«Дисней» впервые за 85 лет анонсировал короткометражный мультфильм о бодипозитивной балерине «Отражение» (Reflect). Он является второй частью серии экспериментальных короткометражных фильмов «Короткое замыкание». Эта кинокартина посвящена синдрому дисморфофобии. 

А мы прошлись по зарубежным мультфильмам и обнаружили, как меняется отношение киноиндустрии к болям и запросам общества.

По сюжету, пухленькая девочка Бьянка, мечтающая стать балериной, приходит в балетный класс, где много худеньких танцовщиц. Она стесняется своего тела, постоянно рассматривает себя в зеркале, но пытается победить в себе неуверенность и страхи, «мобилизуя внутреннюю силу, грацию и мощь». 

Мультфильм вышел на платформе Disney +. 

Как рассказала в интервью в рамках эпизода на Disney+ режиссер «Отражения» Хиллари Брэдфилд, фильм основан на ее собственном опыте. 

- Когда это касается лично вас, гораздо сложнее быть бодипозитивным, – говорит она. – Взгляд на эту проблему с точки зрения балерины показался мне совершенно естественным: ведь это часть ремесла – проверять свою осанку, глядясь в зеркало. Вот я и решила поместить героиню в такую среду, где она должна смотреть на себя, даже если ей этого не хочется.
Дисморфофобия - состояние психики, при котором человек чересчур озабочен своей внешностью, не может адекватно оценивать особенности собственного тела, и делает все для исправления надуманных недостатков.

Большинство из тех, кто смог посмотреть короткометражку остались довольны и отметили, «как им не хватало подобных мультфильмов в детстве».

А вот критики поделились на два лагеря: одни также хвалят создателей фильма за попытку разрушить стереотипы о красоте, другие считают, что «Отражение» «прославляет ожирение», а некоторые даже заявляют, что кинокартина «уничтожает классический балет».

Но, конечно, сможет ли реальный человек с такими пропорциями профессионально заниматься балетом – совершенно другой вопрос.

 

Больше не сексистский «Дисней»

Вероятно, неспроста «Отражение» посвящено именно теме бодипозитива, ведь «Дисней» давно известен скандалами вокруг тем сексизма и расизма, не говоря уже об отсутствии инклюзивных проектов.

Компанию также не раз обвиняли в навязывании детям «нереалистичных стандартов красоты» через некоторые свои кинокартины, особенно про принцесс.  

Фото с people.talk

Бодипозитив — общественное движение, выступающее за право комфортно ощущать себя в своём теле при любом внешнем виде, свободно самовыражаться, а также принимать тела других людей такими, какие они есть.

Так еще самые первые мультфильмы, вроде «Белоснежки», «Спящей красавицы», и «Золушки» буквально «кричали» о том, как жизненно необходимо девушке иметь кукольную внешность и удачно выйти замуж.

Редким исключением выступила Мулан, которая наперекор всем сексистским шаблонам своего времени стала не очередной «барышней в беде», а храброй воительницей, которая даже послужила примером для своих соратников мужчин. 

Хотя, стоит отдать должное «Дисней», который, сжалившись над детской психикой, всё же подкорректировал сюжет оригинальных сказок, по которым сняты мультфильмы. Так в «Золушке» братьев Гримм ее старшие сводные сестры, чтобы втиснуться в хрустальную туфельку отрезают себе то пальцы, то пятку ног.

Русалочка, так и не добившись любви принца, превращается в морскую пену по одной версии, а по другой – становится одной из «дочерей воздуха». А Пиноккио нечаянно сжигает ноги в огне камина и отгрызает лапу коту.

С тех пор, хлебнув здоровую дозу «хейта» в свой адрес, студия медленно, но верно начинает наделять своих героинь не только красотой и точеной фигурой, но и храбростью, умом и мужеством характера. Принцессам больше не приходится ждать «принца на белом коне», они сами решают свои проблемы и больше не рассматривают замужество, как единственный вариант «хэппи энда». 

Всё это хорошо показано во второй части «Холодного сердца»: Анна в очередной раз собственными силами спасла сестру и целое королевство от гибели и в итоге вышла замуж. Тогда как Эльза, так и осталась сильной и незамужней. Некоторые пользователи сети над этим даже шутили: «Что же это за принцесса без принца? Может она нетрадиционной ориентации?». 

Фото с twitter

А некоторые мультфильмы студии были специально посвящены проблемам расизма, ущемления женских прав и даже токсичной маскулинности. Все три собраны в «Зверополисе», где главная героиня крольчиха Джуди Хоппс становится первым кроликом-полицейским, несмотря на устоявшуюся традицию принимать на службу только крупных животных. И да, очень важно, чтобы все они были исключительно самцами. 

В мультфильме также в красках описан расизм на примере предвзятого отношения травоядных к хищникам. 

Проблема принудительного брака, которая всё еще имеет место у некоторых народов, поднимается в мультфильме «Храбрая сердцем». Мерида не является типичной принцессой: не проводит полдня, расчёсываясь перед зеркалом, обожает стрелять из лука и даже не помышляет о замужестве. Всё это, несмотря на то, как упорно королева-мать ее учит быть «грациозной, нежной и терпеливой». А брак, по ее словам, должен был укрепить союз двух королевств. 

В итоге, Мерида так и не вышла замуж ни за одного из лордов, а нашла другой способ связать дружбой все четыре королевства. 

Стереотипы о том, будто девочки априори не могут совершить героический поступок, разрушает не только компания «Дисней». Совместный проект Ирландии, Канады, Люксембурга, США, Великобритании и Франции «Добытчица» рассказывает об афганской девочке Парване, которой пришлось самостоятельно обеспечивать семью после ареста единственного кормильца, притворяясь мальчиком. Известный японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки создавал аниме про сильных духом девочек еще, когда остальной мир упорно представлял их только «дамами в беде». 

А российские «Фиксики» доказали, что в технике хорошо разбираться могут не только мужчины. Так Симка чаще других фиксиков, мальчиков, в том числе, чинит сломанные приборы и дает правильные техно-советы.  

Фото с pinterest

 

Подростки, дружба и смерть

Сексизм – не единственный шаблон, который старательно разрушает современное кино. 

В диснеевской «Головоломке» затронуто множество важных психологических тем. На первом месте – проблема подросткового периода, когда всё взрослое окружение, в том числе, родители, почти не воспринимают тинэйджера всерьез.

Девочка Райли тяжело переживает переезд в другой город, адаптацию к новой школе и разлуку с друзьями. На фоне всего этого, она даже пытается убежать из дома. 

Поняв, наконец, как непросто ей даётся вся ситуация, родители перестают просить Райли «быть их веселой дочуркой», а вместе берутся решать проблему. Если подросток ведет себя странно, не списывайте все на гормоны, обговорите с ним его чувства и эмоции – один из главных посылов «Головоломки».

Фото  с GQ.ru

В мультфильмах последних лет также по-иному поднимается тема дружбы. Если раньше детей учили в основном тому, как важно уметь делиться и заводить дружбу чуть ли не с каждым встречным, то сейчас всё чаще говорится о том, что у дружбы есть другая сторона. Даже лучшие друзья не обязаны мечтать об одном и том же и идти по жизни одной дорогой – рассказывается в «Ральф против интернета», мультсериале «София прекрасная» и др. 

Некоторые режиссеры осмелились даже поднять такую щепетильную, но философскую тему, как смерть. Традиционно она связана с трауром, черным цветом и болью, особенно, когда умирают родные люди. Но в таких мультфильмах, как «Душа», «Тайна жизни» и «Тайна Коко» смерть показана не как нечто ужасное и потустороннее, а как простая, неотъемлемая часть жизни. 

Также легко и непринужденно режиссёры говорят о том, как важно ценить подаренное время в «нашем» мире здесь и сейчас.

А какие мультфильма сломали ваши стереотипы?

Читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.