«Духи» ударили по колонне неожиданно. Завязался бой, душманы приближались. Заметив, как снайпер прицелился в командира полка, Хайдар успел прикрыть его своим телом. Пуля попала ему в грудь. За этот геройский поступок и другие боевые заслуги воин-интернационалист Хайдар Латипов был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Обычный парень из Душанбе

Хайдар родился в 1961 году в Душанбе. Учился в средней школе №46. Среди ровесников отличался веселым характером, любил спорт. Еще тогда друзья заметили, что даже в самые сложные моменты он всегда оставался жизнерадостным, был честным и верным другом.

По окончании школы в ноябре 79-го пошел служить в армию. Группу новобранцев из Таджикистана отправили на учебку в Казахстан, в город Отар. Хайдар попал в разведполк. Однако по истечении трех месяцев солдат срочно перевели в кыргызский город Ош. Только там Хайдар узнал, что большую группу бойцов отправят в Афганистан, куда чуть раньше, в конце декабря 79-го, были введены войска Советской Армии.

Когда Латипова спросили, готов ли он служить в Афгане, тот сразу дал ответ – «да».

- Мы на учебке успели подружиться. И когда нескольких наших ребят выбрали для отправки в Афганистан, остальные тоже запросились туда, - вспоминает Хайдар.

И вот Латипов и его товарищи прибыли в неспокойный афганский Бадахшан, в город Файзабад, в отдельный 860-й мотострелковый полк.

Ребята еще не осознавали до конца, что совсем скоро, быть может, некоторые из них уже никогда не вернутся на родину.

Хайдар Латипов второй справа
Фото из личного архива

Бахорак – весна под пение пуль

Хайдар попал в разведроту переводчиком. Расположились в старой крепости Джарм у кишлака Бахорак. Непосредственно своей обязанностью Латипов занимался только во время затишья. А в боевых операциях он был в одном строю с товарищами.

Первый настоящий бой, в котором  принял участие Латипов, произошел в горном кишлаке Фиргамундж. Раньше, во время рейдов в кишлаки, засевшие там мятежники, получив сигнал от своих лазутчиков, успевали уйти в горы, а затем снова возвращались и продолжали свои вылазки. И тогда в полку совместно со службой безопасности Афганистана (ХАД) разработали план. Было объявлено, что разведрота пойдет в кишлак Кип, но после выезда в последний момент колонна повернула на кишлак Фиргамундж.

Получившие ранее от своих осведомителей сообщение о рейде в Кип, расположившиеся в этом селе боевики  ушли в Фиргамундж, где уже находились десятки вооруженных до зубов душманов. И когда рота вошла в кишлак, их встретили две группы противника, расположившиеся на высотках ущелья.

- Сказать, что мне не было страшно, значит обманывать. Действительно, это было страшное зрелище, - рассказывает Хайдар. - Вы когда-нибудь слышали, как звучит один выстрел из ружья в горах? А тут буквально стоял рев от звука выстрелов из автоматов, пулеметов, гранат, винтовок, ДШК, гранатометов. Наши боевые машины были подбиты. Бой был тяжелым; начавшись в 6 утра, сражение закончилось в 12 ночи, когда мы отступили. Многих бойцов мы там потеряли. На моих глазах был убит  мой друг Юра Костромин. Его тело мы смогли забрать лишь к полуночи. Душманы успели забрать его оружие, верхнюю одежду. В расположение полка вернулись лишь 18 дней спустя, приняв участие в еще нескольких операциях. В разорванной одежде, обуви, в синяках и ушибах, уставшие, мы тут же пошли спать. Отсыпались два дня. Затем – снова боевые операции.

Подвиг

Остались позади полтора года службы. Хайдар часто думал о родном Душанбе, о том, что скоро вернется в отчий дом. Скоро действительно он вернулся на родину, но перед этим боец совершил поступок, который могут совершить лишь немногие - герои.

11 марта 1981 года разведчики получили приказ – встретить автоколонну с горючим в районе Тахора и сопроводить ее до Файзабада. На подступах к Файзабаду, на горной дороге колонна попала в засаду. Хайдар ехал в головной группе, в боевой разведмашине вместе с начальником разведки подполковником Валентином Занятновым.

Противник начал обстрел военной техники, бойцы поспешно выскочили из машин и заняли оборону. Душманы приближались все ближе и ближе. Заметив, как один из них из снайперской винтовки прицелился в командира полка, Хайдар успел оттолкнуть подполковника и  прикрыть его своим телом. Пуля попала ему в грудь.

Раненого Латипова прибывшие на подмогу товарищи на вертолете отправили в тыл – в Кундуз, затем в Кабул, Термез и далее – в Ташкент. Там, в военном госпитале им.Боровского, бойца прооперировали.

Хайдар Латипов после награждения
Фото из личного архива

Возвращение героя

Лечился Хайдар долго, а когда настало время выписки, врачи сообщили, что его комиссуют, и он может вернуться домой. Но боец категорически отказался от этого предложения, о котором многие, наверное, мечтали.

- Если можно, дайте мне отпуск, а вернувшись, я хочу продолжить службу, - заявил герой. Врачам и командирам пришлось согласиться. Хайдар приехал в Душанбе, повидал родных, отдохнул, и спустя полтора месяца снова вернулся в Афганистан. Даже видавшие виды «шурави», увидев  своего однополчанина в полку, были изумлены. 

А спустя несколько дней в торжественном строю Хайдару Латипову вручили одну из высших наград Советского Союза - орден Боевого Красного знамени.

Отслужив с честью в Афгане, Латипов вернулся домой и продолжил лечение. Затем работал в различных сферах, вместе с тем участвуя в воспитании молодого поколения. Через несколько лет Хайдара пригласили в элитное спецподразделение Комитета госбезопасности. А когда в стране началась гражданская война, он был одним из активных бойцов, защищавших конституционный строй.

В одном из спецопераций Латипова вновь ранили. На этот раз в живот. Но он снова выжил.

- Говорят, я везунчик. Наверное, это так. Ведь не всякий остался бы в живых после столь серьезных ранений. Видать, каким то поступком я попал под взор Всевышнего, и он оберегал меня.

Союз «Афганцев»

Хайдар Латипов и сегодня в строю. Сейчас он – руководитель ячейки общественной организации «Инвалиды войны в Афганистане» города Душанбе и РРП.

- На днях в Таджикистане торжественно отметили 25-летие образования Вооруженных сил республики, - говорит Хайдар Латипов. - Как известно, в начале 90-х, когда таджикская армия только создавалась, бывшие воины-интернационалисты составляли основной ее костяк. Многие «афганцы» затем занимали ответственные посты в различных силовых структурах, готовили кадры, продолжали верно служить родине. Мы, бывшие участники войны в Афганистане, не раз доказывали свою верность и важную роль в деле сохранения независимости страны, воспитания подрастающего поколения в духе преданности и любви к Родине. И сегодня мы продолжаем служить своей стране, своему народу.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus