«Реформа управления многоквартирными домами: проблемы и перспективы» - такую конференцию в конце октября провел Союз потребителей Таджикистана. В ней приняли участие депутаты парламента, представители хукуматов и коммунальных служб страны . Для обмена опытом приехали представители из России и Латвии.
Два года назад в стране был принят Закон «О содержании многоквартирных домов (МКД) и товариществах собственников жилья (ТСЖ)», в соответствии с которым жильцам каждого дома предстоит выбрать форму организации: непосредственное управление, ТСЖ или управляющую организацию. Однако исполнение названного закона застопорилось.
Зампредседателя города Душанбе Насрулло Хайруллоев по этому поводу сказал: «Жители многоквартирных домов являются исполнителями данного закона, однако сами проявляют пассивность в его реализации. Между тем ЖЭУ и ОЖСК юридически уже не существуют, однако из-за нерешенности вопросов с пропиской и выдачей справок и некоторыми другими неурегулированными вопросами мы не можем их окончательно расформировать. Однако по мере создания ТСЖ они распадутся».
По его словам, для ускорения реформы был издан ряд постановлений и принята краткосрочная программа столичной администрации.
По информации Бахадура Хабибова, главы Союза потребителей Таджикистана, который реализовывал проект по реформе управления МКД, сотрудники Союза проводили сотни встреч с жителями домов в Душанбе, Худжанде, Чкаловске, Курган-Тюбе и Кулябе. Для руководства хукуматов пяти городов были организованы поездки в Австрию, Россию и Чехословакию для изучения опыта.
«Однако ТСЖ очень нелегко создавать, поскольку жители слабо информированы и пассивны. Люди не готовы платить за что-то еще», - поделился Б. Хабибов.
В результате Союзу удалось организовать всего 94 ТСЖ из 8 тысяч многоквартирных домов, имеющихся в Таджикистане. Из них - 54 ТСЖ создано в Душанбе и 40 - в Худжанде.
Своим опытом поделилась и сотрудница Московского института экономики Ирина Генцлер. «Реформа ЖКХ оказалась тяжелой для России. В Москве уже 20 лет проводят реформу управления многоквартирными домами, но до сих пор вокруг нее существуют недопонимание и скандалы. В настоящее время около 73% жителей МКД выбрали собственника, при этом непосредственное управление предпочли 43%, ТСЖ и жилищные кооперативы – 12%, управляющую компанию – 45%.
«Скандалов много: из тысячи случаев создания ТСЖ - 100 ликвидируются по решению суда», - рассказала И. Генцлер.
Оказалось, что в России ТСЖ начали активно создаваться с того момента, как власти пообещали, что половину средств, необходимых на проведение капитального ремонта, им выделит бюджет города или Европейский союз. Но условием выделения стало наличие частных управляющих компаний.
Жители назначены исполнителями, плательщиками и ответчиками
«В городах живут не бедные люди, просто они не привыкли платить», - еще раз резюмировал в своем выступлении Б. Хабибов.
Между тем жителям МКД по завершении реформы придется платить много больше, чем до реформы. Ведь, говоря без обиняков, организация ТСЖ или УК подразумевает обязанность жителей взять на себя расходы по обслуживанию общего имущества, то есть: лестничных площадок и коридоров, лифтов и лифтовых шахт, чердаков и крыш, подвалов и всего технического оборудования, ограждающих, несущих и ненесущих конструкций дома, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. В дополнение ко всему – еще и придомовую территорию; некоторые предлагают также отнести на баланс ТСЖ прилегающие тротуары и дороги.
О сложившейся практике использования придомовой территории рассказал Гиртс Бейкманис, председатель Латвийской Ассоциации предприятий по управлению и обслуживанию недвижимости общества.
«Члены ТСЖ выплачивают налог на землю, на которой расположен их дом, а также придомовую территорию. Это могут быть различные суммы, в зависимости от местонахождения дома. Например, в Риге, где земля очень дорога, она может быть на уровне $100, а в небольших городах – около $40 в год с одной квартиры».
Бейкманис также рассказал о том, как поступают с собственниками квартир, которые по какой-либо причине отказываются выплачивать взносы в ТСЖ.
«Если не помогают моральные убеждения, то дело неплательщика передается в суд, который выносит решение о выплате задолженности. Производится анализ доходов должника, и если имеется возможность в течение 5 лет восполнить долг вычетами из зарплаты, то принимается такое решение. Если же владелец квартиры безработный и не имеет других источников дохода, то есть является «бедным собственником», то взыскание обращается на его квартиру, которую выставляют на публичный аукцион. После ее продажи из полученной суммы высчитывают долг, расходы на суд и аукцион, а оставшиеся средства отдаются бывшему владельцу жилья. Его выселяют из квартиры, и государство предоставляет семье одну комнату в социальном доме», - рассказал он.
Г. Бейкманис также отметил, что до 2005 года таких случаев было мало, однако после кризиса 2007 года принудительное выселение стало обыденным явлением. «Особенно часто это происходит с людьми, купившими квартиру на банковский кредит. Они надеялись, что высокие зарплаты позволят им оплачивать все расходы. Но рост цен на коммунальные услуги и другие товары привел к тому, что многие люди сейчас не в силах оплачивать коммунальные услуги и банковский кредит», - пояснил Бейкманис.
Инбергс Ингмарс, представитель Гильдии управляющих Латвии, добавил: «В Латвии зимой вся зарплата жильцов уходит на обогрев квартир; с 2004 года тарифы на теплоэнергию выросли в 2 раза. В результате число малообеспеченных семей за последние три года выросло вдвое. Эти семьи и некоторые категории пенсионеров получают социальную помощь на оплату коммунальных услуг, однако деньги им на руки не выдают, а перечисляют сразу на счета управляющих компаний».
Проблемы реформы
Как отмечали участники конференции, на пути реформы управления МКД в Таджикистане стоит множество проблем. Самая насущная из них, как отмечалось выше – пассивные, слабо информированные жители, не желающие платить в будущем больше, чем сейчас.
Второй по актуальности стала нерешенность вопроса о том, кто будет выдавать справки о месте жительства и вести учет населения по месту жительства. «Справки постоянно нужны людям по требованию школ, военкоматов, паспортных столов и других организаций», - отмечалось участниками.
Кроме того, если МКД организован в виде отдельного ТСЖ, то ему необходимо установить границы разделов по земле, тепло- , газо- и водоснабжению; однако до сих пор нет четких инструкций по их определению. Отсутствие частных УК и интереса бизнесменов к их созданию также является слабым местом. Не продуман также механизм определения тарифов, существует и неурегулированность законодательства, в частности, противоречия Жилищного кодекса РТ и Закона РТ «О содержании МКД и ТСЖ».
Потянем ли ТСЖ?
Реформа управления МКД многими участниками конференции преподносилась как единственный путь к сохранности жилья при отсутствии господдержки. Но если финансирование ремонта жилья и коммуникаций будет осуществляться за счет самих жильцов, то что мешало им сделать это раньше и самостоятельно?
Ответ очевиден: отсутствие средств у этих жителей. Термин «бедные собственники» распространен на всем пространстве СНГ, но наверняка более всего он применим именно у нас, в стране с самыми низкими доходами в СНГ.
В Таджикистане, где приватизировано почти 99% жилья, более половины составляют «бедные собственники». И что они будут делать при невозможности оплатить счета за коммунальные услуги, налоги на землю, текущий и капитальный ремонты дома?
Поможет ли в этой ситуации создание ТСЖ? Предвижу, что в перспективе неплательщиков в ТСЖ будет не 10 -15%, как в Латвии, а не менее половины. И можно ли будет выселять их из собственной квартиры, когда государство еще не имеет социальных домов? Ведь даже комната «студенческого» общежития в Душанбе является дефицитом, поскольку живут в них большие семьи, приехавшие из районов.
Возможно, сейчас не стоит перекладывать на жильцов непосильное бремя содержания домов? Ведь даже в богатых европейских странах доля приватизации жилья составляет 25-30%, и государство не отказывается от расходов по содержанию жилищного фонда и его благоустройству.
Введение в действие этого закона необходимо было соотнести с уровнем жизни граждан Таджикистана и не ускорять этот процесс, а дать людям время осознать предстоящие перемены. При этом сначала решить вышеперечисленные проблемы, а далее - обеспечить полную прозрачность и добровольность создания ТСЖ.
Таджикистану помогут с внедрением стандартов исламского банкинга
«Это твои дочери, не мои». Как живут таджикские многодетные семьи, в которых родились только девочки
Ситора Рахими признана лучшим HR-директором телекоммуникационной отрасли Таджикистана
Дональд Трамп: «Крым останется с Россией. И Зеленский понимает это»
ОАЭ предупредили Ташкент о возможной отмене безвиза – из-за преступлений с участием граждан РУз
КЧС Таджикистана предупредил о возможных селях: жителей просят соблюдать осторожность
В Подмосковье при взрыве автомобиля погиб генерал Минобороны РФ
Пострадавшим от землетрясения в Раште и Таджикабаде направили стройматериалы
Судебная власть в Таджикистане нуждается в реформе
ИИ уничтожает человечество в 2030 году: один из сценариев будущего искусственного интеллекта
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
kukish8 ноября, 2011 10:49
уважаемый Bakh! Что же это вам не нравиться мое имя? Лично я не занимаю никакого кресла в хукумати или же где та ещё связанного с бюджетными средствами. мой имя и мое "мыло" уже лет так 10-15 в нете висит а депитатом я стал только 2 года назад и это не означает что я должен поменять свой ник или что то ещё. Дорогой мой Брат, к аппарату Раиса у меня так же много вопросов но поверь мне на слово-это бесполезно, все погрязли в этой пучине коррупции. В депутаты я не рвался и не представлял что это такое но, выдвинули, поверили вот и несу на себе имя, только и всего а в остальном такой же обыкновенный житель столицы. Я, уже пожалел о том что являюсь им т.к. лгать, обманыватьи лицемерить это не по мне. стараюсь как могу, но в функции депутата не входит асфальтирование улиц или бытовые проблемы семьи. за два года моих встеч с населением я только один раз услышал непосредственный вопрос касательно моей деятельности это был вопрос цен на рынках на что был дан ответ что со стороны Хукумата города выделяются не малые средства для закупки непесредственно у приизводителей сырья и поверь мне на слово что цены в столицы намного меньше чем в других точках Республики. Bakh! Говорить можно много и о многом но мой ник никакого отношения к моей проффесиональной деятельности не относится и прошу не обзывать Нас всякими-прифсякими. каждый отвечает за свой участок деятельности, за всех и всем я не готов дать оценку. Удачной начала недели и с прошедшими праздниками!
kukish8 ноября, 2011 10:26
Уважаемый, Бахадур Хабибов! Спасибо за то что не обиделись на мой коментарий. По поводу сессии: По сути она должна проходить в узком формате и без посторонних, т.е. только депутаты городского совета но, на Раис демократичен и понимает что в обществе много не решенных проблем и на данный момент Он приглашает "актив города", но мало от этого пользы а проблема в чем, в том что наши "бюрократы" не могут понять того что хочет Управленец столицы и основная масса сидящих в зале в первую очередь думает только о своих карманах. Самая большая проблема в столице в том что ОБЩЕСТВО придерживается пасивной позиции по отношению к происходящему в столице, а почему, это моё личное мнение как депутата, в городе очень много народа которые приехали с разных частей нашей страны и им не понять чем отличается СТОЛИЦА от района или перефирии и поэтому это общество не переучить одними усилиями Председателя города. На данный момент у нас (депутатов городского совета) проходят встречи с населением так что часть своих вопросов Вы можете адрессовать непосредственно Вашему "избраннику". Я свою встречу провел и вопросов было очень много. Еще раз благодарю за общение. Сайт постарайтесь сделать, шагайте в ногу со прогрессом. Поздравляю с прошедшими праздниками! С наилучшими пожеланиями и успехов в работе kukish!
Союз Потребителей Таджикистана5 ноября, 2011 16:43
А почему наш последний комментарий не прошел чуткое око цензора? Там не было рекламы?!
Союз Потребителей Таджикистана4 ноября, 2011 23:27
1. Не мы называем "общим имуществом", а Закон РТ "О приватизации жилищного фонда РТ" от 1995 года. 2. Антенны: в нормальных странах одна антенна на дом, а тюнеры у каждого свои, или вообще кабельное ТВ на весь дом, каждый подключается по желанию. Но в этом случае жители решили соорудить площадку, куда установили все антенны дома, вот фото: http://s017.radikal.ru/i413/1111/9f/68617dee3b3c.jpg Вообще, спорить не зная деталей, судить по эмоциям и отрывкам несолидно, обращайтесь, мы предоставляем бесплатные консультации, предоставляем тоже бесплатно интересы жителей по всему спектру услуг ЖКХ в досудебном порядке и в судах, да и не только ЖКХ...
Bakh4 ноября, 2011 19:04
Фиговая вышла тема - азиаты мой коммент не пропустили. В угоду Кукишам вышел кукиш...
Bakh4 ноября, 2011 18:14
Равшану: Для нас и 2 сомона - деньги. СПТ: Насколько я понял Равшана, он спрашивает: куда на такой крыше антенну-то поставить? А также призывает за счёт предотвращения распила бюджета отремонтировать, как Вы называете, "общее имущество членов", которое государство хочетспихнуть жильцам с кукишом впридачу. И наконец, Кукишу: Я ничуть не удивился Вашему нику, он олицетворение львиной доли нашего депутатского корпуса. В плане защиты общественных интересов. Что касается оценки Раиса г.Душанбе плюсуюсь, только вот его демократичностью и инициативами подчинённые ему чиновники пользуются исключительно для личной выгоды и плевать им на интересы рядовых жителей столицы. Что с них взять: они же Кукишата - исполнители воли Кукишей.
Союз Потребителей Таджикистана4 ноября, 2011 16:18
Кроме "на фига", остальной комментарий принимается) Крыша выбор собственников квартир этого дома, нарушений норм и правил не было, бедное ТСЖ прошло все инстанции и разрешения. А в целом по существу: 1. Никто ничего на баланс ТСЖ не передавал и не передает, ТСЖ не владеет домом, а управляет общим имуществом своих членов. Это просто форма управления - некоммерческое, негосударственное, добровольное объединение собственников квартир для организации содержания общего имущества многоквартирного дома. 2. Согласен с Вами насчет субсидий и дотаций для многоквартирных домов. Мы пытаемся донести необходимость государственных дотаций, хотя бы для ветхого жилья, но в тоже время понимаем, что такое решение будет чревато всеми минусами использования любых бюджетных средств. 3. В любом случае Равшан, это будет временная мера. "Жестокий" капитализм диктует ту действительность которую мы имеем. Просто в нашем случае пока что капитализм дикий, а рыночные условия слабые и не могут обеспечить никаких гарантий развития.
Равшан4 ноября, 2011 15:17
Во-первых, нафига этому худжандскому дому такая крыша? Абсолютно нефункциональная, сделанная в нарушение всех СНиПов и проекта, закрывающая кухонные и канализационные "воздушки". Во-вторых, в условиях Таджикистана, где разворовывается, КАК МИНИМУМ, 30% бюджета по статьям приобретения и строительства (3-5%-тендерным комитетам и отделам, 3-5%-казначеям минфина; 8-10%- обналичникам; 15-20(мин)% - закупающим структурам) было бы честнее, если бы государство провело или возместило минимальный капремонт МКД (в основном крыш и труб с фитингами в подвалах), а затем передавало бы дома на баланс ТСЖ. На 8 тысяч МКД уйдет по моим подсчётам максимум 80 млн долларов. Если установить 5-летний срок, то по 16 млн в год. Разве это деньги, когда речь идёт о 1,5-2 миллионах населения, и когда для и так небедствующих мясников и мукоделов отваливается по миллиону баксов, только ради того, чтобы они на несколько дней по 1 сомону с цены мяса и муки сбросили, обеспечив себе нехилый праздничный оборот. Вон гостиницу на 2 десятка номеров за 54 миллиона баксов строят. Кстати, может у Его Святейшества Имама помощь попросить?
Союз Потребителей Таджикистана4 ноября, 2011 13:50
Спасибо за Вашу ремарку. А по поводу той сессии, я хотел попросить слова, как житель столицы и избиратель по поводу проведения сессии и формата выступлений. Но то ли времени было мало, то ли что, мне сказали что мне дадут отдельное слово как Союзу потребителей, а когда Председатель дал слово, время получилось ограниченное и я успел озвучить только предложение по улучшению взаимоотношений поставщиков электроэнергии и потребителей в городе. В общем я понял что хотело от меня руководство, а они поняли, что я предложил :), к сожалению сессия не представляет формат где можно представлять развернутые предложения. В общем Остальные предложения были направлены письменно и сейчас изучаем вопросы дальнейшего сотрудничества. До жвачек на сдачу, честное слово, руки не доходят. Сайта у нас нет пока, хотя работаем уже почти 10 лет, не хотели "мертвый сайт", скоро запустим интерактивную жалобную книгу, очень скоро! Спасибо еще раз!
kukish4 ноября, 2011 13:05
дорогой мой Бахадур Хабибов! тема которую Вы затронули очень проблемная. Если Вам не трудно займитесь пожалуйста вопросами цен и самое главное аопросом о том что практически в каждом суппермарках нашей столицы вместо сдачи в "диррамах" дают жвачки или что ни будь ещё! кстати! слушал Ваше выступление на городской сесии так и не понял что Вы хотели предложить по реформе, вроде Вам дали слово а Вы почему то хотели дать замечания и предложения по поводу проведения нашей сесии. У нас вроде Раис очень демократичный, но в ряду причин не все сидящие в зале могут понять что Он хочет выразить и донести до всех присутствующих. Извините за маленькое писбмецо, но обычно говорить очень легко а вот справиться с "лавиной" проблем очень и очень тяжело. Если вам не трудно напечататйте Ваш сай в интеренете, думаю население будет писать в Ваш адрес много. Еще раз прошу извинения если чем то обидел или задел. Удачи в начинаниях и защиты наших прав.
Chel4 ноября, 2011 01:59
Непрофессионально работаете, г. Касымбекова. Вы журналист, а не эксперт. Своё мнение оставьте при себе, даже если пишете в вопросительном тоне. Давайте только информацию. Может вам следует пойти на какой-нибудь тренинг?
Союз Потребителей Таджикистана3 ноября, 2011 17:21
Вы правы, информированность слабая, там есть уйма причин почему так. Но сейчас не о них, пожалуйста Вам пример: http://s017.radikal.ru/i419/1111/43/16f194ddf751.jpg Это крыша ТСЖ в Вашем городе, они смогли за год себе построить такую крышу. Обратитесь в наш Худжандский офис (5-55-52), Вам подскажут адреса ТСЖ Худжанда.
Бахтияр3 ноября, 2011 16:55
Неосведомленность население о данной реформы, является главной проблемой. Пора полностью переходит на эту форму управления домами. Для примера можно по ТВ показать пример ТСЖ какого нибудь дома. Ведь в статье говорится о 94 созданных ТСЖ в г.Душанбе и г.Худжанд. Я сам жител г.Худжанда не видел ни одного дома который бы отличался бы внешным видом от других обычных домов. Ведь если бы у нас был бы живой пример то мы обязательно стремились бы к такому примеру.
Союз Потребителей Таджикистана3 ноября, 2011 16:39
Не понятен Ваш комментарий в отношений Союза Потребителей? Мы к государственным органам отношения не имеем, можем дать развернутое пояснение как, зачем и почему мы существуем:)
P&P3 ноября, 2011 15:59
Живу в 9-этажном доме и платим за все самы. Труба течет самы платим за ремонт, за лифт каждый месяц платим, 250 сомон каждая семья заплатила за крышу. Для нас это гос-органи о собе напоминают когда дело касается сбора налога. Еще и Союз Потребителей существует?
Союз Потребителей Таджикистана3 ноября, 2011 15:18
Каждый имеет право на мнение, но все таки г-жа Касымбекова являясь недостаточно информированной в этих вопросах сделала выводы несколько эмоционального характера. Но все равно спасибо за мнение, свое мнение выдадим очень скоро, короткой, но расставляющей точки над i, статьей.