В 2024 году исполняется 100 лет со дня образования Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики – первого государственного образования таджиков в составе СССР. Что принесла Советская власть таджикскому народу и какими были для нас прошедшие десятилетия? Как Средняя Азия оказалась в составе Российской империи и какие последствия это имело? Как оценить завоевания и потери этого периода с высоты сегодняшнего дня, когда Таджикистан обрел государственную независимость?
Мы уверены, что для того, чтобы идти вперед и стабильно развиваться таджикскому обществу необходимо заново осмыслить свое прошлое. Нам нужен взвешенный и аргументированный разговор на эту тему. Именно поэтому мы попросили известного таджикского ученого, доктора исторических наук Сайфуллоха Муллоджона начать эту дискуссию на страницах "Азия-Плюс".
Первой темой, над которой размышляет автор, стал вопрос деколонизации в нашем обществе.
Что такое деколонизация?
После распада Советского Союза в странах Восточной Европы, а затем и в новых независимых республиках бывшего Советского Союза начался процесс переоценки политической, национальной и культурной идентичности, известный как деколонизация.
Этот процесс в каждой стране осуществляется по-разному - в зависимости от ее политической системы и интересов правящей элиты. Хотя в разных странах его результаты были неодинаковы, все эти государства пережили этот исторический этап и так или иначе начали закладывать основы своей политической и культурной независимости.
Деколонизация — это больше, чем просто обретение страной политической независимости. Это ликвидация последствий колонизации, возрождение и защита культурного наследия, уважение национального языка, создание свободного пространства для того, чтобы представители одной нации помнили и понимали свою историю; это освобождение от информационного и идеологического влияния другой страны.
Потому что во время колонизации народы осознанно или неосознанно попадают под влияние чужой цивилизации, приносят в жертву свою историю, культуру, мировоззрение и традиции.
Для того, чтобы начать этот процесс, не надо спрашивать разрешения у какого-то государства или вышестоящего органа.
Для любой страны, освободившейся от колониализма, самым сложным становится восстановление культурной идентичности общества, подвергшейся разрушению. Свободное общество и свободная нация не могут быть воссозданы до тех пор, пока не произойдет переоценка колониального периода ее истории. В нашем случае - событий последних ста пятидесяти лет и национальной трагедии прошлого века, унесшей жизни сотен тысяч невинных людей.
Политологи различают несколько видов деколонизации. Для нашего общества самым приемлемым является спокойный и взвешенный подход к этому вопросу - без предъявления претензий к какому-либо конкретному государству, разъяснение людям сути событий колониального периода и ценности независимости с учетом национальных интересов.
Понятие независимости не должно быть лишь лозунгом какой-то одной группы людей. Весь народ должен почувствовать ее реальные плоды, осознать ценность реальной свободы.
В противном случае вместо того, чтобы быть главной ценностью народа, независимость может оказаться пустым и ничего не значащим понятием для бедных и бесправных людей. В этом национальном проекте свою роль должны сыграть ученые самых разных специальностей, от экономистов и политиков до историков, языковедов и культурологов. Только после того, как научно обоснованный проект будет готов, государство должно начать его реализовать.
Опыт деколонизации в мире
Успешные страны мира сначала обрели политическую независимость, а затем приняли целевые программы для укрепления основ своей независимости и ликвидации последствий колониализма.
Например, Китай и Индия в свое время частично или полностью являлись колониями стран Запада, но ни в каких исследованиях ученых этих стран эта страница истории не упоминается с гордостью, не называется «единственным путем к спасению и счастью».
Наоборот, в этих странах были запущены программы искоренения последствий колонизации, в результате чего сегодня Китай и Индия стали самыми успешными странами мира.
Подобные программы реализуются в странах Прибалтики, Грузии, в Украине, Казахстане - странах, которые еще недавно вместе с Таджикистаном входили в состав Советского Союза.
В некоторых из этих стран (Латвия, Литва, Эстония, Украина и Грузия) эта политика проводится активно и решительно, в других (Азербайджан и Казахстан) - из политических соображений осуществляется более мягко.
Зачем таджикам нужна деколонизация?
Снос памятника Ленину (на проспекте Ленина в Душанбе) осенью 1991 года стал если не главным фактором, то одним из спусковых механизмов гражданской войны. На протяжении всего периода военно-политического конфликта 1992 года это событие постоянно упоминалось его участниками, которое вызвало очень резкую реакцию части населения страны, особенно сторонников советского строя и коммунистического руководства.
Некоторое время спустя с одного только проспекта Ленина (ныне Рудаки) снесли еще 6 статуй «вождя мирового пролетариата», потом незаметно исчезли сотни других памятников советской эпохи.
И никто, кроме нескольких журналистов, этого не заметил. То есть, был выбран спокойный подход избавления от наследия прошлого.
Другим шагом к искоренению влияния колониальной эпохи было возвращение к таджикским именам, которое началось в 2007 году и продолжается по сей день.
Мы, таджики - народ с древней историей, подаривший цивилизованному миру таких гениев, как Заратустра, Кир, Абу Ханифа, Фирдавси, Саъди, Мавлоно Джалалуддин Балхи, Хафиз, не имеем морального права называть какие-либо завоевания нашей земли «спасением» или «освобождением».
Весь народ (не только специалисты и ученые) должны называть завоевателей (будь то греки, арабы, монголы или русские) их настоящим именем.
Люди должны понимать, что если кто-то однажды вторгся на нашу землю, он в первую очередь преследовал свои политические и экономические интересы, что завоеватель никогда не может быть «спасителем» или «освободителем».
Будучи реалистами и объективно оценивая страницы нашей истории, мы не имеем права закрывать глаза на очевидные истины. Нам это необходимо, чтобы извлечь уроки из прошлого и построить лучшее будущее.
История вопроса
В первые годы советской власти (1923-1947 гг.) по указанию руководителей Советского государства постоянно подчеркивалось, что Средняя Азия до революции была колонией.
Это делалось для того, чтобы объяснить местной интеллигенции и широкой общественности, что пришедший на смену Российской империи Советский Союз — это нечто иное и гораздо лучшее. Однако в 60-70-е годы ХХ века взгляд на этот вопрос в Советском Союзе изменился – события того времени начали оцениваться иначе, начали говорить только о «плюсах» завоевания Средней Азии.
Дело дошло до того, что ученые Таджикистана и других среднеазиатских стран начали говорить о «присоединении» или даже «добровольном присоединении» региона к России. Конечно, это выглядело глупо на фоне того, что сами россияне называли этот процесс завоеванием.
Например, в 1881 году, когда был убит покоритель Средней Азии император Александр II, на месте его могиле была установлена мемориальная доска с перечислением достижений царя. Одной из таких заслуг, в частности, называлось «завоевание Средней Азии». Русские ученые, например, М. Терентьев, К. Абаза и другие, в своих трудах также предпочитали использовать слово «завоевание».
Академик Бободжон Гафуров в своей книге «Краткая история таджикского народа» (1947) также посчитал уместным использовать выражение «процесс завоевания Средней Азии». Правда позже, в книге «Таджики» (1972) он использовал уже другой оборот - «присоединение Средней Азии к России»…
Американский исследователь Вилард Сандерленд (Willard Sunderland) в одном из своих исследований перечислил особенности колониальной политики стран Европы в отношении стран Азии, Африки и Латинской Америки, а Россию назвал страной со специфической колониальной политикой.
Современный российский историк Сергей Абашин в своих исследованиях также пишет о завоевании Средней Азии и характеризует регион, как колонию.
В соседних с нами странах проведено много исследований по вопросу завоевания Средней Азии и последствий присоединения этих земель к России.
Однако в Таджикистане этот вопрос до сих пор не стал предметом серьезного обсуждения и исследования. В одних работах, посвященных установлению Советской власти в регионе, говорится только об «уникальных достижениях» этого строя, в других — эти события характеризуются, как «преступление и предательство» советского режима.
Принимая это во внимание, мы решили в нескольких статьях рассказать о некоторых событиях в жизни таджикского народа и государства за последние сто лет и изложить свое мнение по этим вопросам.
Этим летом оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
В Таджикистане заметно снизились доходы частных операторов связи
Более полугода назад маленький таджикистанец Сулаймон получил укол «Золгенсмы». Как малыш сейчас?
Таджикская экоорганизация «Маленькая Земля» получила премию ООН Gender Just Climate Solutions
Загрязнение воды, выброс отходов и вырубка деревьев: в Таджикистане увеличили штрафы
Озоди: Более 100 чиновников были допрошены по делу журналиста Ахмада Ибрагима
В Таджикистане снизили стоимость электричества для производителя удобрений – «Азот»
Душанбе Сити Банк уже подарил 4 приза — успейте и вы!
Трое мужчин попали под снежную лавину в Вандже, один погиб
Узбекистан повысил размер растаможки таджикского цемента почти в 9 раз
Садыр Жапаров подписал закон о «цифровых кочевниках»
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста