Этот вопрос мы пытаемся прояснить вот уже второй месяц. После трагедии в Турции в Таджикистане начали массово проверять жилые и нежилые дома. Известно, что сначала изучали лишь документацию, сейчас проверяют уже физическое состояние зданий.

22 февраля Комитет по архитектуре и строительству Таджикистана принял решение проверить сейсмостойкость новостроек в Душанбе, Худжанде и Бохтаре. 

Первая проверка (документации застройщиков) на сейсмостойкость еще не завершена. Комитет по архитектуре и строительству обещал «Азия-Плюс» дать первые итоги сразу после праздника Навруз, но их нет. 

Между тем сейчас параллельно началась техническая проверка (совместно с Генпрокуратурой) новостроек - на этот раз проверяют качество (прочность) бетона с помощью склерометра, также тестируются образцы бетона в лабораториях. 

Склерометр/Твердомер - лазерный прибор для определения прочности материалов. 

Дуло склерометра приставляют к определенному участку бетона, и он считывает его марку. В Душанбе марки бетонов в новостройках должны быть М 200 (никак не ниже) или М 300, в зависимости от масштабов строительного сооружения. 

«Нынешняя техническая проверка нужна, чтобы проверить и убедиться, насколько документация застройщиков соответствует действительности», - сказали «Азия-Плюс» в Комитете.

 

Кто проверяет и кто дает разрешения на эксплуатацию?

В специальную проверяющую комиссию вошли: зампред Комитета по архитектуре и строительству (он же - председатель комиссии), представители управления строительством и процесса интеграции Комитета, Службы государственного надзора архитектуры и строительства Комитета, Института геологии и сейсмологии НАН; а также сотрудники ГУП «Научно-исследовательский институт строительства и архитектуры», ГУП «Лоихакаш» и управления вневедомственной государственной экспертизы градостроительной проектной документации.

Одобрением или приёмкой строительных объектов (построенных за счёт бюджета страны) занимается госкомиссия, куда входят, в частности, Служба государственного надзора архитектуры и строительства при Комитете по архитектуре, при нем же - управление вневедомственной государственной экспертизы градостроительной проектной документации и другие ведомства, в зависимости от предназначения строящегося объекта. 

Например, если строится школа, в госкомиссию войдут также представители Министерства образования и науки. Если это частный объект (жилой дом, офис), то создаётся специальная рабочая группа, в которую входят местные исполнительные органы власти, проектировщики, застройщики и заказчики. 

У нас вопрос: а кто понесет ответственность (помимо застройщика) за обнаруженные на объектах при нынешней проверке недочеты? Будут ли отвечать те, кто когда-то принимал эти здания?

Ведь, как мы видим, кто сейчас проверяет здания на сейсмичность, те же когда-то и давали заключение, позволяющее их эксплуатировать.

И еще гораздо более интересный вопрос: а «увидит» ли в принципе эти недочеты эта комиссия, зная, что когда-то сама приняла эти объекты как годные?

Впрочем, в Комитете по архитектуре и строительству «Азия-Плюс» сказали, что если выяснится, что были допущены какие-то ошибки при строительстве или объект вовсе не соответствует стандартам, то ответственность ляжет на плечи заказчика, проектировщика, застройщика. 

Об ответственности проверяющих органов тут ничего не сказали…

Фото Asia-Plus

 

Строители жалуются на необоснованные штрафы

Застройщики, с которыми поговорил журналист «Азия-Плюс», просили не называть их имена и название компаний. Потому что обратная сторона начавшихся проверок – необоснованные, крупные штрафы и… повторные проверки.

Как объяснили строители корреспонденту «Азия-Плюс», в советское время, специалисты в сфере строительства занимались оказанием практической помощи. Если находились недоработки или ошибки в проектировании или строительстве, они давали совет и срок для исправления. Если ошибки не исправлялись, тогда (только после этого) принимались меры.

«Теперь же проверяют только бумаги и, если находят даже какую-то незначительную, малейшую ошибку, тут же составляют протоколы и штрафуют от 5 до 13 тысяч сомони. Штрафуют компании, которые уверены в качестве своей завершенной работы, которые готовы пройти любые итоговые тесты и испытания. Строителей сейчас мучают бессмысленными бумажными проверками», - сказал «Азия-Плюс» один из застройщиков.

Они пояснили некоторые детали работы. 

Когда пишется проект, составляется 5 разделов (больших альбомов-документов): 1) Архитектура; 2) Конструкция; 3) Отопление; 4) Электричество; 5) Водоснабжение и коммуникация (канализация).  


В ходе экспертизы проекта проверяются разделы архитектуры и конструкции, в которые проектировщики чаще всего вносят изменения. И если, например, проектировщик в разделе архитектуры изменил данные о наружной лестнице и не указал это в разделе - конструкции, то после проверки уже построенного объекта, если проверяющие лица найдут эту разницу, застройщик будет оштрафован.

Строители, с которыми говорил корреспондент «Азия-Плюс», жаловались, что комиссия при нынешней проверке указывает им именно на такие недочеты, но к сейсмической безопасности они отношения не имеют. По их словам, важна внутренняя конструкция сооружений (ядро прочности, ригель, фундамент, сваи и прочие), которые отвечают за сейсмическую безопасность, а не наружные конструкции (проходная лестница, арка, окна и т. д.). 

«Невозможно во время реализации проекта сделать наружную конструкцию именно такой, как она указана на бумаге (в проекте). Но именно за это сейчас проверяющие лица и штрафуют некоторых застройщиков», - говорит один из специалистов.

Другой пример.

Застройщик заказал проект здания у ГУП «Лоихакаш» (госкомпания, которая оказывает услуги в области архитектуры, проекта и дизайна).

ГУП может не указывать в проекте какое-то отдельное фасадное сооружение или компонент, не влияющие на сейсмическую безопасность здания, но при этом улучшающие, скажем, пожарную безопасность, проходимость, логистику и т. д. При этом застройщик имеет полное право вне проекта построить эту часть (компонент), а потом указать его в документах для приёма/сдачи.

Так вот. «В начале проектирования, еще до реализации проекта, мы, по указанию ведомства по проектированию (ГУП "Лоихакаш"), не указали наружные лестницы для входа в нижние помещения. Этого не было в проекте, - рассказывает застройщик. – Но мы на свое усмотрение, в целях пожарной безопасности и проходимости, построили дополнительно монолитные наружные лестницы. После пришли проверяющие лица из городского управления и заставили нас заплатить штраф - 8 тысяч сомони за "умышленное нарушение требований строительства". Мы заплатили. Чиновники привезли свою технику и демонтировали лестницу».

Сейчас, уже после произошедших землетрясений в Турции и Таджикистане, проверяющие органы Комитета по архитектуре и строительству (члены той самой комиссии) заставляют этого застройщика заплатить еще один штраф. Теперь за то, что на объекте есть разрушенная конструкция (та самая наружная лестница), при этом объясняют ему, что он имел полное право оставить ее в целях пожарной безопасности. От комиссии ему грозит штраф в 25 тысяч сомони...


Еще один кейс.

Когда комитет по архитектуре и строительству дает разрешение на начало строительства, срок, на который действует этот документ, не устанавливается.

Так вот, по словам одного из столичных предпринимателей, он получил все необходимые разрешительные документы для начала строительства от Комитета по архитектуре и строительству, но уже после завершения проекта к нему пришли из местного городского управления и не признали то разрешение.

«Не признали наши документы местные власти, ссылаясь на то, что истек срок действия документа. В документе хоть и не отмечен срок - годен до вот такой даты, - но он, оказывается, дается на один год, но мы не знали об этом, и у нас строительство уже завершено. Теперь штрафуют», - сокрушается строитель.

«После землетрясений, проверяющие лица хотят, чтобы к ним относились, как к каким-то султанам или падишахам. Если кто-то из сотрудников станет им в чем-то перечить, они начинают мстить», - жалуется другой сотрудник одной строительной компании. 

Этой весной оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК