Сегодня, 11 марта в Таджикистане отмечается День печати. С чем подошла таджикская печать к своей более вековой дате и выполняет ли она свою главную функцию - выражать мысли, надежды и ожидания народа.
От "Бухорои Шариф" до наших дней
Таджикская журналистика сегодня отмечает свой 109-й день рождения. В этот день 1912 года в городе Каган началась издаваться первая таджикская газета «Бухорои Шариф» («Священная Бухара»). «Бухорои Шариф», несмотря на короткий срок существования, внесла огромный вклад в развитие таджикского национального самосознания и формирование прогрессивной интеллигенции.
После образования СССР таджикская журналистика вступила на новый, совершенно иной путь развития, где были созданы отличные условия для деятельности, но с требованием: "Писать только то, что отвечает политике Компартии".
В конце 80-х, когда советское государство стало слабеть и деградировать, для СМИ наступили золотые времена. После 70-летней деятельности в рамках жесткого контроля, они оказались в условиях практически свободы. Периодическая печать быстро превратилась в самостоятельную силу, способную эффективно влиять на развитие политических процессов в республике.
События 90-х отбросили назад развитие только что освободившейся от советской цензуры национальной журналистики, которая вновь была вынуждена придерживаться правил, ограничивавших их деятельность.
Преодоление подобной сдержанности стало возможным лишь в начале 2000-х, когда один за другим в информационное пространство ворвались газеты «Рузи нав», «Азия-Плюс», «Неруи сухан», «Миллат», «Нигох», «Фараж», «Озодагон», «Одаму олам» и др. С появлением этих газет таджикская пресса стала качественно иной, а независимая пресса приобрела широкую популярность среди масс.
Однако развитие печатных изданий, особенно независимых, вскоре вновь начало давать сбои. Многие газеты заметно сократили свой тираж, а некоторые и вовсе были вынуждены свернуть свою деятельность - одни по экономическим причинам, другие - под давлением властей. Перестали существовать "Рузи нав", "Неруи сухан", "Нигох", "Миллат". В декабре 2018 года перестала печататься газета «Озодагон» - одно из последних независимых изданий республики.
Каждый сам за себя...
Сегодня в Таджикистане издается более 400 газет и журналов, половина из которых являются общественными и частными. Но известных и популярных из них можно по пальцам на одной руке сосчитать.
Правительственные печатные издания развиваются стабильно, почти не имея проблем в своей деятельности, чего не скажешь о независимых СМИ. Правительственные издания чувствуют себя спокойно, им не нужно зарабатывать на хлеб, потому что кроме поддержки из бюджета, они распространяются по "добровольно-принудительной" подписке.
Редакторам независимых изданий приходится искать рынки сбыта.
Тиражи большинства частных таджикских газет упали так сильно, что редакции не отваживаются показывать реальные цифры, опасаясь спугнуть последних рекламодателей. В нынешних непростых экономических условиях некоторые независимые издания стараются "остаться на плаву", даже в ущерб своим принципам и редакционной политике.
В этих условиях журналисты и редакторы придумывают способы увеличить тираж или хотя бы остановить его дальнейшее падение.
Например, некоторые газеты уже несколько лет организовывают различные рейтинги: «Лучший председатель района», «Лучшее министерство», «Лучший бизнесмен» и т.д. Если руководство района или министерства решило попасть в этот рейтинг, то оно обязывает своих сотрудников покупать газеты и заполнять анкеты или скупает тиражи самостоятельно.
В последние годы, с развитием информационных технологий в Таджикистане многие печатные издания перешли на электронный вариант выпуска газеты. Так, например, отказалась в прошлом году от "бумажной версии" "Вечёрка".
"Таджикские СМИ нуждаются в господдержке"
Директор Media Consulting Наби Юсупов отмечает, что нынешняя ситуация с печатными СМИ очень сложная.
- Тиражи запредельно низкие, рекламы все меньше и меньше, а читатели дружно «уходят в интернет», - напоминает он. - Усугубляют ситуацию экономический кризис и сложившаяся ситуация с коронавирусом, который еще больше ограничил возможности СМИ. Многие провели оптимизацию – отказались от некоторых видов расходов, сократили зарплату, гонорары или сотрудников, которые уже стали «не по карману». В прошлом году некоторые СМИ вынуждены были из-за кризисной ситуации на некоторое время приостановить работу или изменить периодичность с еженедельного выпуска до 2-х раз в неделю.
Кроме того, по словам самих издателей, свобода слова сейчас сильно ограничена, а без этого трудно говорить о создании привлекательного для читателя контента.
При этом мы еще не забыли время, когда СМИ могли, не боясь (или почти не боясь) выполнять свои обязанности по поиску и распространению актуальной и объективной информации. Но, к сожалению, ситуация ухудшилась. Сейчас мы думаем об одном, а пишем о другом.
По словам журналиста, сегодня газеты могут быть необоснованно подвергнуты давлению или наказанию даже по незначительному поводу.
- В СМИ царит повсеместная самоцензура. Но, люди надеются, что работа независимых СМИ будет оценена по достоинству и что ограничения, с которыми они сталкиваются сегодня, перестанут быть препятствием, - говорит Наби Юсупов.
Скажи мне, сколько у тебя независимых СМИ...
По мнению известного таджикского журналиста Раджаби Мирзо, одна из причин отдаления читателей от печатных СМИ - их недоверие к ним.
- Один из американских медиамагнатов говорил, что если вы хотите узнать о ситуации и об уровне свободы в стране, вы должны посмотреть на количество независимых печатных изданий. Я думаю, что положение таджикской прессы отражается и на количестве тиража газет. Конечно, речь не идет о государственных и частных СМИ, которые имеют большие тиражи с принудительной подпиской.
Многие таджикские читатели считают, что сегодня в стране независимых СМИ не осталось. По их мнению, независимое издание или независимые журналисты либо покинули Таджикистан, либо те, кто действуют в стране, зависят от правительства. Это еще одна причина, по которой многие перестали читать газеты, - считает он.
По словам журналиста, свободное издание, «если таковое есть в стране, должно заявить смело: мы не в состоянии выполнить свою социальную миссию. Поверьте, доверие читателя к такому изданию возрастет».
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Мирзо Мастонгулов: последний полет
В результате пожара в отеле на курорте в Турции погибли 66 человек
Хакеры получили доступ к базе данных пользователей «Ростелекома»
«За честность и смелость». Узнали, за что читатели любят газету «Азия-Плюс»
Парень из Таджикистана принял участие в параде по случаю инаугурации Трампа. Кто он?
Кадровые перестановки в Таджикистане: президент снял глав Минтруда, КЧС и председателя Верховного суда
В Душанбе отмечен рост случаев поножовщины и насилия на почве семейных разногласий
1688 номеров, 5 редакторов и след в истории: газете «Азия-Плюс» – 25 лет!
Таджикистан увеличил импорт подсолнечного масла из Казахстана
В 2024 году в Узбекистан из России доставили тела 474 умерших мигрантов
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста