Активисты мегаполисов стран Центральной Азии стали гораздо более активно участвовать в решении проблем своих городов, однако само развитие городского активизма находится еще в «зачаточном» состоянии. Основная часть жителей остается пассивной, и это является самым слабым звеном при конфликтах с властями и влиятельными группами, отмечают активисты.
Рост уровня урбанизации в Центральной Азии приводит к нарастанию таких проблем, как ухудшение экологии в городах, низкое качество коммунальных услуг, деградация инфраструктуры. Эти проблемы одинаковы почти для всех растущих мегаполисов стран региона.
Теме развития городского активизма в странах Центральной Азии была посвящена очередная экспертная встреча аналитической платформы CABAR.asia. Модератором выступила редактор Лола Олимова.
Социальные сети подтолкнули развитие городского активизма
В странах региона издревле и в советский период существовали традиции по участию жителей в решении проблем своего места обитания. На уровне микрорайонов, «махаллей», домов жители городов сообща чистили улицы и арыки, сажали деревья, разбивали клумбы.
Но особое развитие городской активизм в Центральной Азии получил благодаря распространению интернета. Особенно, с развитием социальных сетей.
В Казахстане самыми проактивными являются жители города Алматы, говорит Салтанат Ташимова, блогер и городская активистка из этого города, одна из основательниц группы «Защитим Алматы» в социальной сети Facebook.
Они быстро мобилизуются и «готовы костьми лечь» перед подъемными кранами, защищая исторические постройки или деревья в своих микрорайонах, однако при решении более широких проблем города жители зачастую остаются пассивными.
«Активизм у нас пока находится в зачаточном состоянии. При этом, однозначно, все стали понимать, что проблемы нужно решать системно. Появляется все больше граждан, готовых участвовать в законотворчестве», – сказала Ташимова.
«Не всё могут сделать власти. Многое зависит от самих жителей. Такая же ситуация в Бишкеке», отметила Рада Валентина-кызы, городская исследовательница и активистка из Кыргызстана, основательница движения «Пешком» в Бишкеке.
Несмотря на то, что Бишкек является самым активным городом в Кыргызстане, и здесь работают очень много организаций неправительственного сектора, в целом, жители пассивны и считают, что все должны решать муниципальные власти.
«Подавляющее большинство считает, что всё в городе должны делать мэрия или депутаты БГК (Бишкекский городской совет). При этом, совсем недавно прошли выборы в БГК, и явка избирателей была очень низкой. Сейчас мы работаем над тем, чтобы привлечь горожан и объяснить им, что не всё могут сделать муниципальные власти. Многое зависит от них», – сказала она.
Рада Валентина кызы с сожалением отметила, что с приходом нового президента в Кыргызстане инициируются законы, которые сужают поле деятельности гражданских активистов – в большинстве случаев инициаторами гражданского активизма выступают неправительственные организации.
«Люди могут быстро собраться и выступить при появлении какой-то экстренной ситуации, например, при вырубке деревьев. Но нам хотелось бы, чтобы личного активизма у бишкекчан было бы больше», – сказала Рада.
В Душанбе, столице Таджикистана, городской активизм заметно усилился с развитием социальных сетей, отметила эксперт из таджикской столицы Гульнора Амиршоева, создательница группы «Я – душанбинец», в Фейсбуке, которая также является учредителем и главным редактором городской газеты «Вечёрка».
«Бурное развитие социальных сетей способствовало тому, что коренные душанбинцы стали дружно объединяться, чтобы реализовывать инициативы по сохранению исторического наследия в своем городе. Однако все обращения и петиции горожан, к сожалению, не были услышаны городскими властями», – сказала она.
Городской активизм в Узбекистане был в традициях узбекского народа, считает активистка из Ташкента, Лола Исламова, учредительница и главный редактор ИА Anhor.uz. Сейчас из-за пандемийных ограничений нельзя собираться в группы более 100 человек. Поэтому активизм перенесся на просторы интернета, на страницы социальных сетей.
«У нас наблюдается очень похожая на соседние страны активность граждан по спасению деревьев, зданий. В традициях узбекского народа есть так называемые «хашары», когда в махаллях люди собираются и общими усилиями строят каналы, чистят улицы, – рассказывает она. – Если же говорить о каких-то новых начинаниях, помимо традиционных хашаров по облагораживанию города, то люди осторожничают, учитывая ограничительные меры. Поэтому городской активизм больше наблюдается в социальных сетях».
Спасение исторических зданий и борьба с харасментом на улицах городов
Новые реалии, в которых живут жители мегаполисов Центральной Азии, несмотря на препятствия, все же приводят к тому, что все больше активных горожан объединяются и успешно реализуют проекты, способствующие улучшению их жизни.
Например, в начале июля нынешнего года городские активисты отвоевали в центре Бишкека пешеходную зону у ЦУМа (центрального универмага), которую заняли под парковку автомобилей.
Рада Валентина-кызы, которая была инициатором движения «Пешком – город для пешеходов», рассказала, что постепенно горожане включаются в работу по улучшению городской среды. И если на первых порах бишкекчанам было непривычно видеть как в центре города, среди автомобилей расстилаются паласы и проводят пикники, то сейчас все больше горожан понимает, что от них тоже зависит многое в жизни их города.
О положительных примерах городского активизма рассказали и другие участницы дискуссии.
В Ташкенте в нынешнем году городские жители, благодаря своей активной позиции, не допустили установки стелы и вырубки деревьев в сквере возле ЦУМа в центре Ташкента, рассказала Лола Исламова.
Кроме того, городские жители отстаивают небольшие скверы в своих микрорайонах и некоторые исторические здания в спорах с застройщиками. Шум поднимается в социальных сетях, и люди быстро мобилизуются. Также ташкентцы активно участвуют в уборке мусора и в городе, и в зонах отдыха горожан за городом.
Активное движение небезразличных жителей Алматы способствовало тому, что городские власти приняли постановление о сохранении исторического центра этого мегаполиса. Сейчас, даже если и сносятся ветхие постройки в центре, то новые здания строятся в соответствии с историческими традициями.
Кроме того, жители влияют на ненужную реконструкцию городских улиц и парков, отстаивают территории стадионов и парков, останавливают крупные строительства, ухудшающие городскую инфраструктуру.
К этому городскому движению присоединяются все больше неравнодушных людей Алматы, юристы, которые противостоят застройщикам и городским властям. Но поскольку это противостояние носит неполитический характер, поэтому власти не так сильно прессуют активистов.
В Таджикистане городским активистам не удалось отстоять исторический центр в столице. Несмотря сильное сопротивление, просьбы и петиции от горожан, власти стали реализовывать генплан по реконструкции города в 2015 году и многие, дорогие сердцу душанбинцам здания, были снесены.
Тем не менее, у городского активизма есть успешные примеры, когда жители объединяются и добиваются защиты своих прав. Так, например, в 2018 году на страницах социальной сети в Фейсбуке возникло движение против харассмента на улицах Душанбе, когда девушки и женщины стали активно писать и постить о ситуациях с приставанием на улицах к ним мужчин.
Тогда это движение было поддержано мэром города, и сейчас милиция строго следит за поведением парней и мужчин по отношению к девушкам и женщинам на улицах Душанбе.
Кроме того, жители таджикской столицы также собираются для очистки от мусора различных территорий, для посадки деревьев. Есть и другие примеры, когда активисты добиваются от городских властей решения их проблем.
Взаимодействие с властями
Если в странах Западной Европы городские власти, бизнес и городские активисты тесно сотрудничают и сообща решают проблемы в своем городе, то в столицах стран Центральной Азии взаимоотношения между этими тремя структурами не всегда такие образцовые.
Городские власти поддерживают инициативы активистов только в том случае, если это не противоречит их интересам. Бизнес-структуры редко поддерживают активистов, оказывая им мизерную финансовую помощь, также только в тех случаях, когда им это выгодно, отмечали экспертки.
Рада Валентина кызы считает, что бизнесмены не заинтересованы в продвижении городских инициатив, если это не приносит им выгоду.
Салтанат Ташимова заявила, что активные бизнесмены в Алматы есть, но к сожалению, их очень мало. В основном, эти бизнесмены женщины, которые готовы вкладывать свои средства и время, делиться своими мыслями и опытом.
Гульнора Амиршоева рассказала о том, что бизнесмены в Душанбе помогают и активистам, но это бывает очень редко.
Большинство же бизнесменов помогает по просьбе городской мэрии.
«Как бывший депутат городского совета я знаю, сколько бизнесменов помогают по просьбе городских властей по строительству дорог, благоустройству города и других крупных вложениях. Хотя это им и не всегда нравится, но они вынуждены это делать», - сказала она.
В Ташкенте, когда мэрия инициирует какие-то проекты, такие как посадка деревьев, благоустройства территории, уборка, то тогда бизнесмены поддерживают эти проекты. В этих случаях городских активистов поддерживают и проправительственные НПО, такие, например, как Союз молодежи, отметила Лола Исламова.
Во всех остальных случаях бизнесмены неохотно поддерживают городские инициативы активистов, поскольку для них нет стимула.
«Бизнес-корпорациям нужно, чтобы при освещении в СМИ каких-то акций было упомянуто, что эту акцию финансово поддержали именно они. СМИ же в таких случаях требуют оплаты за рекламу, хотя это не рекламная информация», – сказала она.
Городские активистки мегаполисов призвали всех жителей Центральной Азии активнее включаться в работу по улучшению среды проживания в своих городах и не оставаться равнодушными к их проблемам.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
ТОП-10 самых просматриваемых видео «Азия-Плюс» за 2024 год
А будет ли оливье, елки и снег? Медиа Kit рассказывает, как мы будем отмечать Новый год в 2050-м
ООН: 115 тысяч сирийских беженцев вернулись на родину после падения режима Асада
Какие фильмы выйдут в прокат в 2025 году?
Боксер-профи из Таджикистана проведет первый бой в новом дивизионе
Как легендарный завод холодильников «Памир» остался в прошлом
Пять ошибок при покупке подержанного авто и как их избежать
Эмомали Рахмон сменил послов в Турции и ЮАР
Президент Ирана нанесет рабочий визит в Таджикистан
Какие решения властей изменили жизнь таджикистанцев в 2024 году?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста