На вашем сайте прочитал ряд сообщений, где изложены мнения парламентариев, политологов и экспертов различного направления относительно статуса реки Вахш. По их мнению, река Вахш является «внутренней рекой» Таджикистана. Так ли это в действительности? В прилагаемой заметке попытаюсь кратко ответить на этот вопрос.
Термины и определения основных понятий: по международному водному праву, термин «трансграничные воды» означает любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах;
термин «международный водоток» означает водоток, части которого находятся в различных государствах;
в свою очередь, «водоток» означает систему поверхностных и грунтовых вод, составляющих в силу своей физической взаимосвязи единое целое и обычно имеющих общее окончание.
По нашему же праву, «река» означает водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.
Истоки реки Вахш берут начало на высоте 3600 м в восточной оконечности Алайской долины, с Алайского хребта (бассейн реки Кызылсу, Кыргызстан) и ледника Федченко (бассейн реки Муксу, Таджикистан). От слияния (в пределах Таджикистана) Кызылсу и Муксу река получает название Сурхоб.
Из крупного ледника Гармо (Таджикистан) многими источниками вытекает река Обихингоу.
После слияния (ниже нового центра Нурабадского района) рек Сурхоб и Обихингоу объединенная река получает название Вахш и течет на юго-запад, сохраняя свое название до слияния с рекой Пяндж.
Самими энергетиками (гидроэнергетиками) за исток (начало) реки Вахш приняты истоки реки Кызылсу, собирающей воды Алайской долины Кыргызстана.
Обильно увлажняемая атмосферными осадками Алайская долина представлена большим числом постоянно и временно действующих водотоков разной величины, образующих более или менее средние речные системы. Здесь речные системы сливаются вместе и выносят свои воды к границе Таджикистана в виде общего потока – реки Кызылсу - постоянного водотока, который характеризуется тем, что имеет круглогодичный сток. Длина реки Кызылсу до границ Таджикистана - 146км. Река под этим же названием пересекает границу Таджикистана. Средний годовой сток с территории Кыргызстана 2,1 млрд куб. м
Площадь водосбора бассейна реки Кызылсу с притоком Куксу (Кыргызстан) порядка 6,5 тыс. кв. км, что составляет 32,5% от общей площади водосбора бассейна реки Сурхоб (20 тыс.кв.км) и 18% от общей площади водосбора бассейна реки Вахш. Эта площадь включена Гидрометом при подсчете общей площади водосбора Вахша, составляющей 36, 2 тыс. кв. км.
Таким образом, бассейн Вахша занимает территорию в 36,2 тыс. кв. км, из которых 6,5 тыс. кв. км приходится на Кыргызскую Республику. Общая длина реки (в пределах бассейна) - 691км. Протяженность же самой реки Вахш (от устья до места слияния рек Сурхоб и Обихингоу) – 353км.
Среднемноголетний располагаемый речной сток (объем воды, стекающей со всего водосбора за год) в створе Рогунской ГЭС составляет 19,1 млрд куб.м, из них 2,1 млрд куб.м (11%), как указывали выше, формируется на территории Кыргызстана. Проектные параметры Рогунской ГЭС рассчитаны с учетом всего объема располагаемого стока, а не только местного стока, формирующегося на территории Республики Таджикистан.
Площадь водосбора расположена на территории двух стран. Водные ресурсы бассейна уже используются двумя странами.
Таким образом, в данном случае не сама собственно река Вахш, а одна из ее составляющих (р. Сурхоб) имеет ярко выраженный трансграничный характер, что придает основной реке также международный статус (часть реки Вахш находится в другом государстве). Следовательно, согласно международному праву, бассейн Вахша – это трансграничный общий речной бассейн.
Видимо, многие не заметили того, что распад СССР привел к расчленению бассейна реки Вахш. Теперь на нашей территории находится часть международного водотока (реки). Поэтому нам не помешало бы с целью выработки дальнейшей согласованной политики заключить с Кыргызстаном заблаговременное двустороннее соглашение по бассейну реки Вахш.
Собственно река Амударья образуется от слияния рек Пяндж и Вахш и имеет длину порядка 1440км. Составляющие части Амударьи также находятся в различных государствах. Это второй аспект, по которому Вахш приобретает статус трансграничной реки.
Насколько мне известно, вышеизложенные обстоятельства приняты за базисное, исходное положение при проведении ТЭО и ОЭСВ Рогунской ГЭС. И к этому нам всем следует относиться спокойно.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА:
Вопрос, является ли река Вахш трансграничной, обсуждается уже не первый год.
Так, совсем недавно эксперт по Центральной Азии Александр Князев на страницах российского издания «Московские новости» заявил о том, что Вахш является трансграничной рекой: «…Реки Нарын-Сырдарья и Амударья с неотделимым от нее притоком, Вахшем, - это трансграничные водотоки (достаточно элементарного взгляда на карту), и на них должны распространяться все международные принципы использования трансграничных рек. Исходя из этих принципов, Киргизия просто не имеет права строить Камбаратинские ГЭС без согласования с Узбекистаном и Казахстаном. А Таджикистан не имеет права строить ГЭС на трансграничной реке без согласования не только с Узбекистаном и Киргизией, но и с Туркменистаном, находящимися ниже по течению».
С точкой зрения Князева не согласились некоторые таджикские эксперты. Так, завкафедрой экономики Российско-Таджикского (Славянского) университета Георгий Кошлаков сказал: «Вахш с большим трудом можно отнести к трансграничной реке. Он впадает в Пяндж до того, как появляется Амударья, и до того, как она начинает течь по узбекской территории».




ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Власти спорят с рейтингом загрязнения воздуха, в Душанбе требуют мыть маршрутки, Сулаймон восстанавливается после самого дорогого укола
Многоплодная беременность: что должна знать мама 2-3-4-няшек
Бизнесмена в Согде оштрафовали на крупную сумму за празднование дня рождения
Саудовская Аравия обходит Ормуз: нефть пошла другим маршрутом
Таджикские боксеры едут на свой первый Чемпионат Азии под эгидой World Boxing
В Таджикистане резко подешевело золото: минус 14% за месяц
Спустя более 50 лет: Человечество впервые за полвека отправляет экипаж на Луну
Что поручил Эмомали Рахмон активу Согдийской области
В Душанбе состоится главный забег весны: определены призовые полумарафона-2026
Новый козырь Ирана в войне с США: Хуситы готовы спровоцировать мировой нефтяной кризис
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
SV12 мая, 2012 21:00
Прохожий, что там течёт по Вашей территории (Узбекистана)? На что вы там право имеете? Ну если Вы безграмотный, так я Вам объясню. Стоки рек ещё с 90х годов поделены очень аккуратно. Каждый год собирается межправительственная группа, и на каждую страну выделяется квота. http://www.icwc-aral.uz/index_ru.htm Зайдите гляньте на сайт. Обратите внимание, что Таджикистан каждый год не добирает свою законную квоту, а Узбекистан перебирает свою квоту. Там ПЯТЬ квот: Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан и АРАЛ. Но до Арала вода не доходит. Так кто дербанит и безрассудно расходует воду? Зайдите на сайт. Просчитайте, сколько воды не добирает Таджикистан за 10 лет и получите объём Рогуна. Это грубый подсчёт. По всем нормам и стандартам водохранилище нельзя будет заполнить менее, чем за 15-17 лет. Кстати, Поскольку за Рогуном находится основная энергетическая артерия страны - каскад Вахшских ГЭС, мы не сможем просто технически не давать туда воду. Это бред. Так о чём статья? Что и кому она доказывает? Кстати, этому специалисту осталось добавить, что Рогун находится на границе с Узбекистаном... Чтобы совсем завершить маразм.
Черепаха12 мая, 2012 11:22
Знаете из-за чего то весь сыр-бор? Дело в нашем и узбекском правительстве. То есть здесь идет борьба за афганский рынок. Как все мы знаем Узбекистан ведь тоже продает электричество Афганистану урезая у своего народа (конечно не в таких масштабах как у нас). А кому понравится, что в скором будущем у тебя будет конкурент который будет продавать электричество по более низкой цене. Так что хама дар гами кисташон.
Экономист№211 мая, 2012 22:23
Экономист-"Мудрый таджикский народ давайте сплотимся и построим наш Рогун" Слова достойные........Я тащусь,Клава!!!!
Шахматист11 мая, 2012 20:17
Азия пляс никогда не был на стороне Таджикистана и никогда не опубликовал статью в пользу Таджикистана. Надо называть и радио и газету Азия-минусом,потому,что никогда не были плюсы.Марат я тебя знаю,как хорошего шахматиста и давай не будь продажным шкурой со всеми этими спецслужбами и не допускай опубликовать подобные статьи.Эти узбеки заплатили 60кг золото Рахимбоеву (если не подведет память это был Абдулло Рахимбоев) чтобы та признал Таджикам к числе меньшинством при распределении территории и потом,как дело сделано эти же узбеки убили продажного Рахимбоева (Уратюбинца). Сегодня Азия-минус играет та роль,как делает свою работу всем конец.
Экономист11 мая, 2012 16:04
Кто такой этот пресловутый Камолидин Сирожидинов. Тоже мне лже инженер, ты еще скажи что река Варзоб течет из Узбекской территории. Рогун должен быть построен любыми силами, надо будет все поедем на республиканскую стройку. Рогун - это будущее наших детей, хватит жить в экономической зависимости от соседей и Всемирного Банка. Мудрый таджикский народ давайте сплотимся и построим наш Рогун
soli11 мая, 2012 14:28
Тут видимо Камолидин Сирожидинов анализируя ситуацию в международном правовом поле видит решение проблемы в пользу своей страны(нашего Таджикистана), но решение это он пока не очень хочет афишировать. Наверное ждет полномочий и финансирования. Если это так, то очень даже не плохо.
Таджик11 мая, 2012 09:46
Где мой коммент похоже Тутубалину не понравилось.
Misha11 мая, 2012 03:50
Bandai khudo, vipei 100 gr na zdorovye, Rogun mi dostroim. Kak ti govorish mi imeem pravo na normalnuyu jizn, i etot punkt ne isklucheno v "Konvensii o transgranichnikh vodakh" http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercrs.shtml Tam napisano sleduyushee: " 1. Использование международного водотока справедливым и разумным образом по смыслу статьи 5 требует учета всех соответствующих факторов и обстоятельств, включая: a) географические, гидрографические, гидрологические, климатические, экологические и другие факторы природного характера; b) социально-экономические потребности соответствующих государств водотока; .... " Прохожий ili "prokhodimets" mnogo neumnichai so svoim prouzbekskim tonom, luchshe vilivai vedro vodi sebe na golovy i pridi v sebya, ROGUN mi dostroim. V toije "konvensii" takje govoritsya, chto v nezavisimosti ot togo chto ob'ekt bil postroen kem bi nebilo ranshe ili stroitsya, storoni doljno dogovarivatsya o razreshenii spora mirnim putyom, esli net to razobratsya cherez arbitraj. Tajikistan toje mojet prosit Uzbekistan zasushit Haidarkul, iskustvenno postroennoe v 60ie godi vodokhranilishe v polovinu razmera ARALA, ono portit nam atmosferu, dojdi, xolod, i.t.d. Transgranitsa ne tolko dlya nas, oni toje nam doljni otvechat za "trans" vody i atmosferu. ROGUN nikomy nemeshaet, ni v ekologicheskom plane, ni ob'emom ispolzuemoy vodi. Vliyanie ROGUNA na vneshnuyu sredu opredelit trudno, esli takovoy vasheto est, a vot vliyanie Uzbekistana viyavit ochen prosto. Nado tolko izmeryat skolko vodi vkhodit v teritorii uzbekistana i skolko dokhodit do ARALA. Soglasno konvensii Uzbekistan doljen predostavit realnie danni po zaprosu tajikistana, brata po transgranitsam. Mejduprochim Tajikistan mojet i na visikhanie Arala jalovatsya, esli Kazakhstan etogo nedelaet. Tajikistan mojet poprosit uzbekistan prekratit oroshenie zemel, do tekh por poka ARAL nevostonovitsya. Mi jivem v odnoy planete i ego doljni berech,eto osnova mirovoi politiki segodnya. Pochemu strani stali davit na Kitai i Braziliyu, chtob umenshit parnikovoe zagryaznenie, chto oni do Ameriki dokhodyat ot kitaya ili do Evropi? Ya ne dumayu chto esli kakoe to esli imeytsya ekologicheskoe vliyaniya ROGUNA na okrujayushuy sredu, ono nikak neprevoskhkodit elementarnie nujdi cheloveka, kak virazil nash brat "Bandai Khudo", chto yavlyaetsya vajnim faktorom dlya ispolzovaniya transgranichnikh vod. Esli iskustvenno pridumayut ekologicheskiy vopros ROGUNA, to druguyu chast uje izuchali 20 let (gumanitarnuyu). Ya schitayu chto khoroshiy spetsialist (ne avtor etoi stateiki konechno) mojet ustayat pravo tajikskogo naroda na ludskoe sushestvovanie. ARAL i ROGUN yavlyayutsya ochen vajnimi ob'ektami dlya Tadjikskogo naroda! Dast vsevishniy nam silu dostroit i vostanovit.
TOR10 мая, 2012 17:14
Я тут на досуге прочитал всё одному старому человеку деду Хасанбойу. Так он сказал что, он плевал на всю шумиху вокруг етой реки и гэса, и ему без разницы что да как будут считать реку и ему без разницы с какого гэса свет. Ему в 2008 году обещали постояный свет через 2 года тоисть 2010. Но его и нас обманули. И причём тут Ольга я непойму, если в коментариях может любой с любым ником написать и в том коментарии нет ничего чтобы её обвенить. Хотите Рогун? Так стройте заткнувшись и не крича что можете контролировать водосток. А то ещё ничего незделано и шума ой как много вокруг пустоты))) Лично я думаю, если даже построят Рогун то всёравно мы будем без электричества и государство будет продовать электричества без нашего с вами мнения. Так что мы никто и звать нас никак. Если хотите постояное электричество то покиньте Таджикистан вот и решения. И ненадо призывать к всяким революциям, так как народ натерпелся и матеря наплакались
шакар10 мая, 2012 16:39
Хорошая статья. Анализ есть. Почему так комментаторы восприняли эту статью на штык? Просто нам надо также грамотно и дипломотично отнестись к имеюшимся вопросам. Мы должны благодарить автора за такую информацию. А самим быть готовыми ко всем видам вопросов и в будушем решении их. Особенно специалисты, государственные власти, вообше, министерство энергетики и промышленности, которая делает политику. Давайте смотреть правде в глаза и делать соответствуюшие выводы. Рогун - так давайте и решать имеюшиеся проблемы. Мы можем, мы осилим. Если будем цивилизованно и грамотно подходить к вопросам.
Pamiri10 мая, 2012 16:12
Shaitani opiat poluchaiut khoroshie dengi. Sami pishut stati (v raznikh saitakh toje) i sami komentiruiut ispolzuia raznie imena. Dai Alloh pokoia nam ot etikh shaitanov iz ap.
Tamiris10 мая, 2012 15:40
Не нужно смешивать и бросать все в одну корзину: ГЭС Сангтуда-1 и Рогунский проект. Конечно 75% акции принадлежит России и Россия продавая электричество Афганистану получает свои дивиденды. Это результат необдуманный политики нашего государства. Не думайте, что Россия все вам построит бесплатно: рыночные отношения. Читая это ваше предложение становится смешно, даже школьница бы не написала такое: "Барки Точик" даже с Россией не хотят делиться выручкой которая приходит из Афганистана, обманывают россиян, хотя Россия владеет ГЭС Сангтуда - 1." Не так то легко обманывать прагматичную Россию, которая очень прекрасно знает свои политические и экономические интересы и умеет отстаивать эти интересы. Конечно, никто не говорит, что власти не достойны критики, но читая некоторые комментарии, понимаешь, что люди переходят от крайностей в крайность! Вместо того, что заниматься критиканством, сможете ли предложить что-нибудь получше Рогунской ГЭС, чтобы разрешить энергетическую проблему страны. Кто-то писал, что народу промыли мозги, наверное этот человек сам не осознавая того, находится в другой стаде, промытый и готовый к эксплуатации другими внешними силами!
Александр10 мая, 2012 15:17
Допустим, что Вахш является трансграничной рекой(я долго себя умолял прежде чем допустит это допущение), тогда почему дорогие наши братья вниз по течению не платят нам хотя бы зато что это ваша трансграничная река течет по нашей территории, проше говоря ирригационные услуги? почему наши братья поднмают транзитную пошлину даже на наши самолеты которые летят по воздушному пространству, и не только на это пространство??? Соотечественники мои дорогие во дворе 21 век у нас у таджико другого пути нет, мы дожны уметь использовать эти реи на свой лад только так мы обретем настоящее свое светлое будущее где все продается и покупается... а журналистытакого рода приходят и уходят также как и инженеры такого рода. РОГУН ХАЕТУ МАМОТИ МОСТ!!!!
Бехруз Сафаров.10 мая, 2012 15:07
Фаромуш накунед, ки бо розигии Худованд кураи Замин хонаи ягонаи хамаи одамон гаштааст. Масъалахое ки байни мо бандагон ба миён меоянд бояд холисона ва бекина хал карда шаванд. Хамсоядори низ масъулият дорад ва инчо акл, хирад ва саводро истифода кардан хатмист! Бинобар ин бародарон шумо ба эхсосот рох надихед, ки окиби хуб надорад. Агар макола махкул набошад факру мулохизаатонро босаводона ва бо далелхо бинависед, сипас андешахои чонибхоро хонда хулосаи дилхох баровардан осон мешавад. Худо Хофиз.
Прохожий10 мая, 2012 14:57
Дорогой Саид, вы написали в своем комментарии: "А знаете ли вы, что Узбекистан всё это время, не законно, за счёт наших вод соорудил более 70 больших водоёмов у себя (затарились водой на халяву), тем самым фактически уничтожив Арал". Давайте разберемся в вашем комментарии. Дело в том, что Узбекистан строит водохранилища на своей территории, и от этого не страдает ни одна страна. Аральское море имеет берега в Узбекистане и в Казахстане, и проблема Арала - это не наша а их проблема. И Казахстан как известно, не предъявляет претензии к Узбекистану. И та вода которая по Узбекистану течет, это не наша вода. Это транзитная вода, и Узбекистан имеет право на нее. Ваша фраза "за счет наших вод" просто некорректная и даже глупая. Если вы считаете воду, которая утекла к ним СВОЕЙ водой, то выкопайте у себя во дворе яму и наливайте туда воду, чтобы она не досталась узбекам. Налейте в своем доме все ведра водой, если она вам принадлежит, чтобы не досталась узбекам. Предложите им эту воду у вас купить, и над вами будут смеяться все нормальные люди. Потому что этой ямой вы себе уменьшите площадь двора и никакого ущерба Узбекистан не понесет. А вода в ваших ведрах через 10 дней протухнет. Но если наливать 13 миллиардов кубометров воды в Рогунское водохранилище из трансграничной реки без согласования проекта с Узбекистаном и Туркменистаном, то можно понять возмущение узбеков и туркмен. Поэтому тут уже дали совет правительству нашей страны, что надо не валить все проблемы на Узбекистан. Надо перестать экспортировать свое электричество в Афганистан, перестать воровать свет у народа в зимний период, строить малые и средние ГЭС, которые не нанесут ущерб соседям, и начать с Узбекистаном переговоры об использовании общей воды. Если не способны договариваться, то наша страна получит большие проблемы, потому что сами нарушаем международное законодательство о трансграничном водопользовании. Вы что хотите конфликт на границе?
Саид10 мая, 2012 14:30
А знаете ли ВЫ, что Узбекистан всё это время,не законно, за счёт наших вод соорудил более 70 больших водоёмов у себя (затарились водой на халяву), тем самым фактически уничтожив Арал. Им всё можно, пользоваться, продавать природные ресурсы по своему усмотрению, а мы боимся использовать Своё - данное Всевышним богатство... Мне кажеться и автор статьи и некоторые наши журналисты - ПРОДАЖНЫЕ (за гроши)...
Географ10 мая, 2012 14:12
Браво автор!!! Называл все своим именем! Здесь речь не идет ни о Рогуне, ни о чем то другом, а просто правда о трансграничных реках...
Саодат10 мая, 2012 13:30
Уважаемый Tamiris тут написал: "Думаю не следует так реагировать на провокационные статьи. Сирожидинов просто забыл про холодные зимы без света и газа, где страдали бедные люди". Но уважаемый Tamiris наверное не знает, что зимой Таджикистан во вред своему народу продает электроэнергию в Афганистан. Вся ГЭС Сангтуда - 1 работает не нашу страну а на Афганистан. "Как сообщил "АП" директор Сангтудинской ГЭС-1 Геннадий Ругин, две линии электропередачи мощностью 220 кВт, идущие в Афганистан, действительно работают на полную мощность. Читайте об этом на этой ссылке http://mob.inozpress.kg/view.php?id=35628 Обратите внимание вот на это: "Это настолько закрытая информация, что никому точно не известно, кто и сколько получал, - говорит руководитель Союза потребителей Таджикистана Бахадур ХАБИБОВ. - В этом году нет утвержденного правительством почасового графика ограничений. Кто сегодня может доказать, что город Худжанд действительно потребил столько-то электроэнергии? - задается вопросом он. - Это просто слова". Даже если представить несбыточную и глупую мечту, что Рогун построят, электроэнергию будут так же продавать в Афганистан и Пакистан. А наш народ будет страдать и работать на Россию. Господа из "Барки Точик" читают что вы тут пишете и смеются над вами. Год из года им удается держать весь наш народ за дураков. "Барки Точик" даже с Россией не хотят делиться выручкой которая приходит из Афганистана, обманывают россиян, хотя Россия владеет ГЭС Сангтуда - 1. Читайте вот на этой ссылке http://news.tj/ru/news/sangtuda-1-idet-v-sud . Думаете об этом не знают инвесторы других стран? Никто из инвесторов не придет, если "Барки Точик" обманывает своего крупного инвестора Россию. Дураков нет. На Сангтуду тоже акции выпускали, народу навязали покупать. Где они теперь? Теперь на Рогун деньги у народа отняли. Наш народ можно обманывать бесконечно, много раз. Так что терпите и молчите, а если не согласны, то сваливайте из нашей страны в нормальные страны, как 1,5 миллиона гастарбайтеров уже свалили в Россию и постепенно перевозят туда свои семьи. Азиаты, закрывайте эту глупую тему, все равно зимой народу света не видать. Мне жаль нашу несчастную страну.
Tamiris10 мая, 2012 13:18
Неужели так трудно было разместить комментарий? Или то что противоречит вашим интересам вы обычно игнорируете? Так называемая Независимая газета!
Спартанец10 мая, 2012 12:37
Если это тот самый Камолидин Сирожидинов, инженер который писал о ТАЛКО то я извиняюс за некорректность по отношению к нему.Но все равно он поднял проблему ненужную и не вовремя.
assa10 мая, 2012 12:31
Ольга, чему ты удивляешся? "народу" мозги промыли, создали фетиш, дали образ врага все идет по плану корова к дойке готова, думать никто и не собирается, тут можно возразить, что это власть свела "народ" до состояния управляемого стада. но я не соглашусь с этой точкой зрения, сами виноваты.
Спартанец10 мая, 2012 12:22
Что мне нравиться в инете, ты даже если находишся на северном полюсе можешь писать статьи в АП.Вот и Сирожидин сидел ну например где то в Чилонзаре в интернет-кафе и набрал эту статью и отправил.А Ольга Тутубалина пропустила это всё в "эфир".Если я наберу статью на тему хорошей работы участкового милиционера она это не пропустит-ей это не интересно!
Z10 мая, 2012 12:00
Автор противоречит сам себе. Говорит, что Сурхоб и Обихингоу трансграничные реки. ВАХШ ЖЕ НЕ НАЧИНАЕТСЯ В ДРУГИХ ГОРАХ!
Tamiris10 мая, 2012 11:55
Конечно это понятно, что ваш специалист не говорил прямо о Рогунской ГЭС, но придания Вахшской реке трансграничный характер, прямо касается Рогунскую ГЭС. Не знаю, знакомы ли вы с термином "читать между строками", но как журналистка все таки должны быть знакомы, и люди уловили главную цель статьи. Но думаю, что такое критическое реакция, это нормальное реакция гражданского общества. Те, которые пишут комментарии выражают своё мнение по тому или иному вопросу и многие из них наверное даже не поддерживают действующую власть. Согласна, что не нужно демонизировать этого инженера, он тоже как гражданин Таджикистана выразил свою точку зрения, но думаю, прежде чем печатать его мнение вы заранее уже догадывались какая же будет реакция общественности!
JECK Jeferson10 мая, 2012 11:41
Река Вахш не трансграничной ! запомните ! если вопрос возникнуть отвечу любому желаюшему! А таких статье с авторами в в каторгу!
Foreigner10 мая, 2012 11:18
Детский сад (Ясли) имени Азия-плюс или комментаторам "Нет комментарий"))) Хахаха
Tamiris10 мая, 2012 11:15
Уважаемые таджикистанцы, Думаю не следует так реагировать на провокационные статьи. Сирожидинов просто забыл про холодные зимы без света и газа, где страдали бедные люди. Если он такой объективный, почему не смотрит на политику Узбекистана с точки зрения международного права. Закрывать границы, не предупредив соседнее государства, это разве в рамках всеми нами любимого международного права? Или гибель Аральского моря и использование детского труда на хлопковых полях? Двойные стандарты всегда практикуются в международной политике, но становится еще обиднее когда так называемые ученые оправдывают своими статейками несанкционированные действия узбекских властей! Образованный человек не буду ссылаться на него, просто нужно анализировать вопрос с разных углов, а не приводит однобокий взгляд на такой важный для Таджикистана вопрос!
пенсионер10 мая, 2012 11:14
А кто будет учитывать интересы Аральского моря??? Оно уже давно не море и что там творится - ПО ЧЬЕЙ ВИНЕ??? Что вы прицепились и критикуете Рогунский проект, а когда будут предъявляться претензии к странам низовья, особенно к Узбекистану??? Думают ли они о людях живущих в зоне экологической катастрофы (Аральского моря) когда вот так, в целях собственной выгоды, расточительно используют воду? Вряд ли. А тут проявляют такую озабоченность о народе. Волга впадает в Каспийское море, но не смотря на то что на ней стоит ГЭС от этого море мельче не стало. Это чистая политика, защита своих интересов, а не забота о людях.
Спартанец10 мая, 2012 10:35
Neo Мой комент наверное вышел раньше и вы его не читали.Я немного утрировал сказав что пускай наши братья кыргизы построять ГЭС на территории Кизылсу-там фактически мало воды.А если захотять водохранилища или ГЭС построит просто надо им помочь побыстрее построить эти объекты.И нашим братьям хорошо и нам выгодно.А не так как с нами поступают наши братья снизу.
Геннадий Георгиз.10 мая, 2012 10:12
Интересно услышать мнение А+! Они же читали эту статью раньше чем все мы.Когда принимали Решение напечатать. Не вынуждайте нас ждать, Прокомментируйте!!! Я думаю всем будет интересно. Не так ли коллеги??? Комментаторы, я к вам оброщяюсь ,
Timur10 мая, 2012 09:56
Свою объективность нужно засунуть куда подальше! Мне лично и другим всеравно что это за река и чья она! Рогун строить надо! Узбекистан не такой уже и объективный во взаимоотношениях с нами! А Азия плюс - должна придерживаться прогосударственных настроений, если является "нашей" газетой и не публиковать подобные объективные мнения!
Кодир10 мая, 2012 09:22
Почему узбекистан строит водохронилише на свои територии, не кому не спрашивая?. Мы должни строит Рогун!!! Почему мы должни испольнят все требование мирового соглашение? Надо их всех послат и построит для себя все что хотим!
Таджик10 мая, 2012 09:00
Ольга оказывается что вы не любите таджикский народ, вы получаете хорошую зар.плату у вас свет кругло суточно, дома тепло, а вот народ ждет и надеется когда построять Рогун и у них будет свет и как дольго это не продолжалось, у них есть вера. А вы говорите у него есть факт, а вот зачем он ранше не высказался перед тем как начали построит гес где он был, я уверень на 100 процентов что и у него есть акции Рогуна. А тепер он от куда взялся. Пожалуйста не отклоните мой комент.
tursunboy10 мая, 2012 08:52
"Поэтому нам не помешало бы с целью выработки дальнейшей согласованной политики заключить с Кыргызстаном заблаговременное двустороннее соглашение по бассейну реки Вахш"- Дурно! товарищ К.С .
Спартанец10 мая, 2012 08:51
Я вот думаю и заодно предлагаю Сирожидину Камолиддинову возглавить проект по строительству ГЭСа на территории Киргизии в бассейне реки Кызылсу.Пускай он строит а мы таджики не против этого ГЭС.Вед правда не против?Что не говори но кыргизи наши братья(реално братья!).Ольга вы не правы-Сирожидин поднимает тему о котором никто и не думал-он нашел тему для конфликта между нами таджиками и кыргизами.Родственники друг с другом не враждуют!!!(Пример я правилно решил).
Neo10 мая, 2012 08:51
Вы как зомби реагируете на все, что идет в противовес официальной пропаганде... Почему вы спешите называть человека предателем, когда он не раз не выступил в защиту позиций одной из сторон или против Рогуна... Человек грамотно, буквально на пальцах разъяснил суть вопроса. Он указал на то, что по официально признанному определению Вахш - не является трансграничной рекой, однако если говорить о водозаборе (т.е. из-чего рассчитывается сток и объем реки), то здесь уже применим термин "трансграничный)... При этом он уточнил, что данный термин более применим к р. Сурхоб. Даже я, не будучи специалистом в данном вопросе, уловил суть и разницу. Также он дал вполне разумный и толковый совет нашему Правительству о заключении юридически обязывающего соглашения с Кыргыстаном об совместном использовании ресурсов р. Кызылсу. Представьте себе, что в Кыргызстане кому-то взбредет в голову построить крупную ГЭС или водохранилище на данной реке, что может привести к существенному обмелению (на 18%) р. Вахш, на которой строятся все наши крупные ГЭС! И что тогда будет делать наше Правительство. Естественно, что они займут ту же позицию, что и Узбекистан, только уже по отношению к Кыргызстану, а последние будут твердить (как в данном случае мы) о том, что р. Кызылсу берет истоки в Киргизии, в основе своей протекает по их территори и типа, что хотим, то и творим. Просто для того, чтобы достроить Рогун при таком давлении и пропаганде со стороны соседей (а именно Узбекистана), автор предлагает быть подкованным со всех сторон, для того, чтобы уметь отстаивать свою позицию грамотно, достойно и обоснованно на международной арене, а иначе мы вечно будем в данном вопросе в позиции обороняющихся и догоняющих.
Rajab10 мая, 2012 08:40
вот вам готовый враг народа. ни в чем неразбирается а уважаемый газета пишет ляпоту. причём тут 6.5 тыс части кыргызстана. Вся река Сухроб течет только зимой и весной немного, а летом она высыхает. 1%. А 99% течет с долин Дарваза и здес ж на територии Таджикистана падает в Пяндж. Зря назвали Вахш, она вед назывался Хингов-серый река, потому что до Сурхоба она серая! Тут местничества играла роковую роль.
cem10 мая, 2012 08:10
Браво,Ольга!Вы просто супер,Ваша одна гражданская позиция чего стоит,я восхищаюсь вами.
denis10 мая, 2012 07:40
S 2010 goda Uzbekistanom finansiruetsya nekotorie tajikskie jurnalisti
Душанбинский10 мая, 2012 01:27
Если река берет начало в одной стране, течет по этой стране и впадает в бессточное озеро, то это внутренняя река. Например, в России Волга начинается в России, течет по России и впадает в Каспийское море, которое является замкнутым бессточным водоемом. Ни никому в голову не придет назвать Волгу трансграничной рекой, это чисто российская река. А Вахш берет начало в Кыргызстане, только называется по другому, читайте на ссылке http://slovari.yandex.ru/%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%88/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%88%20%28%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B6.%20%D0%A1%D0%A1%D0%A0%29/ , И от того, что люди назвали Вахш не с самого начала, а после слияния с Оби Хингов, это не говорит о том, что Вахш это внутренняя река. Затем река Вахш течет по Таджикистану и отдает свои воды Аму-Дарье, которая несет воду через Узбекистан и Туркменистан. Если этой ссылки мало, то почитайте на этой ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%F5%F8 Вода течет по территории 4-х стран, и только потом впадает в бессточное озеро, которое называется Аральское море. Если нашему ученому Кошлакову это не понятно, пусть посмотрит на карту. А в случае строительства ГЭС на трансграничной реке надо учитывать интересы всех стран. Это было возможно во времена единой страны СССР. А сейчас, когда все страны самостоятельные, надо договариваться. Никакие крики и угрозы в адрес Узбекистана проблему не решат. Именно поэтому после ухода РУСАЛа из Таджикистана ни одна страна мира не вошла в консорциум по строительству Рогуна. А то что какой-то неизвестный депутат из какой-то маленькой страны выступает за продолжение строительства, он настолько ничтожен, что его никто не принимает всерьез, кроме наших таджикских СМИ, которые 3 - 4 раза в год печатают его одни и те же слова. Поэтому, пока с Узбекистаном не договоримся, строить Рогун бессмысленно. И те наши правители, кто тратит деньги нашего народа на эту так называемую стройку, не только отняли деньги у населения на акции Рогуна и подрывают экономику страны, но еще и создают угрозу конфликта с Узбекистаном. Фактически мы САМИ идем к этому конфликту. А теперь начинайте тут писать, что я плохой узбек, что я не патриот. Тот кто так напишет, больше ничего не сможет возразить против того, что я вам написал. Обычно так делают на базаре, когда начинают скандал. Настоящее искусство дипломатов, политиков и лидеров нации это умение договариваться на благо своих народов.
Гражданин РОССИИ!10 мая, 2012 00:21
Не выдержал,напишу. Ребята,у меня уже скулы от смеха болят. Вы хоть даёте себе отчет,о чём вы пишете в комментариях? Или сами понимаете,что пишете? Я уже друзьям советую,кто хочет посмеяться от души в режиме online,заходите на сайт ASIA-Plus,открывайте любую статью и наслаждайтесь,читая комментарии! Смех,да и только! Ничего внятного,ничего грамотного,ничего умного!!! Даже не верится,что это пишут взрослые люди!
КЦ10 мая, 2012 00:04
Вы что все с башни рухнулись чтоли!!! Река Вахш это наша река и будет им навсегда!!! Вы историю читали или нет??? Не зря говорять Вахшская долина где течет река ВАХШ!!!
звезда9 мая, 2012 23:28
мне кажется что эти оба персонажи вымышлины.а самое интересное это москвичей интерисуют наши реки до того что их издательства московские новости печатают для москвичей о трансграничных реках в средней азии об истоках рек как кызылсу,куксу,сурхоб,вахш,сирдарья,амударья,лучоб,кафирниган,варзоб,душанбинка им уже болотная площядь не интересна.у нас в доме кран открываеш вода второе место в мире занимает но пить нельзя надо в киргизию позвонить а потом в узбекистан и спросить князева а потом пейте с наслождением но не купайтесь перезвоните.олга вы так реагируюте на коменты ненадо громких слов.а почему эксперты не с украины,казахстана,китая и т.д.все както не по теме
5559 мая, 2012 20:37
инженер, теперь раскажи как влияет строительство ГЭС на количество стока воды. незнаю что ты там еще напишеш но точно знаю что уменьшится на величину испарения воды с водохранилища. это мизер. а вода как шла так и будет. ГЭС по определению использует воду. где тут соседи потеряют.
Бандаи Худо9 мая, 2012 20:37
Кто профессионал? Камолиддин? Не смешите народ!!! Плиз. Он такой же профессионал в энергетике, топографии, годротехнике, как Вы в балете. Уточните у него. Он инженер какой в области?
Пан9 мая, 2012 19:39
Ольга, при всём к Вам уважении, не могу тут согласиться с Вами. Я не специалист, собственно, и Вы тоже не специалист, однако нам приходится рассуждать на эту "горячую" тему. Вы ошибаетесь, что "специалист не высказал своего отношения к строительству Рогуна, не говорил, нужна нам эта ГЭС или нет, не выказывал никаких оценок по действиям тех или иных правителей". Наоборот, он всё прямо высказал своё мнение. Не надо сюда запускать "восточные хитрости". Всё тут понятно!
Ольга Тутубалина9 мая, 2012 18:57
Честно говоря, мне совершенно не понятна реакция большинства здесь присутствующих комментаторов. Специалист не высказывал своего отношения к строительству Рогуна, не говорил, нужна нам эта ГЭС или нет, не выказывал никаких оценок по действиям тех или иных правителей. Он просто дал выкладку по фактам, ответил на конкретный вопрос конкретными фактическими данными, не более. Если у вас есть что-то предъявить также по фактам, пожалуйста. Но что значат ваши необоснованные выводы - "он предатель"? В чем он вас предал? В том, что поступил как профессионал? Или, может, в том, что в силу отсутствия лицемерия слепо не выступил за общую политику государства? С таким поверхностным отношением к делу, нежеланием думать и анализировать самим, а не по указке сверху, так нам и надо, если Таджикистану никогда так и не дадут довести до конца этот проект. Ну, а теперь можете назвать предателем и меня, если вам так легче будет жить и если от этого все проблемы в нашей жизни решатся сами собой...
Володимир9 мая, 2012 18:43
трансгранич не трансгранич любит не любит кто тут в рамашка играет. хорошо я согласен Вахш транс-река хотя она сама и не пересекает границу, но Рогун на своей земле мы все-равно построим. И клали мы на междунар права и интересы соседей. если онные нам добра не желают
гостарбайтер9 мая, 2012 18:17
Как надоело тупизм нашего народа!Давно можно было достроить Рогун!
Novis 9 мая, 2012 18:12
АП за такие заказные статейки вас гадов надо сажать...предатели...
Migrant9 мая, 2012 18:07
Все правильно, но нужно договаривать! Как будем строить ГЭС на Сурхобе или Амударье, то будем соответственно ввести переговоры с соседями. Но, Вахш начинается на територии Таджикистана, и там же заканчивается!!! Если бы мы сушили эту реку, то да, нам нужно было бы согласовать все. А так мы строим ГЭС на нем - ГЭС на "сжигает" воду и соответственно, мы не должны у кого бы не было, спрашивать разрешения. Мы его построим, а тем, кто не согласен с нами, можем указать дорогу, куда идти, если не знают. Любите Родину - мать Вашу!
САНГИНБОБО9 мая, 2012 17:40
Не-не-не-не!!! Вахш вовсе не течет по Таджикистану.
Пан9 мая, 2012 16:53
Что готовим плацдарм для отступления? К чему такие разъяснения? С Киргизией, допустим, по бассейну Вахша, надо иметь соглашение, а как быть с Узбекистаном и другими? Почему этот инженер не пускается далее в свои разъяснения? Как-то бестолково получается... У нас, в Таджикистане, есть специалисты-юристы по международному праву? Где они? Пусть выступят, наконец, и разъяснят народу что к чему. За всё время этих дискуссий "Азия+" могла бы отыскать хоть одно нашего специалиста-юриста, который объяснил бы всем вопрос о трансграничности (или нетрансграничности)Вахша. А воз и ныне там. Если таких экспертов у нас нет, тогда пригласите со стороны, с тем, чтобы защищал и отстаивал права Таджикистана. А так, получается, что "накрывается" Рогунский проект. Ждём теперь от "Азии+" разъяснений.
vvv9 мая, 2012 15:52
ФПЛ не позорьте себя! Вас же многие уважают но после пару таких Срочных Новостей на ваш сайт перестанут заходить!
никола9 мая, 2012 14:01
100% согласен с Саидом Ариповым. от куда взялся этот умник с такими доводами??. даже если так, господин умник, кто вообще соблюдает правила междунаролные когда речь идет об интересах государства? американцы в ливии или в сирии или еще где нибудь? разве им не говорили что это вообще вмешательство в сувиринитет не что там трансграничные реки. Или узбекистан поставивший мины на нашей территории. Тем более что твои доводы не совсем убедительны! АП не публикуйте статьи провокаторов пожалуйста
Рустам9 мая, 2012 13:40
Сирожидинов - узбек! И этим все сказано!
Салим9 мая, 2012 12:46
Самый умный человек. Уважаю людедй которые для денег или пиара или просто честности идут вразрез политике Народа (не государства...) Где ты был раньше?
Володимир9 мая, 2012 11:25
АП вы что превращаетесь в желтую газетенку, или вас узбекистан приобрел? из мнения каждого проходимца статьи делать, зачем это вам. Каждый может многое рассказать на эту тему а это совсем не означает что вам надо доводить это до масс. скажите пож-ста сколько стоят такие публикации?? ато у мя парочка таких бредовых статей завалялось.
Музаффар Зарипов9 мая, 2012 11:20
Мне кажется, что Князева сидя в Москве управляет ЦА и его народами, направляя их прямо в светлое будущее. Перестаньте его цитировать. Стыдно за Вас.
Космос9 мая, 2012 10:50
Этому Камолидину Сирожидинову видно больше не чем заняться как искать истоки и источники … Непонятно одно, почему азия пилус печатает всё что этому товарищу взбредет в голову, создавая при этом дополнительных хозяев на наши реки … И не надо нас учить у кого спрашивать разрешение на благоустройство страны. Лучше этот сапожник без сапог покопался бы с истоками газа и нефти у соседних республик, быть может они у нас и начинают формироваться.
мага9 мая, 2012 10:38
а кто делит горе и беды таджикского народа? кто делится, с теми и надо делится, кто ценит нас тех мы должны ценить.
Самандарчон9 мая, 2012 08:56
Камолидин Сирожидинов вы предатель таджикского народа, таких как вы надо выдворить с Таджикистана, если вы когда небудь были в Джиргитале или в Лахше потом кишлак Джаилган передграничный, там это река не река а просто маленькая ручья в котором деты играют в кораблики и если вы считаете что это ручь преднадлежить киргизам то вам надо туда поехат и закрыть ручью от того ручья неизменится даже 1% общего объема Вахша, вся вода начинается только с територии Таджикистана, и у нашего народа одна цель достичь и построить Рогун и в этом вы несможите помещать вашеми статьями так что сидите мирно и тихо если хот капля таджикской кровы у вас живеть.
На до же9 мая, 2012 01:50
Надо же, как река и вода - трансграничная и общая, как газ и нефть - богатство одной страны!
Икром9 мая, 2012 00:44
Все разговоры о Вахше давно закончены, читайте на этой ссылке http://tajforum.tj/topic/10952-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82-%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%BE%D0%BD-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%83-2011071/ А то, что сказал Кошлаков "Вахш с большим трудом можно отнести к трансграничной реке", можно сравнить с фразой, что "женщина немножко беременна". Но женщина немножко беременной не бывает, она или беременная или не беременная. И река бывает или трансграничной или не трансграничной. Кошлаков это должен знать.
Tojik8 мая, 2012 23:14
Kto bi chto tut ne boltal, Rogun mi postroim - eto edinstvenniy dla nashey respubliki vikhod iz ekonomicheskogo zastoya. Esli bi Uzbekistan nameravalsa postroit chto nibud podobnoe u seba, nakhodas v tom je polojenii chto i Tajikistan, to on proignoriroval ne tolko normi mejdunarodnogo pravi, no i vsakie nauchnie i psevdo-nauchnie dovodi.
Матин8 мая, 2012 23:13
Не понимаю к чему вся эта новость. Ведь сайт новостной?
Бандаи Худо8 мая, 2012 22:27
Без 100 гр не разберешься. Не конкретного ответа самого автора. Поставим вопрос по иному: Так, имеем ли Таджикистан право строить на своей земле Рогунскую ГЭС или нет? Имеем ли мы право не мерзнуть зимой? Так, имеем ли мы право не допускать гибели новорожденным в больницах из-за отключения электроэнергии? Имеем ли мы право, сами, решать свои проблемы у себя дома или постоянно умолять нашего дорого соседа не отключать рубильник? Почему то другие страны без каких либо соглашений строят не только гидростанции, но и атомные. Строят заводы, которые загрязняют атмосферу всему миру. Почему требование согласования только для нас? Ответ один - все они бояться нас. Они бояться, что с достижением энергонезависимый, мы будем развиваться реально быстрее их и станем богаче их. Дай Аллах сбиться нашей мечте.
mustafo8 мая, 2012 22:10
Откуда АП берут таких "умников"?
Pamiri8 мая, 2012 21:50
Umnik i Asia Plus poluchaajdaiut bolshie dengi za takie zakaznie provokatsionnie stati. Esli on grjdanin Tadjikistana to on prod-naya i p-tel kak i Asia Plus.
amir8 мая, 2012 21:35
p.s. Сироджидин Камолиддинов вы скажите теперь на кого вы работаете? На СНБ РУ ИЛИ НА СНБ РК
said.aripov8 мая, 2012 19:43
Молодец умник-инженер! Ты не написал,что для согласованной политики надо заключить соглашение также с Пакистаном, тучи с Пакистана отуда тоже идут в ту сторону