14 января 1939 года введена в строй первая в Таджикистане сейсмологическая станция «Душанбе». По такому случаю мы решили узнать о том, как работает система онлайн-оповещения о различных бедствиях, и почему ее до сих пор нет в Таджикистане.

«Азия-Плюс» об этом рассказал директор Института геологии, сейсмостойкого строительства и сейсмологии Академии наук РТ Пулод Аминзода.

Последнее землетрясение в Таджикистане произошло вечером 5 января этого года. Эпицентр находился в Афганистане, но его соседи толчки тоже ощутили, правда их сила не превышала 3 баллов. В нашей стране все уже привыкли узнавать только о последствиях, если они есть и эпицентре, но вот системы раннего оповещения у нас нет, хотя законом это предусмотрено.

А в 2021 году Google добавил Таджикистан к системе оповещения о землетрясениях. Благодаря ей пользователи могут заранее получать предупреждение на свой смартфон о начале землетрясения.

Однако и здесь есть огрехи: во-первых, ученые до сих пор не имеют возможности точно определять место землетрясения до того, как приборы зафиксируют первые толчки. А ведь в случае бедствия даже секунды могут стать решающими.

Во-вторых, Android в смартфоне должен быть последней версии. А у большинства таджикистанцев, конечно же, их нет.

 

«Убегать уже не будет смысла»

По словам Пулода Аминзода, сама система раннего оповещения основана на прогнозе. Точно так же в стране работает метеослужба, но именно в случае землетрясений, утверждает специалист, сделать прогноз, тем более точный о том, когда и где ожидать толчков – невозможно.

- На сегодняшний день у нас есть система срочных донесений о том, где уже произошло землетрясение, - говорит Аминзода, – за 10-15 минут мы должны сообщить информацию СМИ и в вышестоящие органы. Это зависит от работы сейсмостанции, то есть того, как она обрабатывает информацию. И если раньше на сбор данных уходило от получаса до половины дня, то сегодня уже с этим легче, потому что работает цифровая аппаратура и, соответственно, быстрее происходит обработка информации. Даются данные о координатах очага землетрясения, глубине, его мощности и т.д.

Что касается именно системы раннего оповещения о землетрясении, пока что у Таджикистана на ее создание нет ни достаточных технических, ни финансовых ресурсов.

- Над этим надо работать. Помимо сети сейсмологических станций, надо устанавливать сети ионосферных и атмосферных станций. И все они должны работать сообща. Тогда со временем будет возможность за 1-2 дня что-то прогнозировать и предупреждать о возможных землетрясениях. На сегодня мы можем только говорить о том, что произошло, - поясняет специалист.

Так, одна ионосферная станция стоит примерно 200-300 тысяч долларов. А таких станций в Таджикистане должно быть 5-6.

По словам Пулода Аминзода, в стране есть такая станция, но она давно устарела и не работает, поскольку была установлена еще в советские времена.
Заброшенная станция изучения ионосферы. Змиев, Украина
Иллюстративная фотография с сайта findway.com

- Кроме того, у нас есть предвестники землетрясений – природные, человеческие, животные. Их насчитывается более 100, и проявляться они начинают за несколько дней. Скажем, состав воды горячих источников меняется, пыль в воздухе поднимается. Также считается, что скорое землетрясение хорошо ощущают новорожденные. У них меняется поведение, они начинают больше капризничать и кричать.

Так вот, для раннего оповещения о землетрясении, должна создаваться система, куда бы оперативно стекались все данные об этих предвестниках, какой-то центр.

Потом соответственная техника должна быть, которая обрабатывает эту информацию и с определенной долей вероятности говорит, через сколько дней ожидается землетрясение, - говорит специалист.

Весь этот процесс должен быть достаточно быстрым, чтобы люди успели собрать важные вещи и укрыться в безопасном месте.

Но, подчеркивает Пулод Аминзода, с учетом быстрого распространения сейсмических волн, за те секунды/минуты, которые до людей дойдет оповещение, они уже сами ощутят толчки. Так что убегать уже не будет смысла.

 

Мобильное приложение Darmen

Как пример того, почему невозможно с точностью до дня дать прогноз по землетрясениям, Аминзода привел Таншаньское землетрясение.

Землетрясение в Таншане (28 июля 1976 года) магнитудой 8,2 по шкале Рихтера стало одной из самых крупнейших природных катастроф XX века. По данным властей КНР, количество погибших составило 242 419 человек. А по некоторым оценкам, количество погибших доходит до 655 000 человек.

- Но за 2-3 месяца до этого в Китае произошло сильное землетрясение, которое за несколько дней предсказали китайские ученые. Была произведена определенная работа, людей вывели из зданий и перевезли в безопасное место. Весь мир им зааплодировал, мол, какие молодцы китайские сейсмологи, которые научились предсказывать землетрясения. После катастрофы в Таншане имена ученых, которые получили награды, естественно, были сняты, - рассказывает Аминзода.

С тех пор работа в направлении именно прогноза землетрясения ослабла. И началась работа по улучшению сейсмостойкого строительства, – строительства более устойчивых к земным толчкам зданий. Над этим работало прошлое поколение ученых, но с приходом нового, как говорит специалист, вопрос прогноза и раннего оповещения вновь поднялся.

Таншаньское землетрясение
Фото с сайта normpost.ru

Так родилась идея о мобильном приложении Darmen, которая была предложена на «Региональном Форуме-совещании глав чрезвычайных ведомств стран ЦА по снижению риска бедствий».

Форум проходил в октябре прошлого года в рамках реализации рекомендаций «Сендайской Рамочной программы по снижению риска стихийных бедствий на 2015-2030 годы».

На нем помимо прочих вопросов, был поднят вопрос внедрения территории Таджикистана в систему раннего онлайн-оповещения о различных опасных природных явлениях.

Однако, по словам Пулода Аминзода, список бедствий этого приложения очень обширен и практически не включает землетрясения. Больше оно рассчитано на информацию об отмене занятий в школах, изменении эпидемиологической ситуации, закрытии трасс, паводках, лавинах и т.д.

- Мы согласились, что в нашей стране нужно внедрять это приложение, но что касается именно землетрясений, никто абсолютно не может дать точный прогноз! – повторяет специалист, - ни китайские, ни японские, ни американские, ни наши ученые. Если бы это могли делать, во всех странах эта система давно бы работала и ни один человек, ни в одной стране от землетрясения не погиб.

Дармен
Фото с play.google.com

 

Землетрясение полезно?

На вопрос о том, как он оценивает качество новостроек в Душанбе, Пулод Аминзода ответил, что положительно.

- Я являюсь участником этого процесса, - говорит он, - в общем всё, что строится последние 10-15 лет довольно надежно. Есть определенные недостатки, но с угрозой для жизни это никак не связано. Сказать, чтобы здание рухнет – нет. Кроме того, у нас по нормам так предусмотрено, чтобы небольшие трещины появлялись. Объясню – почему.

Когда здание колеблется во время сильного землетрясения, и образовывается трещина, она срабатывает, как поглотитель энергии. К тому же, эта трещина образовывается в тех местах, где для самого здания это безопасно, оно не упадет. Таким образом она защищает здание от разрушения.

Специалист также добавил, что частые, но слабые землетрясения даже полезны для природы. Если землетрясений долго нет, значит, когда оно случится, сила толчков может быть довольно высокой. Это касательно местных землетрясений.

- А что касается оповещений о других природных бедствиях, у нас на озере Сарез уже есть такая система раннего оповещения, - говорит Аминзода, - если происходит повреждение плотины, и вода течет в сторону какого-то кишлака, система дает об этом знать. Везде стоят приборы, которые сообщают о том, что вода пошла и о ее количестве. За тот момент, пока она дойдет до кишлака, люди успеют элементарно убежать повыше, где поток их не застанет. 

Читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.