В начале текущего года Служба связи обещала улучшить качество Интернета и снизить на него цену. Спойлер: год завершается, а качество Интернета ухудшается. При этом глава Службы связи каждую неделю делает громкие заявления, которые специалисты не иначе как демагогией не называют.
В декабре прошлого года во время ежегодного послания президента парламенту Эмомали Рахмон выразил недовольство качеством и скоростью Интернета в стране. Его возмутило, что у гостей страны нет доступа к высококачественному Интернету.
«Куда в основном едут туристы? Туда, где есть хороший Интернет», - заявил президент.
Аналогичные слова он повторил во время правительственного заседания 24 января.
Он поручил Службе связи совместно с компаниями, работающими в этой сфере, принять необходимые меры для улучшения качества услуг в сфере связи, снижения стоимости услуг мобильной связи и Интернета, обеспечения доступа высокоскоростного Интернета во всех регионах страны, в том числе в отдаленных городах и районах.
Служба связи обещает…,
Во время пресс-конференции 30 января текущего года заместитель главы Службы связи Таджикистана Илхом Атоев заявил, что создан постоянно действующий штаб из числа специалистов и отраслевых инженеров.
«У Службы связи совместно с мобильными компаниями есть конкретный план развития. На данный момент сотрудники Службы заняты изучением вопроса охвата Интернета в городах и районах страны», - сообщил он.
Атоев также рассказал, что глава службы Бег Сабур поехал в Мургаб, чтобы ознакомиться с ситуацией с охватом Интернета в высокогорных районах. Тогда, во время пресс-конференции, Атоев сказал, что в Мургабе до сих пор действует только 2G.
По его словам, согласно плану, в ближайшее время в Таджикистан должны поступить 450 базовых станций для 4G.
«Только на первом этапе развития инфраструктуры республике необходимы 500 базовых станций. Проблемой является то, что большинство людей запрещают ставить базовые станции возле своих домов. Соответственно, из-за того, что население не идет на контакт, страдает качество Интернета», - сообщил тогда Илхом Атоев.
Вместе с тем замглавы Службы пообещал, что в ближайшее время цены на Интернет снизятся за счет проведения альтернативных путей - этот вопрос изучают экономисты.
На сегодняшний день не известно, поступили ли обещанные базы в Таджикистан и были ли введены в эксплуатацию. Известно, что цены пока не снизились.
… но не делает
Согласно международному рейтингу Speed Test, на декабрь 2022 года скорость мобильного интернета составляла 8,55 мегабит и занимала 137 место в мире. Чтобы вы понимали, ситуация с ним в Таджикистане хуже, чем в Афганистане, Кубе и Венесуэле.
С проводным интернетом ситуация была относительно лучше: его скорость составляла 26.64 мегабит в секунду, и с ней мы были на 118 месте в мире.
Согласно этому же порталу, средняя скорость мобильного интернета на сентябрь 2023 года - 9.76 мегабит и занимает 137 место. Скорость проводного интернета - 24.45 мегабит в секунду.
Карты зон покрытия Интернета мобильных компаний, которые публикуются на их сайтах, показывают, что Мургаб до сих пор покрывает Интернет поколения 2G.
Цены на Интернет также остаются самыми дорогими в Центральной Азии.
Согласно данным Worldwide mobile data pricing, средняя стоимость гигабайта мобильного интернета в Таджикистане составляет $1,65, с ней мы занимаем 142 место в мире.
Самая дорогая стоимость Интернета в стране - $13,64.
Из стран Центральной Азии по стоимости мобильного интернета (за 1 GB) Таджикистан уступает только Туркменистану.
Стоимость составляет:
Туркменистан - $11,42 (231 место)
Кыргызстан - $0,17 (8 место)
Узбекистан - $0,30 (22 место)
Казахстан - $0,41 (35 место)
Кстати, самый дешевый Интернет в Израиле, где стоимость одного гигабайта составляет 2 цента.
Проблемы только накапливаются
Как рассказал «Азия-Плюс» источник в профильном ведомстве на условиях анонимности, при строительстве по стране власти отдают приоритет высокоэтажным зданиям. Те закрывают базовые станции и из-за этого создаются помехи, как для голосовых вызовов, так и для Интернета.
По его словам, только в Душанбе компаниям необходимо обновить около 70% своих базовых станций. При этом если раньше можно было обойтись одной, то сейчас для одного высокоэтажного дома нужно три станции, каждая из которых стоит по $50 тысяч.
По словам специалиста, у мобильных компаний нет ресурсов, чтобы инвестировать их в обновление инфраструктуры.
Несколько лет назад Налоговый комитет оштрафовал мобильные компании и интернет-провайдеров на большие суммы. Например, Tcell на $20 млн, Babilon примерно на $70 млн.
«Теперь у мобильных компаний нет денег на развитие бизнеса, сами они тоже не заинтересованы. У нас все мобильные компании частные, насильно не заставишь, могут вообще закрыть нерентабельный бизнес», - говорит источник.
Доходы частных операторов мобильной связи по итогам 2022 года составили 2,9 миллиарда сомони ($282 млн). Для сравнения: почти десять лет назад, в 2013 году, они составляли $500 млн. То есть за эти годы доходы мобильных компаний упали в два раза.
На стоимость Интернета также влияют налоговые обязательства. В 2010 году правительство утвердило 3-процентный акцизный налог на мобильную связь и Интернет, в 2014 году акцизный налог поднялся до 5%, а в 2022 году - до 7%.
Источники близкие к Службе связи рассказывают, что в настоящее время обсуждается вопрос повышения акцизного налога до 10%.
Другой проблемой является то, что многие люди запрещают ставить базовые станции в своих домах, из-за излучения радиации (тут нужно отметить, что власти некогда сами поспособствовали этому, говоря, что мобильная связь вредит здоровью). Соответственно, от этого страдает качество Интернета.
В сельской местности другая проблема: начиная с середины осени за пределами крупных городов вводится энерголимит, который касается и базовых станций.
В результате после отключения электроэнергии половина страны остается без электрической связи (не все провайдеры вовремя заправляют топливом свои генераторы, у некоторых их вовсе нет).
Но самой большой головной болью для улучшения скорости Интернета является Единый коммутационный центр (ЕКЦ), который начал свою деятельность в 2018 году.
ЕКЦ при ОАО «Таджиктелеком», являющееся подразделением Службы связи, получило эксклюзивное право покупки и распределения интернет-трафика, тем самым поставив в невыгодное положение всех мобильных операторов.
Ранее мобильные операторы и интернет-провайдеры импортировали Интернет напрямую из Кыргызстана, Узбекистана и Китая по выгодной цене.
ЕКЦ же перекрыл все альтернативные источники (шлюзы и IP-адреса), весь трафик Интернета проходит через один шлюз, и компания де-факто не справляется с большим трафиком, в результате чего страдает качество Интернета.
Кроме того, в 2019 году мобильные компании указывали, что без посредников, они покупали Интернет по цене от 10 до 20 тысяч долларов за один гигабит. По какой стоимости сейчас продает Интернет ЕКЦ, регулятор отказывается говорить, ссылаясь на коммерческую тайну. Но, по данным мобильных компаний, стоимость одного гигабита от ЕКЦ составляет $53 тыс., что также влияет на ценообразование.
К слову об ЕКЦ. 15 ноября стало известно, что Служба связи выдала двум компаниям лицензию на поставку высокоскоростного интернета через международные каналы. Ими стали ЗАО «ТТ Мобайл», предоставляющее услуги под брендом «МегаФон Таджикистан» и ЗАО «Индиго Таджикистан» - бренд Tcell. Документ выдан на период до июля 2027 года. В сообщении отмечается, что «компании начнут внедрять высокоскоростной интернет в Таджикистане уже в ближайшие дни».
«Азия-Плюс» уже обратилась к этим компаниям за подробностями и в ближайшее время надеемся их опубликовать.
Сабур протягивает руку помощи…
С конца октября Бег Сабур, глава Службы связи, еженедельно проводит собрания, на которых пытается определить зоны без Интернета и связи.
Отчеты о встречах Сабур с ответственными лицами еженедельно публикуются на сайте ведомства.
На первом собрании он указал в течение недели выявить зоны без Интернета и связи и в кратчайшие сроки устранить проблемы. На втором - поручил руководителям сферы связи и мобильных компаний безотлагательно ускорить практическую работу по устранению недостатков в отрасли и обеспечить все регионы страны мобильной связью и Интернетом.
Также Бег Сабур призвал представителей силовых структур контролировать выполнение поручений президента страны касательно электрической связи.
На третей встрече, которая прошла 10 ноября, указывается, что стороны пришли к соглашению, что будут поддерживать друг друга, с целью как можно быстрее и высоким качеством обеспечить республику Интернетом и мобильной связью.
Сабур также сказал, что как регулятор посодействует уменьшению расходов мобильных компаний для модернизации сферы связи.
… но вся надежда на Илона Маска
Пока неизвестно, насколько попытки Бега Сабура будут успешными. Ведь эти обещания мы слышим последние 10 лет.
Но, есть и хорошая новость - на карте доступности интернета на сайте спутникового Интернета Starlink, владельцем которого является SpaceX американского миллиардера Илона Маска, указывается, что в Таджикистане интернет будет доступен в 2024 году.
Скорость передачи данных спутникового интернета Starlink составляет от 50 Мбит/с до 150 Мбит/с. Starlink Business рекламирует скорость от 150 до 500 Мбит/с. По состоянию на май 2023 года Starlink сообщил о более чем 1,5 миллионах активных подписчиков.
Недавно замглавы Службы связи Илхом Атоев сказал «Азия-Плюс»: «мы планируем внедрять любые системы, чтобы улучшить жизнь в нашей стране и не только Starlink, но и другие системы».
А 15 ноября Служба связи на своем сайте сообщила, что в ближайшее время будет реализован проект по введению высокоскоростной интернет-магистрали с Китая.
«Данная мера осуществляется в рамках проекта строительства транспортного маршрута «Душанбе-Куляб-Дарваз-Рушан-Хорог-Кульма». В целях скорейшего осуществления прямого соединения телекоммуникационных сетей Таджикистана и Китая в настоящее время быстрыми темпами проводятся практические работы», - говорится в сообщение Службы.
В публикации отмечается, что «это поспособствует созданию дополнительных высокоскоростных международных волоконно-оптических линий связи для соединения с глобальными сетями интернета, повысит значимость и транзитный потенциал телекоммуникационных сетей страны и устранит коммуникационную изоляцию республики».
В этом сообщении ведомства правда не говорится о конкретных компаниях, которые будут осуществлять проект, о стоимости и источниках финансирования, а также о сроках сдачи.
На момент выхода материала «Азия-Плюс» не удалось связаться со Службой, чтобы получить дополнительные комментарии.
Этой осенью читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК