По данным российской статистики, только за первый квартал 2024 года работать на территорию РФ въехали более 545 тысяч граждан Таджикистана. И из них лишь 20 тысяч приехали по оргнабору - это 3,6% от общей численности. 

 

Кто осуществляет оргнабор?

Проект Указа президента РФ «О создании публично-правовой компании «Работа в России» был подготовлен Минтрудом России еще в апреле 2024 года.

Компания «будет заключать соглашения с работодателями, осуществляющими организованный набор мигрантов, вести реестр таких работодателей, проводить подбор сотрудников адресно, под потребности российских работодателей», - писало ТАСС со ссылкой на Минтруд.

В Таджикистане оргнабором совместно с компанией «Работа в России» занимается Агентство по трудоустройству за рубежом.  

«Через личный кабинет агентства, открытый на портале «Работа в России», мы можем предварительно проверить работодателей РФ на наличие или отсутствие правонарушений по законодательству», – пояснили специалисты таджикского Агентства.   

Агентство по трудоустройству за рубежом при Министерстве труда, миграции и занятости населения в 2023 году трудоустроило около 6,5 тыс. граждан Таджикистана по организационному набору. Из них 77%, или около 5 тысяч трудовых мигрантов отправились в Россию.

По данным Минтруда, свыше 100 компаний из России подали заявки на найм более 20 тысяч рабочих из республики.

Фото: review.uz

 

«Подсобники» никому не нужны 

Оргнабор предусматривает приглашение квалифицированных работников. Если у претендента нет соответствующих профессиональных навыков, его не берут на работу. Неквалифицированные работники, которые надеются на выполнение подсобных работ, никому не нужны.

Согласно достигнутым договорённостям, Таджикистан усиливает работу по подготовке мигрантов, содействуя получению рабочих профессий. В Государственном учреждении «Центр образования взрослых Таджикистана» обучают более 100 профессиям и ежегодно к ним добавляются новые специальности.

Кроме того, функционируют центры довыездной подготовки мигрантов, где готовят  специалистов, востребованных на рынке труда.

Как ранее рассказала «Азия-Плюс» замминистра труда Шахноза Нодири, Россия остается одной из приоритетных стран для таджикской рабочей силы.

По ее словам, от правильно организованного набора мигранты получают больше выгоды. Помимо гарантированной работы со стабильным заработком, это еще и более высокий уровень социальной и правовой защищенности.

 

Как помочь мигранту дома? 

Президент Союза «Международный альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов отмечает, что «система оргнабора медленно развивается, потому что соглашение имеет рамочный характер и не создает особые условия для тех мигрантов, кто в нем участвует».

«И поскольку сложилась практика неформального трудоустройства, то сложно ожидать, что система перестроится сама собой. Много заинтересованных структур и лиц как у нас, так и в государствах выезда, кому выгоднее теневое трудоустройство. Нужно с этим бороться и выводить из этой сферы работодателей и мигрантов», - говорит он.

По словам эксперта, мигранты пока не очень верят оргнабору. 

«Ведь мы им пока не очень помогаем в подборе достойной работы и дешевого жилья. Нам нужно там, на родине, быть им помощником. А дальше после их приезда сюда, сопровождать эти процессы, помогать им в решении проблем, в том числе и по культурной адаптации», - отметил Курдюмов. 

 

Депутаты усложнили процесс оргнабора 

В марте этого года вышел законопроект, который обязывает мигрантов, приехавших по оргнабору, покинуть РФ, если те будут работать не по профилю. В случае отказа, например, идти не на стройку, а в курьеры, им придется покинуть Россию за 15 дней. 

Фото РИА Новости

Депутат Госдумы Ярослав Нилов отметил необходимость развивать миграционную политику с упором на принцип «трудовая миграция по запросу». Другой депутат Николай Арефьев предложил заменить систему патентов институтом «организованного набора» со стороны работодателя.  

Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой, поддерживая эту идею, предложил ограничить срок пребывания низкоквалифицированного трудового мигранта, отказать им в получении вида на жительство и российского гражданства, запретить въезд в РФ членам его семьи, ограничить в свободе перемещения по территории страны.

Кто пойдет на такое добровольное рабство, тем более в самой России этот законопроект окрестили «крепостным правом для мигрантов»?

 

Главное – заработок 

В России некоторые чиновники и общественные деятели упрекают мигрантов, что те не хотят работать в секторах, куда их приглашают, а идут туда, где большая зарплата.

Например, сейчас большинство мигрантов из Таджикистана устраивается таксистами, курьерами, занимается частным ремонтом квартир, не идут в сельское хозяйство, ЖКХ, на заводы, куда их активно приглашают работодатели.  

Дело в том, в других отраслях можно заработать больше, чем на предприятиях, заказавших работников по системе оргнабора. 

По мнению экспертов, именно большая разница в зарплатах между организованными и стихийными мигрантами становится причиной выбрать второй вариант. 

 

«Самолёт, который не взлетит»

Существующая система оргнабора не работает, потому что она не выгодна ни работодателям, ни мигрантам. С точки зрения работодателей, эта система приносит дополнительные проблемы правового и финансового плана, не давая взамен особых выгод. Нанимающие мигрантов компании лишаются главного преимущества – возможности экономить на стоимости рабочей силы. 

Фото: с mosregion.info

Мигранту легче искать работу через родственников и знакомых, которые уже находятся в России. Такая система в итоге оказывается более действенной, чем поиск работы по официальным каналам. 

Неофициальная оплата труда позволяет работодателям и мигрантам избегать уплаты налогов и сокращать тем самым свои издержки. Когда это выгодно обеим сторонам, заменить эту налаженную систему оргнабором будет нелегко.

Российский эксперт в сфере миграции Вадим Коженов говорит: «По оргнабору не едет никто, потому что он не работает и работать не будет. Оргнабор - это сложнейший механизм, которого нет. Пока мы не определимся, как мы этот механизм будем делать и за чей счёт, он и не будет работать. Я последовательный критик оргнабора уже восемь лет, я считаю, что это самолёт, который не взлетит».

Чтобы он взлетел, нужен новый подход, который бы учел все перечисленные вышеуказанные моменты. Кто этим будет заниматься?   

Этим  летом читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК