению вице-президента Института исследований СМИ Ближнего Востока и бывшего координатора Госдепартамента США по вопросам коммуникаций в сфере борьбы с терроризмом Альберто Мигеля Фернандеса, у группировки все еще есть элементы экстремистской идеологии, «но они не глупые экстремисты, а националистические экстремисты».

Другие эксперты, напротив, сомневаются, что аль-Джулани может превратиться из «мелкого сирийского джихадиста в Ираке» в «лидера сирийской революции».

«Да, он, вероятно, стал более умеренным с возрастом, и, возможно, отказался от части своей радикальной идеологии. Но я думаю, более вероятно, что он скрывает свои истинные намерения», - говорит специалист по Сирии из университета Люмьер Лион 2 Фабрис Баланш.

Сам аль-Джулани в интервью американской программе PBS Frontline в Идлибе в 2021 году сказал, что не сожалеет о праздновании 11 сентября 2001 года, атаках на Америку со стороны «Аль-Каеды» или о борьбе с войсками США в Ираке, но сожалеет об убийстве невинных людей.

Тем не менее террористический статус он называл «политическим ярлыком, который не несет в себе никакой правды или достоверности».

«За десять лет нашего пути в этой революции мы не представляли никакой угрозы западному или европейскому обществу. <…> Мы призываем страны, которые приняли эти меры, пересмотреть свою политику в отношении этой революции», – говорил он.

Активист Мохаммед Эйша, живущий в Идлибе, который контролирует ХТШ, называет ситуацию в Алеппо «хаотичной». По его словам, в последние годы в Идлибе было безопаснее, и контролирующая регион группировка меньше вмешивалась в жизнь людей – в отличие от ИГ, которое навязывало жесткую интерпретацию ислама.

Правозащитные организации обвиняют ХТШ в произвольном задержании активистов, журналистов и других гражданских лиц, высказывающих критические мнения, и заявляют о пытках и жестоком обращении с задержанными. Аль-Джулани эти обвинения отрицает.

Этой зимой читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК