В годовщину падения Кабула корреспондент «Азия-Плюс» побеседовал с начальником Управления анализа и прогнозирования Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Бахтиёром Холиковым. Он один из тех, кто участвовал и выступал на международной конференции по Афганистану в Ташкенте, 25-26 июля.
15 августа исполнился год со дня свержения правительства в Афганистане и захвата этой страны талибами.
"Талибан" не выполнил обещаний
- Талибы вошли в Кабул с обещанием установить законное правительство, обеспечить всеобщую безопасность, уважать права человека и положить конец производству и продаже наркотиков. Год спустя, какие из своих обещаний они выполнили?
- Ни одно из обещаний "Талибан" не выполнил. За этот год они не смогли создать не только законное правительство, но и само правительство. До сих пор они являются опекуном правительства, то есть, по логике, до установления законного правительства они являются исполняющими обязанности.
Движение “Талибан” не смогло даже определить свою форму правления. Изменение формы правления всегда должно происходить с согласия самого народа. Лидер их правительства практически нелегитимен и не избран народом.
У талибов было два пути определения формы государственности:
а) Проведение всенародного референдума. Это позволило бы определить статус государства.
б) Учреждение Лои Джирги (Парламента).
Ни один из этих двух путей не был реализован и, таким образом, уже прошел год с тех пор, как они незаконно захватили власть в Афганистане.
Что касается безопасности, то талибы сейчас говорят пустые слова. Их заявление об уменьшении терактов нелогично, так как ранее они сами занимались этим. Теперь, когда они захватили власть, больше не совершают террористических действий против самих себя. Поэтому заверения о том, что взрывов стало меньше и безопасность обеспечена, совершенно неверны.
С приходом талибов активизировалась деятельность террористических, экстремистских и реакционных группировок в Афганистане. Потому что государство перешло под контроль группы, которая какое-то время сотрудничала со всеми этими террористическими группировками. Убийство главы «Аль-Каиды» Аймана Завахири в центре Кабула свидетельствует о том, что талибы превратили Афганистан в благоприятное место для деятельности террористических группировок.
По поводу соблюдения прав человека можно говорить только с сожалением. Многочисленные ограничения на образование и деятельность женщин, деятельность СМИ, преследование и убийство представителей интеллигенции, инакомыслящих, политических и культурных деятелей, журналистов и представителей меньшинств, свидетельствуют о нарушении основных прав человека в Афганистане.
Талибы также много хвастаются прекращением производства и продажи наркотиков. Но по статистике таджикских властей, наркотрафик из Афганистана в Таджикистан при талибах увеличился в три раза по сравнению с предыдущими годами.
Реальность такова, что из-за прекращения иностранного финансирования и конфискации (заморозки) средств Центрального банка Афганистана, социальная ситуация в этой стране стала очень сложной. Сейчас жители этой страны сталкиваются с повсеместным голодом.
В таких условиях одним из источников доходов этой группы остается производство и продажа наркотиков. Каким образом в таком случае можно свести выращивание наркотиков к нулю?
В целом талибы провели год в подвешенном состоянии и не выполнили ни одного из своих обещаний.
"Отдельные государства предпримут серьезные шаги для признания талибов"
- За это время прошли конференции в Норвегии, Узбекистане и Москве при активном участии талибов... Не кажется ли, что международное сообщество потихоньку начинает официально признавать власть талибов?
- «Талибан» все еще находится в черном списке ООН и им необходимо создать положительный имидж, чтобы быть исключенным из него. Сейчас они пытаются показать себя мирной и мощной силой, обладающей полной властью в Афганистане. Они пытаются наладить отношения со странами региона и мира, развивать торговые отношения и представить себя надежным партнером, а не угрозой для региона и мира.
Все эти конференции, которые проводятся при участии талибов, являются для этой группы полезной возможностью для достижения своих целей. У стран, которые помогают талибам в этом плане, тоже есть свои конкретные цели. В частности, Россия и Китай путем организации конференций для талибов хотят предотвратить расширение влияния западных стран, Пакистан хочет укрепить свою власть и влияние в регионе, Узбекистан через Афганистан хочет реализовать свои стратегические и коммуникационные проекты. То есть это, своего рода, двустороннее сотрудничество для достижения отдельных целей.
На самом деле, вероятно, что в будущем отдельными государствами будут предприняты более серьезные шаги для официального признания этого движения. Например, в прошлом году Китай прилагал все усилия, чтобы талибы присутствовали на заседаниях Шанхайской организации сотрудничества, но отдельные государства-члены организации настаивали против этого.
- Талибы постоянно подчеркивают, что «мы не талибы 90-х». Насколько их действия отличаются от действий «Талибана 90-х»?
- "Талибан" не отдельные личности, это мышление или идеология. С этой точки зрения, после 20 лет войны и кровопролития с афганским правительством они сложили оружие, и заявляют, что теперь все изменилось, однако поверить в это очень трудно. Более того, нынешнее руководство талибов – это те, кто был активен в этой группировке с 90-х годов.
Правда, что большая группа боевиков Талибана сменилась, некоторые были убиты, а некоторые бежали, но их идеология осталась такой же, как и в 1996 году. В этом году в очередной раз наблюдались запреты на обучение девочек и деятельность женщин, показательные казни, грубые нарушения прав человека, которые жители Афганистана хорошо помнят со времен предыдущего правительства талибов.
Между талибами и миром
- Какие послания передал мир талибам, а талибы международному сообществу на конференции в Ташкенте, в которой вы участвовали?
- В первой части было две формы отношения к талибам. В первую группу вошли соседние с Афганистаном страны и государства региона, которые в основном обсуждали вопросы обеспечения безопасности и угроз.
Вторую группу составили европейские страны, которых в основном интересовали вопросы соблюдения прав человека, деятельность талибов в плане финансового сотрудничества, социальной и гуманитарной поддержки.
Общая позиция заключалась в том, что все страны подчеркивали необходимость создания инклюзивного правительства в Афганистане.
Прекращение сотрудничества с террористическими группировками, ликвидация производства и продажи наркотиков, разрешение на осуществление гуманитарной миссии в Афганистане также были среди тем, которые международное сообщество потребовало от талибов на ташкентской конференции.
Еще одним обсуждаемым вопросом стал замороженный капитал Центрального банка Афганистана в международных финансовых организациях. Было подчеркнуто, что при отсутствии законного и сильного правительства в Афганистане, открыть счет Центрального банка Афганистана представляется невозможным.
Невозврат Таджикистаном и Узбекистаном вертолетов прежнего правительства Афганистана также связан с тем, что в стране нет официального правительства. В настоящее время возврат вертолетов талибам считается передачей военной техники террористической группировке. Это юридический вопрос.
Талибы пришли на конференцию подготовленными и обсуждали вопросы в основном по двум направлениям: достижения и проблемы.
Обеспечение безопасности, запуск процесса обеспечения прав человека, сведение коррупции к нулю, усилия по решению социальных вопросов были представлены среди достижений, которых они добились в течение года.
Жалоба талибов международному сообществу заключалась в том, что их банковские счета были закрыты и они не могут совершить денежные операции.
Вторая часть их выступления была посвящена проблемам. Они признали, что в Афганистане много проблем, и в то же время подчеркнули, что эта проблемы являются результатом уклонения международного сообщества от сотрудничества с ними. Они сказали, что если странам небезразличен Афганистан, необходимо сотрудничать с их правительством, чтобы развивать и благоустроить Афганистан.
Талибы подчеркнули, что если у международного сообщества есть сомнения в безопасности Афганистана, мирном процессе и любом внутреннем вопросе, они готовы принять любую международную комиссию внутри страны и создать им все условия. Они сами хотели создать такую международную комиссию.
В целом конференция Ташкента стала площадкой для диалога между талибами и миром.
"Таджикистан никогда не говорил, что официально не признает талибов"
- Какую позицию занял Таджикистан на этой конференции?
- Таджикская делегация на этой конференции еще раз обозначила свою позицию относительно текущей ситуации в Афганистане. Было отмечено, что единственным способом обеспечения безопасности и стабильности Афганистана является формирование инклюзивного правительства с участием представителей всех политических и этнических сил Афганистана.
Представители движения «Талибан» заявили, что в составе нынешнего правительства присутствуют представители всех этнических групп. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Афганистана Амирхан Муттаки сообщил, что в составе делегации, посетившей Ташкент, было несколько таджиков, узбеков и хазарейцев.
В целом талибы заявляют, что они победители и вмешательство в формирование правительства является вмешательством во внутренние дела их государства.
- Таджикистан занял непримиримую позицию в отношении захвата власти в Афганистане, но продолжает свои экономические отношения. Не означает ли это постепенную смену позиции?
- Мы не сотрудничаем с талибами, существующий торговый оборот осуществляется с народом Афганистана. То есть, это только торговля между бизнесменами двух стран.
Более того, продолжение экономического сотрудничества свидетельствует о гуманитарной позиции Таджикистана. То есть, Таджикистан продолжает поставку продовольствия и электроэнергию в эту страну только для того, чтобы улучшить социальное положение народа Афганистана.
Также Таджикистан никогда не говорил, что официально не признает талибов, однако, как и все цивилизованные страны, требовал формирования инклюзивного и легитимного правительства. Если талибы выполнят эти условия и путем проведения комплексных реформ выйдут из черного списка ООН, мы сможем с ними сотрудничать.
"Таджикистан способен защитить свои границы"
- Насколько серьезны угрозы Таджикистану со стороны отдельных командиров и лоббистов талибов? В долгосрочной перспективе действительно ли они представляют угрозу для Таджикистана и региона?
- Они делают такие заявления, чтобы присутствовать в медиа-пространстве. Они хотят представить себя мощной силой в регионе и угрожают от имени различных ведомств. Это связано с избранной позицией Таджикистана.
На самом деле Таджикистан способен защитить свои границы.
- Сколько лет, как минимум, талибы будут оставаться у власти в Афганистане?
- Если будут продолжать в том же духе, может быть, останутся у власти на 3-4 года. Если изменят свое мышление, произведут структурные изменения и положат конец преследованиям, убийствам и давлению, будут уважать права человека, смогут оставаться у власти еще долгое время.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Учёба за рубежом. Доступные программы для студентов и школьников из Таджикистана
Госдума запретила брать в школы детей мигрантов без знания русского
В России назвали три сферы, которые будут остро нуждаться в трудовых мигрантах в 2025 году
Таджикские геологи нашли 15 площадей с проявлением редких металлов
В Таджикистане в конце недели ожидается резкое понижение температуры
Казахстан и Таджикистан вышли на новый уровень сотрудничества
5 важных проектов ЮНИСЕФ, которые работают в Таджикистане
Что скрывается за кулинарными традициями регионов Китая?
В Таджикистане появится новый профессиональный праздник
На остановках в Душанбе появились электронные табло
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста