С ростом трудовой миграции в Россию массовым явлением там стала и мигрантофобия. В значимой мере ее поддерживали и развивали российские власти через меры миграционной политики, публичные выступления, заявления в прессе и практики повседневной дискриминации трудовых мигрантов.
О том, какая ситуация с мигрантами сейчас в России, «Азия-Плюс» обсудила с Натальей Зотовой, доктором наук, сотрудницей Медуниверситета им. Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке и прошлом сотрудницей Института антропологии и этнологии Российской Академии наук.
Более 15 лет Наталья специализируется на вопросах миграции из Таджикистана и Центральной Азии в Россию и является автором многих исследований, связанных с дискриминацией, социальной уязвимостью и ментальным здоровьем трудовых мигрантов.
Свое недавнее большое исследование по психическому здоровью среди вернувшихся таджикских мигрантов она проводила для Международной организации по миграции в Таджикистане.
Градус мигрантофобии растет, но мигранты Россию не покинут
- Когда и почему мигрантофобия появилась в России?
- Мигрантофобия - это составная часть более широкого понятия ксенофобии – неприязни к чужому, непохожему. Как социальное явление, мигрантофобия существует в разных странах мира, однако, везде она проявляется по-разному и несет за собой разные последствия для общества и самих мигрантов.
Мигрантофобия существовала как в СССР, так и задолго до его образования. В современной же России она появилась вместе с большим потоком трудовых мигрантов из стран Центральной Азии.
Истории массовой миграции из Таджикистана уже 30 лет – сначала таджикистанцы бежали от гражданской войны, затем к ним присоединились трудовые мигранты. Они приезжали в Россию в поисках возможностей заработка и поддержки своей семьи, и это явление стало массовым.
Немного позже к таджикистанцам присоединились мигранты из Узбекистана и Кыргызстана. Эти три страны до сих пор являются основными странами, откуда трудовые мигранты приезжают в Россию.
Ежегодно примерно 500 тысяч граждан Таджикистана уезжают работать за границу, преимущественно в Российскую Федерацию, и зачастую остаются там на несколько лет или более длительный срок. По разным оценкам, в самой России ежегодно находятся 700-900 тысяч таджикистанцев.
К сожалению, с развитием трудовой миграции в Россию массовым явлением там стала и мигрантофобия, которую в значимой мере поддерживали и развивали российские власти через меры миграционной политики, публичные выступления, заявления в прессе и практики повседневной дискриминации мигрантов.
- Теракт в «Крокус Сити Холл», несомненно, повысил градус мигрантофобии или даже шовинизма в России. К чему это в итоге приведет? Сократится ли трудовая миграция из Таджикистана?
– Теракт и реакция на него российских властей и граждан не просто подняли градус мигрантофобии – я могу назвать это градусом ненависти и резкого роста преследований и преступлений на почве этнической принадлежности.
Однако мне не кажется, что это приведет к резкому сокращению миграции из Таджикистана. Сейчас мигранты улетели домой, затаились или решили не лететь на летний сезон в Россию. Это очень понятная реакция в свете опасности, которая может им грозить.
При этом Россия остается и еще, по-видимому, на многие годы останется основной страной, куда едут таджикские трудовые мигранты. Это связано с тем, что за многие годы у таджикистанцев сложились прочные социальные связи с Россией – там живут и работают родственники и знакомые, выходцы из тех же городов, сел и районов, откуда приезжают новые мигранты.
Мигранты чаще всего и едут туда, где в России есть семья или знакомые, потому что такие социальные связи помогают найти работу и жилье, решить проблемы с регистрацией и документами и облегчить решение еще тысячи других бюрократических и бытовых вопросов.
Это к тому же серьезное психологическое подспорье – когда в другой стране есть с кем поговорить, поделиться проблемами и обсудить их, да и просто пообщаться на родном языке.
К тому же, нужно помнить, что за 30 лет истории массовой трудовой миграции очень большое число выходцев из Таджикистана получили российские паспорта и стали новыми гражданами этой страны. Например, только за последние четыре года около полумиллиона таджикистанцев стали гражданами РФ.
Мигранты и новые граждане - это значимая и важная составляющая часть российского общества. Поэтому я могу прогнозировать лишь кратковременный спад миграции.
При этом хочу отметить диверсификацию стран, куда едут мигранты. Сейчас это Казахстан, страны Европы, Персидского залива, США и Канада. Мигранты ищут новые возможности и страны, где лучше условия заработка и жизни, лучше к ним отношение. И со временем такая переориентировка миграционных потоков станет все более заметной.
«Миграция - это огромный человеческий потенциал»
- Какое влияние в конечном итоге окажет спад миграции на саму Россию?
- Уменьшение числа мигрантов окажет значительное влияние на Россию в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В современном мире самый важный ресурс – это человеческий капитал. Мигранты в большинстве своем - молодые люди, они приносят с собой новые идеи, энергию, ресурс развития страны.
Неправильно считать, что мигранты - это только рабочие руки, что они заняты только на самых простых низкооплачиваемых работах.
На самом деле, это закон развития миграции в общемировой перспективе. Сначала приезжие, как и в любой другой стране, действительно, заняты физическим трудом или в сфере обслуживания просто потому, что из-за огромного числа барьеров – законодательных, административных, языковых - не могут устроиться на более квалифицированную работу.
Мигранты из Центральной Азии в России – это значимый трудовой ресурс, на них «завязаны» многие сектора экономики.
С отъездом мигрантов эти ниши будет очень сложно заполнить, особенно с силу демографического кризиса в России и развязанной ею войной в Украине.
Кроме трудового ресурса, миграция - это важный ресурс воспроизводства населения, которое в России снижается быстрыми темпами. Ведь мигранты приезжают семьями с маленькими детьми, новые дети рождаются в России, растут там, учатся, становятся в полной мере членами нового общества.
Миграция - это огромный человеческий потенциал, которого Россия лишится, если миграционная политика и негативное отношение к мигрантам там не поменяются.
«Я боюсь роста насилия»
- Как показывает нынешняя ситуация, с усилением антимигрантских настроений и гонений на мигрантов защищать приезжих особо и некому. Какую роль в этом плане должны играть диаспоры? В каком положении они сейчас находятся, ведь и на них периодически оказывают давление?
- Диаспоры таджикистанцев и других мигрантов из Центральной Азии существуют во всех крупных городах и регионах России и играют некоторую роль в защите прав соотечественников. Обычно в таких ассоциациях и объединениях есть волонтеры-правозащитники и юристы, которые консультируют, помогают с документами и т. д.
На диаспоры, действительно, оказывается сильное давление со стороны властей, поэтому они стараются не быть сильно заметными в публичном поле из соображений безопасности. А жаль, ведь самоорганизация для защиты своих прав могла бы стать эффективным инструментом поддержки.
В нынешней ситуации нового всплеска мигрантофобии и ксенофобских заявлений со стороны представителей власти ассоциации и национально-культурные объединения стараются «не высовываться». Однако мне кажется, что все они продолжат свою работу даже в таких условиях.
- Как вы советуете сейчас вести себя мигрантам в России, чтобы не попасть под волну ненависти ко всем мигрантам из ЦА?
- Мне сложно давать какие-либо советы и очень тревожно сейчас за мигрантов. Я боюсь роста насилия и преступлений на почве национальной ненависти.
По моим наблюдениям, многие мигранты выбрали сейчас вариант поехать домой. А кто остался в России, стараются меньше привлекать к себе внимание и реже показываться на улицах.
Травмирующие последствия
- Имеются ли какие-то исследования о психическом здоровье трудовых мигрантов в России в периоды конфликтных и экстремальных ситуаций, к коим можно отнести и нынешние антимигрантские настроения в России?
- Такие исследования мне неизвестны. Их достаточно непросто провести «в моменте», для этого нужно выполнять замеры именно в данное время среди мигрантов в России.
Однако исследователи, которые занимались вопросами психического здоровья мигрантов из Центральной Азии (это мои работы и исследования Стевана Вайна/Stevan Weine), согласны в том, что острые и кризисные ситуации могут иметь долгосрочные последствия для психического здоровья мигрантов.
Например, когда человек сам попал в травмирующую ситуацию (задержание и допрос в полиции, тяжелые условия содержания, избиения или пытки) или стал свидетелем такой ситуации, у него может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), тревожность или симптомы других распространенных психических заболеваний.
- Что изменилось для трудовых мигрантов из Центральной Азии в России после начала войны в Украине?
- С началом войны в Украине, которая началась ведь задолго до февраля 2022 года, мигранты из Центральной Азии испытали на себе самые разные последствия.
Раньше, например, граница с Украиной в Белгородской области была самой близкой в центральной части РФ, которую мигранты кратковременно пересекали и заезжали обратно, чтобы обновить миграционные карты.
Уже в 2014 году такие поездки стали почти невозможными.
Начало полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года принесло новые риски для мигрантов. Существует много свидетельств, как их пытаются завербовать на войну деньгами и оплатой контракта или даже получением российского паспорта.
Получение паспортов тоже сейчас несет в себе риски – опять же, есть много свидетельств того, как одновременно с получением гражданства мигрантам могут вручить повестку в военкомат.
«Российские чиновники прекрасно отдают себе отчет о выгодах миграции»
- Как вы считаете, насколько логична или нелогична сегодняшняя политика российских властей по отношению к мигрантам?
- Миграционная политика и публичный дискурс в России только на первый взгляд кажутся разнонаправленными и нелогичными.
Действительно, с одной стороны, мы видим шаги по облегчению правовых условий и легализации мигрантов; с другой - в публичном пространстве наблюдаем дискурс ненависти, мигрантофобии и ксенофобии. Слышны призывы в очередной раз ужесточить контроль, ввести «цифровой паспорт» мигрантов и т. д.
Однако при более внимательном взгляде оба эти вектора имеют свое объяснение.
Во-первых, российские чиновники не совсем глупы и прекрасно отдают себе отчет, какие выгоды для страны несет в себе миграция. За такие ресурсы в современном мире идет борьба, это очень ценно! Поэтому одной рукой они ведут условно благоприятную миграционную политику.
С другой стороны, мигранты из стран ЦА в контексте ксенофобии долгое время были очень удобной мишенью для канализирования фрустрации, агрессии и ксенофобии российского населения. Когда дела в стране идут не очень, достаточно удобно найти такого внешнего врага, козла отпущения, на которого можно в символическом смысле перенести все раздражение и агрессию.
В условиях резкого роста мигрантофобии после теракта в «Крокусе» таджикистанцы и в целом мигранты из Центральной Азии вновь становятся удобной грушей для битья.
- Возможно ли, что именно такая разновекторная миграционная политика является одной из причин роста антимигрантских настроений в российском обществе?
- Причиной роста антимиграционных настроений становится скорее не разновекторность, а эксплуатация СМИ и российскими властями второго фактора – представление мигрантов как опасных чужаков, которые в ответе за все беды и неудачи в стране.
В этом, к сожалению, нет ничего нового – власти самых разных стран разыгрывают «миграционную карту» перед выборами разных уровней и в политических дебатах. Это удобно и безопасно для политиков – чем всерьез заниматься решением каких-то проблем в стране, проще переключить внимание на мигрантов.
Однако это не путь гуманизма и человечности. Миграция была во все времена, это основа развития человечества и причина того, что люди расселились по всем континентам и странам с древнейших времен.
Мигранты и жители принимающих стран должны поднимать свой голос против мигрантофобии и дискриминации. Это поможет обществу стать более гуманным, более развитым и цивилизованным.
Этой весной читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
Почему кормящие мамы в Таджикистане вынуждены прятаться в общественных местах?
ЕАБР: Рост экономики Таджикистана в 2025 году останется самым высоким на евразийском пространстве
Как ЕБРР презентовал программу «Молодежь в бизнесе» в Таджикистане
Афиша от «Азия-Плюс»: концерт дуэта Duo Falak, балет «Спящая красавица» и Рождественская ярмарка
«ТОҶИКИСТОН БА ПЕШ!» Компания FORMULA55 поддержала Комроншоха Устопириёна
Кто они – 100 успешных людей Таджикистана?
Талибов призвали снять запрет на обучение женщин медицине
Дональд Трамп как закат «американской мечты»
Операция «Техосмотр». В Таджикистане выявили более 8 тысяч водителей без справки о проверке авто
«Алиф» получил 8 наград от Visa на 20-летии Digital Innovation в Таджикистане
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста