Замглавы управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Минюста РТ Джалолиддин РАХИМОВ дал подробный комментарий относительно присвоение имени, фамилии и отчества в соответствии с новыми поправками в Закон РТ «О государственной регистрации актов гражданского состояния», которые вызвали большой резонанс.
Среди СМИ, отдельных органов и чиновников Российской Федерации начался ажиотаж относительно присвоения имен и их правильного написания согласно таджикским национальным традициям, основанным на древней истории и культуры таджикского народа. В связи с чем хотелось бы внести некоторую ясность в правильность трактовки данных изменений.
Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния» принят 29 апреля 2006 года. 15 марта 2016 года принят Закон РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния», который вступил в силу с момента опубликования, т.е. с 20 марта 2016 года. Статья 20 данного закона изложена в новой редакции и состоит из 11 частей. Также в этот закон внесены дополнения в статью 67 об изменении имени, отчества, фамилии в соответствии с национальными традициями.
Изменение и дополнение в вышеназванный закон приведены ниже:
«Статья 20. Имя лица и порядок записи фамилии, имени и отчества
1. Каждое лицо при государственной регистрации рождения имеет право на фамилию, имя, а также отчество, обоснованное историческими ценностями и таджикской национальной культурой. Присвоение имен и их правильное написание в Республике Таджикистан осуществляется согласно культуре, национальным традициям и Реестру таджикских национальных имен, утверждаемому Правительством Республики Таджикистан.
2. В документах, удостоверяющих личность, перечень которых установлен Законом Республики Таджикистан "О документах, удостоверяющих личность", записываются фамилия, имя и отчество лица (если имеется).
3. Фамилия ребенка при государственной регистрации рождения записывается по фамилии отца или матери либо фамилии, образованной от имени отца. При разных, фамилиях родителей, фамилия ребенка, по соглашению родителей, записывается по фамилии отца или по фамилии матери, либо в соответствии с требованиями частей 4, 7 и 8 настоящей статьи.
4. Фамилия лица, согласно таджикским национальным традициям, может образовываться от имени отца или от корня его фамилии с суффиксами, образующими фамилии -и, -зод, -зода, -он, -ён, -йен, -ёр, -ниё, -фар. Фамилия лица также может образовываться от имени отца или от корня фамилии отца или матери без добавления суффиксов, образующих фамилии.
5. Имя ребенка записывается по соглашению родителей согласно требованиям части 1 настоящей статьи. Запрещается присвоение ребенку имени, чуждой таджикской национальной культуре, названия вещей, товаров, животных и птиц, а также оскорбительные имена и словосочетания, унижающие честь и достоинство человека, и разделяющие людей на касты. Добавление к именам лиц псевдонимов "мулло", "халифа", "тура", "ходжа", "худжа", "шайх", "вали", "охун", "амир", "суфи" и тому подобных, которые способствуют раскольничеству среди людей, запрещается.
6. Отчество образовывается с добавлением образующих суффиксов -зод, -зода, -ёр, -ниё, -фар или без добавления указанных суффиксов.
7. Повторное использование одного и того же суффикса при образовании фамилии и отчества, а также использование одного имени без добавления суффикса, как при образовании фамилии, так и при образовании отчества, запрещается.
8. При отсутствии соглашения между родителями, имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей), записываются в книге записей рождений ребенка по решению органов опеки и попечительства.
9. В случае, если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя и отчество ребенка записываются в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона.
10. Запись фамилии, имени и отчества в документах, удостоверяющих личность, производится в соответствии с Правилами орфографии таджикского языка.
11. Право национальных меньшинств на имя в Республике Таджикистан гарантируется согласно их национальным традициям. Представители национальных меньшинств, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, по своему желанию могут осуществлять присвоение имен своим детям согласно Реестру таджикских национальных имен или своим национальным традициям. Порядок написания фамилии, имени и отчества граждан-представителей национальных меньшинств осуществляется в соответствии с правилами орфографии соответствующего языка. Использование международных правовых актов, связанных с присвоением имен, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан».
Статья 67 названного Закона была дополнена частями 2 и 3 следующего содержания:
«2. Изменение имени лица осуществляется согласно Реестру таджикских национальных имен. Изменение фамилии и отчества в соответствии с национальными традициями осуществляется на основании требований статьи 20 настоящего Закона.
3. Представители национальных меньшинств, являющихся гражданами Республики Таджикистан, могут изменить свое имя согласно Реестру таджикских национальных имен или своими национальными традициями. В случае, изменения имен представителей национальных меньшинств, являющихся гражданами Республики Таджикистан, органы записи актов гражданского состояния применяют требования части 11 статьи 20 настоящего Закона».
Как видите в изменениях и дополнениях, внесенных в статьи 20 и 67 вышеуказанного Закона не говориться ни слова о запрете окончаний «-ов», «-ова», «-ович», «-овна», а в части 4 статьи 20 Закона используется словосочетание «может образовываться», которое является рекомендательной нормой и совсем не возлагает на граждан обязанности для изменения фамилии, имени и отчества.
Если обратить внимание на норму части 1 статьи 20, то законодатель там указал право на фамилию, имя и отчество, обоснованное историческими ценностями и таджикской национальной культурой, а не обязанность. Во втором предложении части 1 данной статьи говорится, что присвоение имен и их правильное написание в Республике Таджикистан осуществляется согласно культуре, национальным традициям и Реестру таджикских национальных имен, утверждаемому Правительством Республики Таджикистан. Это не нужно толковать так, что если гражданин обратился в органы ЗАГСа для государственной регистрации рождения ребенка и присвоения ему имени, то ему в обязательном порядке надо выбирать имя из реестра. Граждане могут назвать своих детей именами с таджикской культурой и национальными традициями, которые не предусмотрены в Реестре, и которые не противоречат требованиям части 5 статьи 20 указанного Закона, т.е. запрещается присвоение ребенку имени, чуждого таджикской национальной культуре, названия вещей, товаров, животных и птиц, а также присвоения оскорбительных имен и словосочетаний, унижающих честь и достоинство человека, и разделяющих людей на касты.
Принятые изменения и дополнения в Закон РТ «О государственной регистрации актов гражданского состояния» не ущемляют права граждан, особенно права национальных меньшинств. Как видите из части 11 статьи 20 Закона, где сказано, что «Право национальных меньшинств на имя в Республике Таджикистан гарантируется согласно их национальным традициям. Порядок написания фамилии, имени и отчества граждан-представителей национальных меньшинств осуществляется в соответствии с правилами орфографии соответствующего языка.
Например: в алфавите таджикского языка отсутствуют, такие буквы как, «Ц», «Щ», «Ы», «Ь», поэтому при написании фамилии Цыганков, Цой, Анатольев, Щукин и тому подобное осуществляется в соответствии с правилами орфографии русского языка.
Согласно статье 1 Конституции - Республика Таджикистан является суверенным, демократическим, правовым, светским и унитарным государством.
Таджикистан независимое государство и вопросы касательно имён граждан входят во внутренние дела государства, и никто не вправе извне вмешиваться в них.
Почему, когда таджик принимает национальную фамилию, это должно задевать кого-то? Армянин же не становится Иванян, Александрян, Владимирян, когда собирается уезжать в Россию? Или же грузины Иванадзе, Александрадзе, Владимирадзе. Если привести в пример еще и азербайджанский народ, то у них совсем схожие окончания в фамилиях с таджикскими – у азербайджанцев «заде», а у таджикистанцев «зода». Почему язык и культура и даже имя в отдельно взятой нации должно контролироваться и согласовываться с другим государством?
В данной ситуации наблюдается нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, в частности - принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств.
Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства, его органов и должностных лиц, и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать подрывную деятельность.
Разработка статьи 20 Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния», которая называется «Имя лица и порядок записи фамилии, имени и отчества» - это возврат к древним историческим национальным и культурным традициям в сфере записи фамилии, имени и отчества. Данное изменение ни в кое мере не ущемляет право граждан и особенно право национальных меньшинств - граждан Республики Таджикистан на фамилии, имя и отчество. Им гарантируется запись фамилии, имя и отчества согласно их национальным традициям в соответствии с правилами орфографии соответствующего языка.
Возврат к древним историческим национальным и культурным традициям в сфере записи фамилии, имени и отчества это не нововведение. Так как наши предки всемирно известные поэты имели такие фамилии и имена как Абулкосим Фирдавси, Абдурахман Джами, Омар Хайям, Абулкосим Лохути, Абуали Ибн Сино (Авиценна) и многие другие. Также при Советской власти такие имена и фамилии с национальными традициями имели известные правители республики Нусратулло Махсум, Шириншо Шотемур и известные писатели и поэты как Садриддин Айни, Мирзо Турсунзода, Боки Рахимзода, Сотим Улугзода, Рахим Джалил, Мирсаид Миршакар и многие другие.
Еще можно привести пример относительно личностей, которые работают на государственных должностях в Российской Федерации, и которым не мешают окончания в фамилиях на национальный манер, такие как Эльвира Набиуллина — председатель Центрального банка России или же Марат Хуснуллин — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
Согласно часть 1 статья 63 Закона Республики Таджикистан «О нормативно-правовых актах», нормативные правовые акты обратной силы не имеют, за исключением случаев, установленных Законом. Поэтому на тех граждан которые имеют фамилии и отчества с окончаниями «-ов», «-ова», «-ович», «-овна» данные изменения и дополнения не распространяются, если они не хотят, изменить свою фамилию, имя или отчества.
Мы не должны допускать неправильное толкование закона со стороны лиц, разжигающих межнациональную рознь и предотвратить их цели, которые приводят к нестабильности в обществе.
На основании статьи 68 Закона Республики Таджикистан «О нормативно-правовых актах», в случае обнаружения неясностей и разного понимания нормативного правового акта, противоречивой практики его применения, орган (должностное лицо), принявший соответствующий нормативный правовой акт, дает необходимое толкование его норм в акте толкования, имеющем официальный и обязательный характер. Этим органом является Маджилиси Оли Республики Таджикистан – парламент.
Гражданин Республики Таджикистан, который хорошо знает историю своего народа, его древнюю традицию и культуру с гордостью будет носить фамилию, имя и отчества основанной на национальных традициях.
Таджикский народ имеет древнюю историю и культуру, как и народы Армении, Грузии, Азербайджана и других народов СНГ, которым окончании в фамилиях не создают искусственных препятствий и дискриминацию. Поэтому возврат к историческим ценностям, древней культуры и таджикской ментальности не ущемляет права и интересы других национальных меньшинств являющимися гражданами Республики Таджикистан и тем более не должно нарушать права и законные интересы граждан республики за его пределами.
Традиции, мода и финансовые проблемы: почему в Таджикистане становятся вторыми женами и берут вторых жен?
«Празднует, в основном, интеллигенция». Что знают душанбинцы о ночи Ялдо?
«Алиф» снова подтвердил статус Google Partner и укрепил лидерство в цифровой рекламе
Министр энергетики Таджикистана - о планах по увеличению мощностей и снижению потерь электроэнергии
Путин и Мирзиёев обсудили убийство российского генерала, в котором обвиняется гражданин Узбекистана
Эдельвейс таджикской науки. Дилором Каюмова о профессии гляциолога
«Сомон Эйр» приостановила рейсы в московский аэропорт «Внуково»
В мировом рейтинге процветания Таджикистан оказался не последним в регионе
Подарите себе новый автомобиль JAC с выгодными бонусами!
Подозреваемому в убийстве Кириллова узбекистанцу предъявили обвинение по трем статьям УК
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Шаҳрванд8 мая, 2016 21:21
Якбори дигар маълум шуд ки Русия намехоҳад Тоҷикистон дар қабули қонуни дохилиаш мустақил бошад. Русия набояд ба Тоҷикистон дахолат кунад мо давлати соҳибистиқлол ҳастем. Ҳар миллат бояд ному насабмонии худашро дошта бошад ва барои чӣ мо тарзи мондани ному насаби русҳоро то ҳол истифода барем? Русҳо аз моро истифода намебаранд ку бигзор моҳам истифода набарем. Ин қонунро сад дар сад қабул мекунам ба шарте ки одамони ки айни ҳол ному насаби русӣ доранд иваз кардани насабҳояшон маҷбури набошад барои ки бисёр мушкилиро меорад агар хоҳанд ихтиёри иваз кунанд. Аммо кӯдаконе ки таввалуд мешаванд бигзор ному насабашон тоҷикӣ бошад ҳатмӣ. Бас акун моли дигар миллатро истифода бурдан то ҳол дар баъзе корхонаҳо ҳуҷҷатҳо бо забони русӣ кор карда мешаванд инро низ ислоҳ бояд кард. Аксари шаҳрвандон забони тоҷикиро хуб намедонанд инро бояд ислоҳ кард вақташ алакай омадааст.
Zokir8 мая, 2016 07:21
Кого то задевает? Проснись пожалуйста человек. Ни кого это не задевает. Хоть камнем, хоть топором, хоть волком назовись, кстати кто и есть истинные наши национальные имена, которые показались вам оскорбительными, кстати эти имена весьма распространены во всех национальный культурах, Стоун, Замер и т.д. Так вот, ни кого это не задевает, до тех пор пока вы лишаете человека права выбирать себе и своему потомству имена. Создаётся ощущение что чиновники уже незнают как же ещё "улучшить" и без того "процветающую" жизнь самой "счастливой"нации на земле. Спасибо, и ждём очередных ну очень умных законов, принудительно рекомендательных указов, а то что то жизнь скучная становится, а тут похохотать можно. Не, не подумайте что это сарказм, докторами научно доказано- смех продлевает жизнь. Наши чиновники прилагают огромные усилия чтоб продлить нам жизнь, издавая такие изменения в законах. Спасибо.
NEO7 мая, 2016 22:03
Начиная со времен Бухарских Эмиров (а может и раньше) на нашей территории всегда было популярно лизоблюдство (читай ЖЛЗ-СТВО). При распаде верхушки те-кто пеной изо тра восхвалял власти-первые будут плеваться и говорить что их мол заставляли итд. итп. Что бы тут не говорили, таджики никакой не великий народ. Все это лапша мало что бесполезная она и вредная. Отвлекает от реальности. Если и были великие люди то они точно не называли себя таджиками, а просто жили на этой территории и писали свои шедевры на фарси. Чем раньше люди поймут и примут этот факт -тем чувство собственного достоинства заставит трудится и добиться чего-то чем можно реально гордится.
ИнфинитИ7 мая, 2016 08:26
Почему Таджикистану кто-то постоянно что-то должен?)))Таджикистан самостоятельное государство,вам так не кажется?))Кто же вас держит?Ищите других союзников и источники заработка.Сомневаюсь,что вас ждут с распростертыми объятиями)))
Гармян6 мая, 2016 22:38
Хвала Аллаху мои потомки уехали из этого дурдома навсегда туда, где никто не заставит изменить фамилию, которую носили достойно их предки.
пока не ясно 6 мая, 2016 21:49
Многие таджикистацев попали в черню списки в РФ. Наши чиновники нашли как их вытаскивать с черного списка РФ это высший пилотаж браво.Чиновники во как приваживают за народа
Рахмон6 мая, 2016 16:07
Ув.Д.Рахимов мы все граждане нашей Республики без Вас и без Вашей подсказки любим нашей страны, много летные культурные традиции Таджикского государство и таджикской нации. В данном законе ущемлены право родителей на выбор имя для своего ребенка и право новорожденного. Не один адекватный родитель не будет именовать своего ребенка именем животного или оскорбительными словами. Данный закон еще раз дает повод для взимание денег у простого народа сотрудниками ЗАГС под предлогом того можно, того нельзя - при присвоение имя ребенку родителями. Ув.Дж. Рахимов, Вы лучше наводите порядок в Вашем ведомстве: Бедный народ месяцами, порой годами не говоря о сутках и часах стоит в очереди для исправления ошибок в метрике своего ребенка допущенные сотрудниками ЗАГС на местах, тем самим сотрудники ЗАГС принуждает простых смертных давать взятку или еще один пример, приходя к паспортному столу получишь отказ на обмен паспорта на другой новый паспорт или выдачу паспорта по совершеннолетие, под предлогом данного закона, т.е.сотрудник паспортного стола заявляет, что он заменить выпишут паспорт в том случае, если человек подгоняет свой ф.и.о под новый закон. Это еще один повод для принуждение бедного гражданина к даче взятки-начальнику паспортного стола. Мне кажется в данный момент самое время обучать сотрудников отделений ЗАГС и паспортного стола к международным стандартам или хотя бы не допускание ошибок в документах (метрике, паспорте и т.п). Например: в паспорте гр.Таджикистана очень частое явление то, что одна и та же фамилия пишут по разному - Рахмонов на таджикской странице и Рахманов на др.странице, а в Метрике Рахманов, разве это допустимо. Еще одна наболевшая проблема в нашей Республике, разводы. Очень часто разводятся с детьми. В таких случаях ущемляется право ребенка и матери по поводи жилплощади. Мать с детьми или с одним ребенком после развода остается на улице, не имеет право на жилплощади у мужа, т.е. у отца своего ребенка. Отец ребенка с чистой совестью может жениться на другой и туда же приводить новую жену откуда выгнал своих детей с матерью. Он может повторить это по несколько раз. Мое предложение усовершенствовать законодательство по этому поводу, чтобы в будущем наше молодое поколение вырос в полноценной семье в объятиях своих родных: родного отца и родной матери.
[email protected]6 мая, 2016 15:07
Хочу напомнить Россия официально никому ничто не навязывает, только отдельные депутаты Госдумы выступали с некоторыми резкими заявлениями. Это время пройдет. Возмущает, что наши власти целенаправленно, волюнтаристски, просто игнорируют свободный выбор человека, навязывают свою волю. Что касается армян, грузин с их фамильными окончаниями - так они с самого начала были приняты в России, еще со времен Георгиевского трактата. Нашим властям не надо форсировать этот процесс, люди сами сделают свой выбор со временем. И если человек не хочет - не надо его принуждать, идеологически обрабатывать, мол, пришло время традиций и патриотизма. А раз власти пошли на форсирование - значит им просто нечем заняться, либо преследуются совершенно другие, неизвестные нам, цели. Пора нам это понять!
Таджик6 мая, 2016 11:43
Я таджик и мой дедушка тоже таджик с фамилией на окончание "-ов", в 1941 году мой дед ушел на фронт воевать, а в ноябре 1943 пропал без вести под Сталинградом, отдав жизнь, защищая наш народ против гитлеровских оккупантов. Моя мать выросла без отцовского внимания и всегда гордилась своим отцом. Я ношу фамилию матери и моего деда с гордостью. Не думая даже о его замене. Таких как я, надеюсь очень много в стране, которой потеряли своих близких на полях сражения для того чтобы мы жили и радовались каждому, новому, мирному дню!!!!!!
Шамс 6 мая, 2016 09:06
Это правильно что мы переходим на тадж фамилии! Какая разница другим что происходит у нас? Я только за! Тут многие читатели и АП под дудку русиш пляшут так что не удивлюсь если удалите мой коммент!
Кэмри Тойотазода6 мая, 2016 06:51
Хочу поделится своим видинием проблемы. Понимая что вся наша исполнительная структура власти стремящаяся подлизнуть пятую точку выше стоящему по должности будет из кожи вон лезть и убеждать мало подковоных в юриспруденции обычных людей присваивать фамилии с тадж окончанием, а про то что данный законопроект о присвоении имён даёт возможность оставлять и Русское окончание фамилии и отчествани ни кто им и не расскажет, но даже если человек окажется образованным и будет требовать записать своего новорожденного с русским окончанием фамилии, то в дело пойдёт беседа из серии: ''а вот вы знаете что в дальнейшем ему будет тяжело найти хорошую работу, а про карьеру в гос учреждениях ваш ребёнок может и не мечтать" и.т.д... Если выразить все вкратце то у нас Все это станет принудительным процессом а не рекомендательным как это описал автор статьи. Но моё личное мнение что имена в таджикском стиле звучат красивиее, может быть даже если вернусь на Родину и буду рожать себе сына Назову его Бесвети Глинозем Алюминзода. А что я нац меньшество мне можно))))
dale5 мая, 2016 21:57
"Патриотизм — означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны." Теодор Рузвельт "Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство» Лев Николаевич Толстой "Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость» Марк Твен "Легковоспламеняющийся мусор, готовый вспыхнуть от факела честолюбца чтобы прославить его имя. В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Со всем должным уважением к просвещенному, но уступающему нам лексикографу, я прошу признать это прибежище первым" Амброз Гвиннет Бирс
tajikbacha5 мая, 2016 16:02
Эту ересь своим детям рассказывай, главой Советской России было создано название ТАДЖИКИСТАН,может ещё нацию ТАДЖИКОВ и ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК в лабораторных условиях создавали в научно-исследовательских институтах из хромосом и ДНК народов проживававщих тогда на территорииях Советской России.
Бек5 мая, 2016 14:32
Жаль, что нельзя писать матом. Так бы чиновники узнали, что о них думаю...
непатриот5 мая, 2016 12:44
Как достали с этими законами ненормальными!!!лучше разберитксь с экономикой страны.С Содирот банком так всё и замяли?!Кто вернёт нам наши деньги!?
Гражданин5 мая, 2016 12:16
у господина Рахимова фамилия тоже заканчивается на "-ов", ну и я хочу иметь право выбирать то что мне нравиться и удобно...
Точ5 мая, 2016 11:40
"Самая дешевая гордость - национальная. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подмечает ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости". Артур Шопенгауэр.
NEO5 мая, 2016 10:35
В отличие от Армении, Азербайджана и Грузии которые были состоявшимися государствами с опытом и традицией управления государством, Тадж. ССР и само название Таджикистан был создан главой СССР под предводительством Советской России. По этой причине многое мы приняли от Русской культуры, языка. Даже современный уличный таджикский язык, принцип построение слов и предложений схож с русским. Например, пылесос-чангкашак, огнетушитель-оташхомушкунак итд. итп. В персидском нет такого чтобы слова заканчивались на кунак. Отсюда вывод что Таджикистан связан с материнской страной Россией и разрыв происходит очень больно и неизвестно чем закончится. Интеллигенция и специалисты которые выросли в духе СССР покинули и продолжают покидать страну. Те немногие которые гордятся якобы независимостью и богатой культурой, среди них появляется тенденция русофобства и тяга к западу. такую же ловушку попали и Грузия и Украина и нам известно чем это обернулось. Немного истории из вики. История[править | править вики-текст] Образована в результате национально-территориального размежевания в Средней Азии 14 октября 1924 как Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика (Таджикская АССР) в составе Узбекской ССР. III Чрезвычайный съезд Советов СССР 16 октября 1929 года утвердил Декларацию о преобразовании Таджикской АССР в Таджикскую ССР. Таджикская ССР стала седьмой союзной республикой в составе СССР. Территория Таджикской ССР составила 142,5 тыс. км, население 1 млн 150 тыс. человек, 72 % населения составляли таджики[1]. С 5 декабря 1929 — республика непосредственно в составе Советского Союза. Официальное название республики на русском языке не менялось, однако на таджикском в разное время доминировали разные варианты названий одних и тех же понятий: рус. «совет» — перс. «шура», европ. «республика» — араб. «джумхурия». В связи с этим республика в 1929—1938 гг. называлась тадж. Джумхурии Советии Сосиалистии Тоджикистон, в 1938—1989 гг. — тадж. Республикаи Советии Социалистии Тоҷикистон, а с 1989 года — тадж. Ҷумҳурии Шӯравии Сосиалистии Тоҷикистон. 9 сентября 1991 в связи с провозглашением независимости переименована в Республику Таджикистан — тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон.
akoe otnoshenie imeet etot zakon k patriotizmu?5 мая, 2016 02:20
Kakoe otnoshenie imeet etot zakon k patriotizmu? Esle lyudi pominyayut familiyu vdrug nachnut lyubut stranu bolshe. Vmesto togo chto bi zastavlyat lyudey menyat ih familii luchshe podumayte kak uluchshit ekonomiku stranni. Ochen mnogo jiteley Tajikistana jivut uje mnogo let za granicey i ne mogut vernutca domoy potomu chto v nashey strane net ne raboti ne budushego.
Чужой,среди своих4 мая, 2016 22:34
На самом деле россиянам абсолютно все равно какие фамилии будут у таджиков.И,насколько я знаю,официально власти России не делали никаких заявлений по поводу смены фамилий в Таджикистане.Высказывания какого-то депутата,которые раздули СМИ,принимать во внимание не стоит.И в Таджикистане есть отдельные невменяемые личности,которые призывают к более худшим действиям.Так что,не стоит кивать сразу на Россию.По поводу смены фамилий,мое личное мнение,люди сами постепенно меняют их на национальный вариант.Не стоит человека,медленно начинающего движение,толкать в спину.Он не пойдет быстрее,он может возмутиться и уйти в обратную сторону.И еще,уважаемый чиновник говорил про "светское,демократическое государство".Так вот,я не знаю больше другого демократического светского государства,где заставляли бы менять фамилии и придумывали списки запрещенных имен.Это по вашему демократические меры? И лично законодателям - вы до нитки обокрали собственный народ!Оставьте им хотя бы право на собственное имя и фамилию!!! Бывший житель самой прекрасной земли.
Анвар 4 мая, 2016 20:30
[email protected] почему Россия должна диктовать другим странам особенно тем кто хочет менят фамилии, остальной мир нас же принимает как мы есть. Почему Армянским фамилиям -иян кстати похоже на наши ион и иён Россия не диктует а таджикам диктует? Не все наши рабы!
Бендер4 мая, 2016 20:10
"...принимает национальную фамилию" Вот именно, как сам же говорит - "принимает" а не впаривают в добровольно-принудительном порядке как баранам номерок в ухо, что здесь собственно уже и происходит, ну как же - сам ЧО ведь указал. Запутался господин Рахимов в своих выкрутасах. Или скорее не запутался, а методично внедряет очередную схему для отжима наличных у населения. Формулировка закона неоднозначна, всё выстраивается так что какая-нибудь "высокоинтелектуальная и суперпатриотичная" злазубая работница ЗАГСа будет трактовать его в зависимости от того как обрящающийся отблагодарит её. Даже если в суд подать, то вывод этого закона можно направить в любом направлении, судью благодарить уже дороже выйдет. А говорим что у нас чинуши тупоглловые - вон какие схемки выстраивают чтобы сгенерировать потоки наличных в свои карманы. Всем известно что высокие должности имеют свои расценки, вот и стараются чины отбить свои "инвестиции" любыми способами. Коррупция как гангрена пожирает страну, сначала гнили мягкие ткани, теперь переходит на кости и на нервную систему. Понимают ли они что если не начать должное лечение - летальный исход неизбежен.
таджичка4 мая, 2016 19:26
Я не против таджикских имен. Я категорически против того, чтобы кто-либо указывал мне и моим детям как нам называть своих внуков и какую фамилию носить! я против того, чтобы кто то решал какую одежду мне носить, категорически против того, чтобы кто то решал кого мне выбирать президентом и на каком языке говорить, сколько народа мне приглашать на праздники и с кем на каком сайте общаться в инете, какие зубы ставить и куда носить или не носить сотовый телефон! я за то, чтобы нами руководили такие люди,под руководством которых нами будет построена страна, которой я буду гордиться, принадлежность к которой я буду желать подчеркивать своим именем и именем своих детей и внуков, одеждой и языком, всей душой...А сейчас - мне горько, что мою страну и мой народ горе-чинуши довели до такого состояния. И не им решать как мне жить!
Спрут4 мая, 2016 18:04
Я считаю патриотизм к Родине это хорошо, но насильно его в человека не засунешь. Вот когда наша страна будет способна обеспечить свое население работой и хорошей зарплатой вот тогда люди сами будут патриотичны. А требовать чего-то не давая ничего это смешно уже...и ещё про Россию. Если бы не Россия, то нас уже давно захватили бы талибы или ИГ...или же американцы, так что не надо ля ля.
Istinnii4 мая, 2016 17:59
Куча "умных" людей с рабckим менталитетoм собрались здесь и мыслят как добавить больше новорожденных в своей группе..
Анвар 4 мая, 2016 17:57
Читаю и удивляюсь как эти люди так хотят остатся рабами России, даже в Америке чернокожие меняют фамилии от Сона на коренные африканские имена такие как Обама...
Мао Дзюдун4 мая, 2016 17:41
Территория пол земли,количество населения для такой страны считай что его нет, народ должен быть самым богатым в мире,а на самом деле живётся с трудом особенно после введения санкций западом,у нас по телевизору концерты,в Росссии "лучшее или аналогов в мире нет".
[email protected]4 мая, 2016 17:12
Когда более половины мужского населения Таджикистана находится на заработках в России - о какой независимости Вы говорите? Паспортные службы России, конечно, будут диктовать свои условия, а Вы как думали? Ведь наши чиновники об этом не думают. А для выезжающих - это проблема. Русские суффиксы к фамилиям, по крайней мере, идентифицировали нас, таджиков, как бывших граждан СССР и для России мы для них, как бы не чужие. Теперь новая идентификация приведет к непониманию со стороны России. Что у нас других проблем нет? Такими действиями мы опять провоцируем российские власти на некие меры. Не время сейчас заниматься провокациями, даже если с нашей стороны это правомерно. Однако наши чиновники решили поиграть нашими традициями в отместку российским властям. Поэтому я и называю такую меру провокацией. Нашим чиновникам надо заняться экономикой и повышением благосостояния народа. И когда наши трудовые мигранты вернуться домой окончательно и не будут зависеть от настроений российских властей - вот тогда и надо вводить такие меры. А сейчас - это просто провокация. Потом, где демократия, свобода выбора? Человек, наш гражданин, должен сам выбирать какую фамилию он будет носить, пусть даже с русскими окончаниями. Они, что мешают нам быть таджиками? Волюнтаризм и беззаконие - вот чем занимаются наши власти.
азиз4 мая, 2016 17:01
Это только у нас чиновник с русским окончанием фамилий ,заставляет сменит наши фамилии на древне таджикские,
Точикистон ватанам4 мая, 2016 16:27
Я за дружбу народов.Уверен все разумные этого хотят.Считаю любимый Таджикистан и вечного старшего брата Россию своей родиной.Нас разделить не получится ни у политиков с фашистким или религиозно-фанатичным уклоном.Стремитесь в этом направлении,потому что другая дорога это разрушение,война,нищета,братоубийство,грабеж.Мы вибираем мир,льюбовь ,гармонию,процветание,семью,развитие,братство.Хоть и мы черно белые но у нас общие интересы)))Спасибо!!!
Зафар4 мая, 2016 16:04
Почему когда все нищете вы принимаете законы который высасивает все деньги народа? А? О какой истории говорите? О той истории который придумали себе? Откуда взялись таджикские имена??? Мы живем с узбеками, кыргызами, казахами и еще многими другими народами тоже. У нас все одинаково кроме языка. И тут будет настолько разногласий и нацизма вы даже не представляете. Да да да вы сейчас думаете о том какой же это прибылный бизнес. Продажа куча туалетных бумаг. То что сейчас делаете т.е. продажа бумаг это похоже на времена инкыизиторов(нет у нас нет пока)в Италии. Тогда люди покупали ярлыки (бумаги от Церкви) и с этим считалось что они безгрешны перед господом. Но в нашем случае тут перед законом который мы сами придумали точнее эти уроды придумали. Нацизм и Расизм у нас на законодательном уровне. Привет Нацистан.
Фирдавс4 мая, 2016 14:50
Уважаемая Нигора не кто бурю не поднимал, я не знаю скока вам лет, но я знаю что у меня 1мая родился ребенок и в ЗАГСе мне сказали что ИМЮ вы должны выбрать из списка но и списка у них нету...пока жду чёртовую списку..... и что вы говорите МЫ МОЖЕМ???? !!!мы нечего не можем!!!вам разок сходить в ближайшую ЗАГС и сами убедитесь что все это принудительно они за проста заставят и даже предлагают имена для наших ваших детей.....Я лично не против того что бедеть –заде, –и, -он, -ён, -йен, -ёр, -ниё и т.п…Но имю для моего ребенка должен выбирать Я!!!!!
Сталин4 мая, 2016 13:59
Многоуважаемый "ману" :"А, что делал и делает Россия для процветание и развитие экономики Таджикистана? " ОТВЕТ: даёт рабочие места, в целом кормит ТЧ ! Многоуважаемый "ману" :" А какие обещанные контракты экономическое и военно-технические договора выполнил Россия в отношение Таджикистан?" ОТВЕТ:вопрос Путину! Многоуважаемый "ману" :" Россия в основном тесно работает и помогает Киргизию и для граждан Киргизии особый порядок перебивание и оформление гражданство в России. А для граждан Таджикистан, что?" ОТВЕТ : киргизы - они вступили в томож.союз и для них созданы привилегии в отличие от нас. Многоуважаемый "ману" :"нашим гражданам хватит молится на одну России и пора найти других источников заработок." ОТВЕТ : ну вы там поищите, может найдёте местечку, как вы там сказали " мир то огромный". А я вам говорю, что земля то круглая, а пол земли территория РФ, что уж нам поделать? В конце хочу напомнить, что не надо будить спящих собак!
Барзу4 мая, 2016 13:10
Генерал НазарЗОДА фамилию носил оканчивающуюся на -ЗОДА. Внимание вопрос: сделало ли это его "истинным патриотом"? Может патриотизм это не только (и не сколько) окончание фамилии? Представляю как будут заколачивать бабки работники ЗАГСов за оставление фамилий на -ов, -ова. А от ЗАГСов деньги ручьем потекут в Минюст.
beg4 мая, 2016 12:47
Не надо заставлят людей...99% не хотят менят свои фамилии на тадж ..лад.. потому что гордится нечем..разве толко самой большой чайханой...
deses4 мая, 2016 12:23
Я хочу что бы наши чиновники побывали в развитых странах (Россия, Германия, США, ОАЭ) хоть раз как минимум на 10-15 дней. Что бы они увидели как поддерживают и помогают народу, а то у них вообще мировоззрения нету. Спустились с гор и не выходят с кабинетов.
beg4 мая, 2016 11:59
могу ответит прямо..ничего гордого в таджикских окончаниях нету и не будет..99% граждане хотят чтобь их фамилии оканчивались на Русский лад...кому интересно проведите ананимний опрос..
tajikbacha4 мая, 2016 11:46
Полностью поддерживаю как истинный АРИЕЦ-ТАДЖИК.
f4 мая, 2016 11:25
А сам Рахимов почему не поменял фамилию?) Или закон касается только простолюдинов? А фамилия детей и внуков ваших тоже изменены под арийский лад?
Нигора4 мая, 2016 11:16
сами раздули бурю в стакане теперь на этого бедного чиновника валите! читайте закон внимательно написано "МОЖЕТ" еще по фамилии отца и матери и если они Азизовы, Рахимовы, и т п с окончанием -ов, ова или -ев, -ева, то по закону можно настаивать на такой же фамилии ребенка а доводить ситуацию до гротеска не надо хотите назвать Роза, называйте другое дело, чио может, многоэтажные имена уйдут, типа Муллоходжиакбар но в целом, я согласна со мнением, что не дело государсту такой фигней заниматься хотя, помнится, у священников тоже такой списочек рекомендуемых имен имеется
Хусрав4 мая, 2016 10:58
Интересно какая разница другим странам какую фамилию таджики выбирают. Не понимаю почему русские так болезненно воспринимают наши новшество, мы что их колония что ли?!. Вместо этого пусть спасают своих братьев славян на Украине и в Прибалтике. Сами от нас отказались и всю страну развалили а щас не знают как быть
гражданин4 мая, 2016 10:08
Я не хочу менять свою фамилию и хочу назвать своих детей как хочу сам, а не так как навязывает какой-то Рахимов. Обязательность таджикских имен не к чему, у людей должен быть выбор.
Фирдавс4 мая, 2016 10:05
Всем доброго дня, прочитал все комменти и видно что более 90% не согласны а может и 100% что не сомневаюсь, у меня огромная просьба редакции опубликуйте пжт реестр имен, как раньше вы писали и сам узнал что нет имен таких как Абдураҳмон Муҳаммад Убабакр. Уважаемый ДЖ. рахимОВ к вашему сведению я знаю Муҳаммада пророк всех мусульман и свой пророк я его не знаю как араб, как мне быть? (и ответа я не буду ожидать от Вас).
Nevajno4 мая, 2016 09:59
Уважаемые чины вам больше заняться не чем? Подумали бы лучше как поднять страну на ноги и не быть зависимыми от кого-то. Начали бы повышать уровень образования в школах, подняли бы уровень медицины, построили бы заводы фабрики чтобы бедному народу можно было у себя в стране работать а не прилетать с чужбины грузом 200, вы лучше бы подумали бы как цивилизацию в стране поднять. я читаю эту статью и понимаю что Вам на верху просто скучно, что делать вы не знаете и придумываете всякие законы которое противоречит Конституции Таджикистана. БРАВО ГОСПОДА УБЕРИТЕ КОНСТИТУЦИЮ И ВСЕ ЗАЧЕМ НУЖНА ОНА ЕСЛИ ЕЕ ВЫ НЕ СОБЛЮДАЕТЕ А ЕЩЕ И ТРЕБУЕТЕ
Точ4 мая, 2016 09:56
"Гражданин Республики Таджикистан, который хорошо знает историю своего народа, его древнюю традицию и культуру с гордостью будет носить фамилию.... Согласен, именно в составе СССР, Таджикистан цвёл, строился и развивался как ни в какой другой промежуток времени. Поэтому всё Советское для меня дороже.
Хучакант4 мая, 2016 09:50
Я что-то не понял. Сейчас у меня двое детей, фамилия у них оканчивается на -ов, теперь сейчас если у меня будет третий ребенок, то у него фамилия будет на ён, ин или как там? Совсем из ума вышли..
Фирдавс4 мая, 2016 09:42
Спасибо за статью, друзья АП вы можете опубликовать реестр имен это очень важно!, а также уважаемый Джалолиддин РАХИМОВ вы во главе ЗАГСа вы измените свою Ф,И,О????
ману4 мая, 2016 09:29
Рахимов абсолютно прав. А почему до сих пор Россия не уважает и не хочет уважать суверенитет, национальные и культурные ценности бывших государство СССР особенно стран Средней Азии? Почему? А, что делал и делает Россия для процветание и развитие экономики Таджикистана? А какие обещанные контракты экономическое и военно-технические договора выполнил Россия в отношение Таджикистан? На территории Таджикистан находится Российская Военная база и военный часть Космических сил России почти безвозмездно, хотя в обмен много чего обещал Россия Таджикистану при подписание контрактов. Россия в основном тесно работает и помогает Киргизию и для граждан Киргизии особый порядок перебивание и оформление гражданство в России. А для граждан Таджикистан, что? Все кто совершает преступление или все, что плохого, не проверяя обвиняют граждан Таджикистана, а потом устанавливается, что противозаконное действие совершили граждан других государств. Даже не краснеют и не просит извинение за незаконное обвинение и очернение суверенное союзное государство. У Россия тайное и хорошие отношение военно-экономическое отношение с Узбекистан который практический имеет отличный партнерский отношение с Америкой и на своей территории имеет преставителство НАТО и покинул ОДКБ. Практический все республики бывших СССР бросили Россию и идут в объятии стран Запада даже Белоруссия. Нам всегда угрожают о введение визы для наш граждан и на этом шантажирует, на конец то все это угрозы закончится потеря Центральной Азии для России на всегда. И нашим гражданам хватит молится на одну России и пора найти других источников заработок. Мир огромная и не заканчивается на одну России который не уважает народы которые уважает и доверяет ему.
Ikrom4 мая, 2016 09:25
Данное изменение ни в кое мере ))))) будет носить фамилию, имя и отчества основанной )))) Поэтому возврат к историческим ценностям, древней культуры )))) .. . и тем более (возврат) не должно нарушать права ))))
Afina4 мая, 2016 09:24
Господа у нас же демократическая страна, почему тогда мы не имеем право называть и носить фамилии которые нам нравятся? какая разница на какое окончание заканчивается фамилия и какое имя ставится ребенку? новый способ заработать деньги это так?! Вы лучше решайте проблемы связанные с разводами, чтобы разведенные женщины не выходили на панель(((( статистику посмотрите сколько разведенных женщин- какие то дурацкие выводы делаете и все! каждый человек свободен своему выбору раз мы живем в суверенной, демократической, правовой, светской и унитарной стране! и еще такие комменты тут пишут аж диву дивишься какие у нас все умные))))
гОСТЬ4 мая, 2016 09:22
А почему у него самого ФИО не русифицированно: Джалолиддин РАХИМОВ? МБ Джалолиддини Рахимфар?
Nicka4 мая, 2016 09:21
Спасибо за комментарии. Было бы, конечно, своевременней опубликовать их тогда, когда АП впервые написала статью о том, что кому-то не разрешили назвать сына Мухаммадом. И работники ЗАГСа также были бы более осведомлены, благодаря им, и граждане. Я обратила внимание на пункт 6. статьи 20., в котором говорится о том, что отчество может быть образовано только с национальными суффиксами. Если я присвою ребенку свою фамилию с окончанием "ов", то либо я должна оставить его без отчества, либо получится, допустим, Ходжаев Джахонгир Давлатзода? Нелепость. "Если обратить внимание на норму части 1 статьи 20, то законодатель там указал право на фамилию, имя и отчество, обоснованное историческими ценностями и таджикской национальной культурой, а не обязанность." - как не обязанность? Я всецело ЗА возрождение таджикской национальной культуры, но сама являюсь "жертвой интернационала", хотя по документам таджичка. Получается теперь, меня лишили права называть своего ребенка не таджикским именем. Да, и уезжать отсюда я не собираюсь, пока, и имею полное на это право - Таджикистан моя родина.
Ikrom4 мая, 2016 09:20
Данное изменение ни в кое мере ))))) будет носить фамилию, имя и отчества основанной )))) Поэтому возврат к историческим ценностям, древней культуры )))) .. . и тем более (возврат) не должно нарушать права ))))
QADRUS4 мая, 2016 09:12
Да они и сами понимают, что это грубое вмешательство в дела другого государства однако считают, что имеют на это моральное право из-за того, что мы от них зависим. Сделайте наше государство ДЕЙСТВИТЕЛЬНО независимым и тогда всякие депутатишки из госдумы и вякать не подумают. Лично я для этого делаю что могу: работаю и плачу налоги. Что делаете вы господа??
нет4 мая, 2016 09:08
Как вы принимаете закон в котором пункты противоречат друг другу. в пункте 6 данного закона говориться о том что можно отчество записать по имени отца не применяя при этом суффиксов а в 7 пункте запрещено записывать отчество без применения суффиксов как это понимать????
peace4 мая, 2016 08:41
Неужели нет других проблем которые ждут неотлогательного решения, чем вот такие абсурдные вопросы довести до такого ажиотажа. Эй вы там этажом выше услышьте нас!
nano4 мая, 2016 08:24
Уважаемый комментаторы Вы столько старайтесь и время тратите напрасно все равно ба доди халк намерасанд ин муфтхуро!!!
Конструктивный критик.4 мая, 2016 08:17
...Таджикистан независимое государство и вопросы касательно имён граждан входят во внутренние дела государства, и никто не вправе извне вмешиваться в них... ____________________________________________________________ Замечание: До сего момента считал, что вопросы касательно имен граждан не входит во внутреннее дело государства. Это исключительно личный вопрос граждан. По настоящее время родители назначают имя младенцу еще за долго до его рождения т.е в тот момент пока еще ребенок находится в утробе матери. Или же имя ребенку дают старейшины (дедушка, бабушка) в первые дни после рождения ребенка. Как видим,государство вторглась и в эту сферу личной жизни. Видимо были веские на то причины и основания. Меня сильно задело другое, а именно нижеследующее предложение статьи: ...Мы не должны допускать неправильное толкование закона со стороны лиц, разжигающих межнациональную рознь и предотвратить их цели, которые приводят к нестабильности в обществе.... _________________________________________________________ Это не правда! Вот уже почти две недели как читаю все комментарии и статьи по этому вопросу. Нигде не встречал запись или комментарий "разжигающих межнациональную рознь" . Наоборот все доброжелательно хотя и эмоционально высказывают свои суждения, потому что это касается каждой семьи, каждого гражданина. Наоборот некоторые чиновники в основном зацикливаются на национальную принадлежность человека, что является неправильным. Главный фактор - это гражданство, а не национальность! Дело довели до того, чтобы получить имя ребенку не достаточно иметь справку с роддома,а более важным теперь является документальное доказательство национальной принадлежности родителей. Если муж узбек, жена таджичка, что тогда? В последнее время, вместо признания наблюдается ошибочная тенденция сваливать свои недоработки, ошибки и промахи на неких "не доброжелателей которые стремятся привести нестабильность в обществе". Только подумайте над этим! Наши, народные недоброжелатели - это в широком смысле слова административные(властные) коррупционеры, в первую очередь. А во вторую очередь....
Согдиец4 мая, 2016 08:05
Дело в том что таджик не выбирает а ему навязывают ему таджикскую фамилию. И перестаньте отрицать очевидное.
sdasd4 мая, 2016 08:03
Брееееед...
Гость4 мая, 2016 05:59
Согласно статье 1 Конституции - Республика Таджикистан является суверенным, демократическим, правовым, светским и унитарным государством. Если это такое светское и т.д., то как объяснить Основателя мира и его Превосходительство? Как объяснить, что имя Амир вдруг внесет раскол? А имя Роза ражежжет национальную рознь? О каких культурных традициях может говорить власть в стране, в которой 90% населения нищие? Вы так много написали... В ваших мозгах только национальный шовинизм и никакого здравого смысла. Вам заняться нечем в нищей стране? Полностью зависимость от той же России. Да какая разница какая фамилия и имя. Нет, конечно запретить нужно называть цыфрами, разными другими подобными, это да. Но диктгвать!!!! Из реестра... А дышать в своей стране граждане могут так, как они хотят? И возмущаются не только в России, а во всём мире. Это расизм, кликушество и подхалимство перед вашим Президентом, у которого уже культ личности зашкаливает. А кто вам сказал, что -зода это древняя культурная традиция в написании? Два вам по истории. Мир то нормален. И потом, в ЗАГСах сидят тупые шавки, работающие по принцрпу КАЖДЫЙ СУСЛИК АГРОНОМ. Они даже читать не могут, не то, чтобы соображать, что и как написано в Законе. Но беседы типа "разъяснительные" ведут в угоду власти. Сначала создайте условия для жизни в стране. А по поводу России... А пусть все гастрбайтеры по древней национальной и культурной традиции едут домой и работают дома. Ввести визы, отозвать 201. И еще многое чего. Например, потребовать обратно списанный 242 млн. долг в $. Это только часть. И все равно кто там будет вам потом рассказывать поо культурное наследие: американцы, китайцы или ИГИЛ. Ведь это, наверное, тоже по древнему обычаю китайцам отданы благодатные территории Таджикистана за банковские долги иикредиты, да?
Бек4 мая, 2016 02:44
Интересно, что курят наш чиновники, когда принимают законы?
Таджикскоподданный4 мая, 2016 02:34
Набиуллина и Хуснулин - эти фамилии имеют русское окончание -ин(а), как Путин, Гагарин. То есть к арабскому двухкорневому слову Набиулло присоединили окончание -ин(а). Или Путин с Гагариным тоже татары?
NEO4 мая, 2016 00:15
Все таки при замене паспорта (внутренний или загран) будут заставлять менять фамилию? В прошлом интервью этот же чел что-то бормотал про то что поблажки не будет тем кто будет менять документы. Что это значит? Уважаемая редакция, пожалуйста проясните. Спасибо!
Megaaa4 мая, 2016 00:07
Mr.Джалолиддин РАХИМОВ, вы красава красива все сказано я тоже патриот своей стране но если 70% таджики ищут кусок своего хлеба за приделами РТ - это говорить что у нас с экономикой проблема. ВЫ говорите Армении, Грузии, Азербайджана куда нам до них с их то экономике (идите в РФ смотрите как их уважают и как таджиков) поднимите экономику сделайте жизнь легче для народа... после вещего закона у таджиков будет проблема в РФ – хотя-бы о народе думайте если не хотите помочь- то хотя думайте!!!!
Кори Равшан Джамшудзода3 мая, 2016 23:33
Почему, когда таджик, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, вынужден ехать в чужую для вас страну, это НЕ должно задевать таких весёлых и беззаботных чиновников как вы, уважаемый ?
неравнодушный3 мая, 2016 23:19
Правильно у нас своя культура и достояние . Понятно что это рекомендательный указ . И почему нам должны указывать какие фамилии у нас должны быть . Правильно не надо двойных стандартов . Почему азера , армяне , хохлы . грузины и много кто по своему со времен СССР а у нас своего даже после развала нет ? Просто потому что мы слишком зависимы . Если это будет происходит добровольно а не принудительно я только за . У нас же попросят шапку принесут голову . Чтоб не было как всегда . Зная что будет как всегда , противоречу конечно сам себе я против этого указа . Уважаемый Дж. Рахимов а вы знаете сколько кругов ада проходит обычный гражданин Таджикистана пока делает регистрацию, патент или еще что нибудь? Так что пусть это еще подождет до хороших времен . Кому это надо и без этого закона делают . Знаю не одного человека у кого фамилия на -зод или зода заканчивается .
ruz3 мая, 2016 22:53
Уважаемый, Джалолиддин РАХИМОВ, спасибо за развернутый ответ и комментарий, и позвольте выразить Вам свое уважение и почтение. В принципе с Вами можно согласиться. Однако реальность работы органов ЗАГС такова, что после смены фамилии придется менять не 1 десяток документов, и везде и за все платить. Сделайте так, чтоб в 1 месте можно было это делать и как говорится "под ключ" чтоб менялись записи в военкомате, ЖЭУ, в министерстве образования, диплом, аттестат, данные в реестре акционеров (если нужно), данные в налоговой и едином окне, трудовая книжка, пенсионная книжка и много прочих, документов, которые человеку приходится менять. И надо сделать это дело добровольным, а не добровольно-принудительным, тогда и будет эффект, именно тогда, будет иметь место "таджикизация фамилий" изнутри, а сейчас, вы своими действиями (безусловно не Вы лично, а в общем) делаете так, что люди наоборот воспринимают все это в штыки. Особенно это интересно, когда у нас растет безработица, когда мы, граждане Таджикистана вынуждены скитаться по свету и искать работу, чтобы прокормить семью и дать образование детям, Вы бы лучше занялись решением основных вопросов. А то напоминает, как на титанике когда уже были пробоины, музыканты продолжали играть музыку. (Комментарий- заметка, Все совпадения случайны, не призываю никого ни к чему, просто мнение.) P.S. Как Вы пишите: "Гражданин Республики Таджикистан, который хорошо знает историю своего народа, его древнюю традицию и культуру с гордостью будет носить фамилию, имя и отчества основанной на национальных традициях." это хорошо. Ответьте на вопрос, почему Вы не поменяли фамилию за 10 лет действия закона? Найдя ответ на этот вопрос сразу станет ясно почему другие этого не хотят.
грант3 мая, 2016 22:23
Слушай моногоуважаемий Рахимов.ты там сидиш в роскошном кабинете и у тебя большая зарплата и ни вчем ненуждаешся,А мы работаем там в далеко от дома в ВЕЛИКОМ РОССИИ который ы теперь ГОСТЕРБАЙТЕРИ,98%ВВП Таджикистана зависит от эмигрантов и от России.ты иди к нам и все узнаеш.о чем говорят Россиянина про твою национальной фамилии