Прошло две недели с начала конфликта в ближневосточном регионе, который начался после нападения террористической группировки ХАМАС на Израиль. Израиль сообщил, что на сегодняшний день в результате ударов ХАМАС более 1400 человек убиты, и 200 граждан захвачены в плен. ЦАХАЛ  обстреливает сектор Газа, находящийся в полной осаде, и готовится к крупномасштабной наземной операции в этом регионе.

Палестинские власти сообщили о гибели более 5000 мирных жителей в секторе Газа. Число погибших растет с каждым днем, а ситуация в регионе усложняется.

В первый день начала конфликта Таджикистан, обеспокоенный напряженностью ситуации, обратился к сторонам с просьбой прекратить насилие.

Вместе с тем у общественности до сих пор нет официальной информации о таджиках и условиях их проживания в этом регионе.

Чтобы узнать о положении таджиков в зоне конфликта, «Азия-Плюс» побеседовала с Анахитой Додихудо, таджикской журналисткой, проживающей в Израиле.

фото: Fatima Shbair / AP Photo / East News

 

- Как вы попали в Израиль и чем занимаетесь?

- Я вышла замуж и переехала жить в Израиль. Сейчас работаю на телевидении «Иран Интернэшнл». Раньше была репортером этого СМИ в Таджикистане, а сейчас работаю координатором.

 

- В каком городе вы сейчас находитесь и насколько близко ваше место жительства и работы к зонам конфликта?

- Место, где я живу и работаю, находится между городами Хайфа и Иерусалим, это относительно далеко от районов военных действий. Но когда я была в Иерусалиме, в направлении города было выпущено несколько ракет. Я тогда спряталась в укрытии.

 

- Много ли таджиков в Израиле? Чем они, в основном, занимаются, и в каких городах больше всего расселены?

- Таджиков-не еврейского происхождения, то есть таджиков - граждан Таджикистана, не так много. Но есть много таджиков-мусульман из Самарканда и Бухары. Они здесь в основном работают опекунами. И они есть почти во всех городах.

Я видела много таджикских евреев недалеко от города Тель-Авив. Они работают везде: у них есть бизнес, а также работают врачами и инженерами.

 

- У вас есть связи с таджиками Израиля?

- В целом граждан Таджикистана в Израиле очень мало. Я больше осведомлена о положении знакомых мне таджиков, в том числе, евреев, приехавших из Таджикистана и отношения у нас хорошие.

Немного ранее я подготовила о них репортаж. Взяла интервью у Мордехайа Кимягарова, одного из лидеров еврейской общины Бухары в Израиле и близкого родственника известного таджикского режиссера Бориса Кимягарова (режиссера фильмов «Рустам и Сухроб» и «Судьба поэта»). У них остались только хорошие воспоминания о Таджикистане, и они до сих пор сохраняют таджикскую культуру. Все они говорят на таджикском языке.

 

- Насколько нам известно, посольства Таджикистана в Израиле нет. В случае возникновения проблем, куда можно обратиться?

- Да, у Таджикистана нет посольства в Израиле. Ближайшее посольство - посольство Таджикистана в Египте. При необходимости можно обратиться туда.

Фото: Ammar Awad / Reuters

 

«Израильтяне в шоке»

- В каких условиях работают журналисты в Израиле и не опасно ли вам самой сейчас работать репортером в этой стране?

- Сейчас в Израиле работают сотни иностранных журналистов. Существует опасность, если они захотят вести репортажи из районов боевых действий.

Лично для меня сейчас нет никакой опасности, поскольку я работаю в своем офисе в Иерусалиме.

 

- На данный момент информации много и она противоречива. Насколько израильское общество осведомлено о реальном состоянии положения дел другой стороны?

- Те, с кем я общаюсь, в той или иной степени знают, что происходит в секторе Газа. Я не могу говорить об обществе в целом.

 

- Хорошо... В целом, можете ли вы сказать, что люди поддерживают предстоящее нападение или есть люди, которые рассматривают переговоры как способ разрешения давних споров?

- Даже те, кто выступает за мир в Израиле, после нападения ХАМАС и убийства 1400 израильтян говорят, что теперь необходимо воевать с этой группировкой, а затем заключить мир с палестинцами, которые хотят мира.

Конечно, есть немало тех, кто против мстительного нападения Израиля на сектор Газа. В городе Хайфа они также провели демонстрацию.

 

- Каково настроение людей? Есть ли люди, которые стремятся к существованию Палестины и мирному разрешению споров? Есть ли политики, которые против войны и за переговоры?

- Народ Израиля в эти дни находится в состоянии шока. Никак не ожидали, что произойдет такое ужасное нападение. Сейчас люди очень сплочены. Как вы знаете, более 200 израильтян находятся в заложниках у ХАМАС. И теперь Израиль пытается их вернуть.

Сейчас военное положение и политики меньше говорят о мире. Основная цель этой страны сейчас – ликвидировать угрозу ХАМАС. И быть уверенным, что атака, подобная 7 октября 2023 года, больше не повторится.
фото: Mohammed Salem / Reuters
Утром 7 октября палестинская группировка ХАМАС начала обстрелы Израиля, назвав это военной операцией «Наводнение Аль-Аксы» – по названию мечети, которую, по словам лидера военного крыла движения Мухаммеда ад-Дейфо, оккупировала израильская сторона. В ответ армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) объявила о проведении военной операции «Железные мечи».

 

Досье «Азия-Плюс»:

Анахита Додихудо - специалист по международным связям, журналист. В 2018 году проходила стажировку в Университете Миннесоты США. Также проходила стажировку в международной организации Всемирного банка в США.

В Душанбе работала на международное телевидение «Иран Интернэшнл» и «Афганистан Интернэшнл».

Сейчас работает в офисе телеканала «Иран Интернешнл» в Иерусалиме.

Этой осенью читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК