Британская модель Джесс Коул, обладательница 42-го размера ноги, рассказала Vogue о том, как ей трудно подобрать себе подходящую обувь, с какими трудностями она сталкивается во время съемок и как пытается втиснуться в обувь меньшего размера.

Да что она знает о проблемах с поиском обуви?

Мы собрали монологи таджикистанских женщин, у которых нестандартный размер ноги и они честно рассказали всю правду об этой стороне их жизни.

 

Лилия Гайсина, 41 размер

Мама говорит, что когда я родилась, то в беленькие с красными вставками ботиночки, которые бабушка в дефицитные 80-е где-то достала еще до моего рождения, я не влезла. Моя мама была очень молодая мама, ей было много чего интересно, и она попыталась надеть эти ботиночки на меня, когда я была еще в пеленках. И ничего у нее не получилось, они оказались мне малы сразу.

Нога 41-го размера у меня появилась, когда я была в классе восьмом или девятом. То есть в самый разгар моего переходного возраста и таджикской гражданской войны. На базарах тогда ничего кроме китайского ширпотреба не было: их линейка размеров до моего 41-го не дотягивалась, заказывать что-то из-за рубежа не было никакой возможности. И это был адский ад.

Модель Джесс Коул, Vogue

Мы приходили на базар, просили 41-й размер, я в него не влезала, и мама спрашивала: «А есть 42-й?». Я делала вид, что это она уже не для меня просит или что мы вообще не вместе.

Потом я с мамой ругалась, умоляла ее, чтобы она даже не заикалась на счет 42-го, но мама отчаянно продолжала искать мне обувь, спрашивать размер побольше, а однажды, задумчиво сказала, мол, а может у тебя и правда уже 42-й?

Я стала ей врать.

- Они тебе как раз?! Да неужели! Первая пара и как раз! – Радовалась мама. А я портила себе пальцы на ногах, и перед сном просила: «Боженька, сделай так, чтобы у меня был не 42-й».

Чуть позже, мой тогда еще будущий муж уверял меня, что у меня 43-й.

«Ну, смотри, смотри», - говорил он и сравнивал наши с ним ступни: они были совершенно одинаковы, только у него шире, и 43-го размера.

- У меня 41-й! – орала я, и обижалась до смерти.

Сейчас всё, конечно, стало легче: ну, во-первых, оказалось, что у меня все-таки женский (это большая разница) 41-й (а дважды в жизни я вообще влезла в 40-й!). Во-вторых, теперь можно привозить или заказывать обувь из-за рубежа (хотя и не отовсюду). В принципе на этом всё: в Душанбе что-то больше сорокового до сих пор не привозят.

- Господи, как хорошо, что я к вам зашла, 41-й размер и такие красивые! Вы знаете, я ведь почти всегда покупаю себе обувь не ту, которая мне нравится, – буквально месяц назад рассыпалась я в благодарностях в одном из магазинов на проспекте Рудаки.

- Ну да, красивые. С прошлого года лежат, никто не покупает, в жизни больше не привезем 41-й, - ответил мне продавец.

 

Хуршеда, 40-41 размер

- Я уже и не помню, когда у меня нога стала такого размера: лет в 20, наверное. Но я старалась относиться к этому с юмором - моя обувь ведь больше по размеру, чем у других, поэтому никто даже не пытался ее надеть - в гостях, дома или мои подружки.

Правда, я мечтала иметь хотя бы 39-й размер. Очень-очень редко находила обувь – чаще всего, кроссовки или тряпочные кеды – 39-го размера, которые мне были как раз, и у меня в этот день было очень хорошее настроение.

Когда ходишь по магазинам в поисках обуви, находишь то, что нравится, пытаешься влезть в нее, и не получается - расстраиваешься. Иногда продавцы вообще сразу говорят, что обувь не для моих ног. Бывает неудобно.

Поэтому я сейчас сама сразу спрашиваю: есть большие размеры? Если нет – просто ухожу. Очень редко нахожу туфли своей мечты: большой размер, широкие, но, как правило, цена не по карману: от 300- 400 сомони и выше.

Амилна Эстевао, Дейзи Цвиткович и Джесс Коул в Нью-Йорке, Vogue

Туфли я не ношу, потому что ко всему прочему, у меня еще и широкая стопа; на рынке и в магазинах нет обуви, которая как раз.

- Приходится носить кеды и кроссовки, а летом - открытые шлепки, потому что босоножки найти не получается. Босоножек вообще нет!

Есть у меня любимые туфли на каблуке, которым лет пять, и которые я ношу с большим удовольствием. Покупала их дорого: за 300 сомони в Шапараке (есть такой магазин в Худжанде), но качество хорошее. За столько лет почти не изменились. И всё. Больше я таких туфель не встречала. 

 

Валерия Скачкова, 42 размер

- Мне сейчас 34 года, и в 17 лет у меня был размер ноги уже 41. Потом, постепенно, после родов размер ноги дошел до 42-го. Никогда не переживала по этому поводу, так как у большой, красивой девушки, не может быть нога 35-го размера!

Я застала времена китайского ширпотреба в Душанбе, и по сей день меня прямо трясёт, если вижу в «Мире обуви» на Корвоне вывески: «Великаны».

Кадр из фильма «Убить Билла»

- Как можно называть людей с 41-м размером обуви «великанами»?! Значит, 35-й размер называйте «карликами» или «гномиками», а не «золушками»!
19:50 25 апреля, 2018

Вообще в Душанбе обувь большого размера найти очень сложно, практически невозможно. Обувь мне привозит муж или я сама, когда езжу в Россию. В таких поездках закупаюсь обувью, как будто везу ее на целый табор.

Продавцы (особенно в Душанбе) хотят протолкнуть свой товар, и всегда меня убеждают, мол, разносится или снимите носочки, давайте мы растянем балетки, ну, или ничего, что пятка висит, так и должно быть.

На мой вопрос о том, есть ли в наличии 42-й размер обуви, мне всегда отвечают: «Эээ, таких не бывает». А я им сразу показываю свои туфельки или балетки, и отвечаю: «Еще как бывает!».  

В общем, своего размера я вообще не стесняюсь, девушка с высоким ростом и внешностью модели априори не может иметь маленький размер ноги. Всё должно быть пропорционально, сбалансированно и гармонично.

 

Лола Садриддинова, 42 размер

- У меня 42-й размер ноги, и с этим размером в какие казусы я только не попадала. Однажды, была в гостях у родственников зятя, как и полагается, женщины сидели за дастарханом в одной комнате, мужчине – в другой. Я, конечно, зашла к женщинам, села за дастархан и тут брат зятя спрашивает мою дочь: «Почему мужская обувь на женской половине?», а она отвечает: «Это туфли моей мамы». 

В другой раз продавцы нашли мой размер, я обрадовалась, а потом сказали: «Только это мужские туфли». В общем, разные ситуации бывают.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Конечно, я когда-то мечтала иметь ножку, как у Золушки, но ничего не вышло: к 35 годам размер моей ноги стал 42, предпринимать я ничего не стала, да и без толку это, поэтому просто приспособилась к таким условиям.

- Сама дрожу - фасон держу, у меня всегда с собой в сумке удобные тапочки или шлепки, чтобы в любой момент можно было переобуться.

Обувь приходится покупать только дорогую из натуральной кожи, дешевой обуви больших размеров практически не найдешь. Потом я ее очень долго ношу, и даже старые никому не отдаю.

 

Екатерина Назаршоева, 41 размер

- Мой размер ноги 41, мне было 16-17 лет, когда он стал таким, но иногда мне кажется, что этот размер ноги был у меня всегда. Наверно, правильно будет сказать, что у меня не было стеснения, пока кто-нибудь не интересовался моим размером.

Помню, как в первый раз спросила маму: «А можно как-то уменьшить 41-й размер, ну, хотя бы, до 39-го?».

Мама даже немного обиделась, потому что у нее такой же размер, а я продолжала мечтать, особенно в студенческие годы. Потому что с таким размером никогда не могла купить красивую, женственную обувь, на каблучке или с бантиком. Мои размеры – это чаще всего обувь, похожая на мужскую и грубую.

Во времена китайского ширпотреба, когда не было выбора, и все старались просто выжить, найти возможность поесть что-нибудь, были времена, когда я вообще носила калоши, потому что эти всегда можно было найти любого размера.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Помню, что найти мне обувь было невыносимой каторгой для мамы. Это было такой большой проблемой в Таджикистане! А я еще родом из Памира, из Хорога, и в тяжелые 90-е годы там вообще не было базара. Поэтому мама старалась при любой возможности привозить из Душанбе мне обувь. Как ей было тяжело!

И все-таки найти такие размеры не всегда удавалось, и в большей степени я ходила в обуви на два размера меньше, поэтому все пальцы на ногах у меня деформированы.

Даже сейчас в Таджикистане найти обувь такого размера большая проблема. Я переехала в Душанбе, жила в Бишкеке и Санкт-Петербурге, часто езжу заграницу. В Душанбе проблема остается открытой.

Но теперь для меня это, кстати, не проблема, а даже гордость, потому что я не такая, как все.

- У каждой женщины должна быть своя особенность и изюминка, 41 размер — это моя особенность.

Правда, постоянно думаю о том, как девушки с такими размерами, которые живут в наших кишлаках, справляются? Обувь большого размера крайне редко бывает доступной, и ее так трудно найти даже в городах.

Но одно могу сказать точно: мои дорогие девушки и женщины Таджикистана с большими или маленькими размерами ноги, вы все прекрасны и особенны. Будьте счастливы, успешны и здоровы, это самое главное в жизни.

Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus