Что ждет Афганистан после вывода войск НАТО, насколько схожи позиции России и США по афганской проблематике и будет ли поддержан проект Рогунской ГЭС? Госсекретарь США Хиллари Клинтон, прибывшая 22 октября с однодневным официальным визитом в Таджикистан, встретилась с представителями гражданского общества и ответила на несколько вопросов.
«Это моя первая поездка в Таджикистан, я давно хотела приехать сюда. Я знаю, что ваша страна сейчас переживает сложный исторический момент и всё ещё ощущает наследие советских времен», - сказала в начале встречи Хиллари Клинтон. Она отметила позитивные шаги, которые делает Таджикистан: пресекается бесплатный труд женщин, а также труд детей на хлопковых полях, в сельской местности всё больше фермеров стали настоящими владельцами земли и самостоятельно решают, какие культуры выращивать, всё больше людей на селе имеют доступ к питьевой воде, к медицинской помощи, а также то, что прошлогодняя вспышка полиомиелита в стране пошла на убыль.
«Мы рады тому, что у нас есть возможность поддержать эти ваши усилия. Со времени установления дипломатических отношений в 1992 году, США оказали Таджикистану содействие в размере почти миллиард долларов. Важно, что Таджикистан поддерживает право граждан на хорошее образование, на доступ к независимым СМИ, на право участвовать в политических процессах и пользоваться теми правами, которые должны иметь каждая женщина и каждый мужчина», - сказала госсекретарь США.
Были озвучены намерения США расширить экономические возможности в РТ для того, чтобы тысячи таджиков не уезжали за границу в поисках заработка. А основные условия для этого, по словам Госсекретаря США, это отсутствие барьеров для торговли и инвестиций, твердая ориентация на соблюдение прав человека, верховенство права и независимую судебную власть, а также борьба с коррупцией.
«США поддерживают проект Нового Шелкового пути, который подразумевает создание системы торговых путей для обмена ресурсами, товарами и технологиями в регионе. Мы также поддерживаем проект создания интегрированной энергосети на границе Таджикистана с Афганистаном. Все эти проекты помогут достигнуть экономического развития в стране», - убеждена Клинтон.
Она отметила значительную роль женщин в этом процессе. «Из-за миграции мужчин, более половины населения Таджикистана составляют женщины. Поэтому мы полностью поддерживаем активное участие женщин в проектах на разных уровнях. Женщины могут полагаться на поддержку США в этом вопросе, мы можем быть хорошим партнером и хорошим другом», - подчеркнула Клинтон, которая ратует за права женщин в мире.
О будущем Афганистана
Будущее Афганистана зависит от самих афганцев, от всего региона. Мы будем сотрудничать с Афганистаном, чтобы обеспечить безопасность в этой стране после вывода войск США и других стран. Постепенно сами афганцы встанут на защиту своей страны. США сейчас работают над тем, чтобы заключить соглашение о стратегическом партнерстве, чтобы афганцы знали, что мы не оставляем их, что мы будем присутствовать в Афганистане на долгосрочной основе. Мы также пытаемся оказать поддержку мирному процессу, во главе которого будут афганцы. Многие повстанцы и боевики хотели бы вернуться в общество, многие - не хотят этого. Сейчас нам нужно решить, кто есть кто в этом процессе. Проект создания Нового Шелкового пути важен для Афганистана, который за последние 30 лет пережил много страданий. Мы за то, чтобы Афганистан стал перекрестком экономических возможностей между севером и югом, востоком и западом, именно поэтому чрезвычайно важно в большей степени интегрировать экономики различных стран, в том числе стран Центральной Азии, в этом регионе. Исторически так сложилось, что в Афганистане происходила борьба за власть и влияние за стратегическое положение между разными странами и различными этническими группировками. И афганцы за это дорого заплатили – из-за этих конфликтов пострадали также их соседи. Мы стремимся получить поддержку правительств и населения региона для того, чтобы помочь тем афганцам, которые хотят мира, безопасности и стабильности. Я думаю, что со временем мы выработаем определенный план. Через несколько дней состоится региональная встреча в Стамбуле, на которой страны региона будут вместе обсуждать: что нужно сделать в регионе для того, чтобы предотвратить распространение конфликта через границы? Это ключ к тому прогрессу, который может быть достигнут не только здесь, но и в других местах.
О сотрудничестве правительства с НПО
Я считаю, что между правительством и НПО должен происходить здоровый диалог, чтобы была свобода выражения мнений, особенно для молодых людей. Я убеждена, что НПО, которые привержены реформам, могут сыграть важную роль в развитии страны. К сожалению, зачастую происходит наоборот. Власти боятся, что НПО спонсируются заинтересованными лицами из-за рубежа, которые стремятся подорвать стабильность, мир и будущее страны. И я думаю, что это возможность, которую правительство упускает. Я всегда призываю правительства различных стран открыть диалог с НПО, потому что неправительственный сектор представляют люди, которые могут улучшить образование, экологию, защитить права человека. Для них должна быть возможность быть услышанными. Я подниму этот вопрос на встрече с высшим руководством Таджикистана, потому что вы переживаете критический исторический момент. Мне кажется, что сумма потенциала молодых людей должна быть очень важна для Таджикистана.
США и Узбекистан после андижанских событий
США решительно протестовали против того, что произошло в Андижане в 2005 году и тогда мы официально обозначили наши взгляды. У нас происходят дискуссии с правительством Узбекистана. Сегодня вечером я встречусь с властями этой страны. Я буду поднимать вопросы прав человека и фундаментальных свобод, которые США решительно поддерживают. В свое время США взаимодействовало и с Советским Союзом, несмотря на разногласия в политике. Я встречалась с теми правительствами, которые предприняли суровые меры против своих граждан, их свобод. Несмотря на многие сложности, я предпочитаю поднимать эти вопросы на встречах вместо того, чтобы полностью оградиться от таких стран.
Позиции США и России по афганской проблематике
Отношения США и России по решению афганской проблематики очень позитивные. Россия за последние годы оказала большое содействие в поддержке тех усилий, которые предпринимает НАТО и международные силы. В частности, содействует коалиции в транзите грузов. Россия участвовала во многих встречах, где обсуждалось будущее Афганистана. Я думаю, что Россия играет позитивную роль и активно сотрудничает с нами и другими странами в поисках возможностей разрешения афганского конфликта.
Свобода вероисповедания
С самого начала истории США государство использовало принцип разделения религии и власти. Мы убеждены, что истинная религия, истинная вера должна исходить от сердца, а не навязываться извне. Это проблема для многих обществ, которые переживают переходный период и где есть одна доминирующая религия. Я считаю, что у каждого есть право на свободу вероисповедания, соответственно, никто не имеет права навязывать кому-либо свою религию. Эти два весомых принципа должны балансировать. История насчитывает множество религиозных войн. Северная Ирландия – религиозная война между христианами, католиками и протестантами. Потребовалось много лет, прежде чем этот конфликт был разрешен. К сожалению, подобные конфликты происходят по всему миру. Посмотрите, что в Египте происходит. 10% населения Египта составляют христиане, сейчас на них оказывается давление. В Пакистане есть различные секты мусульман, которые также убивают друг друга. В Ираке воюют сунниты и шииты. Однако ни одна из религий не призывает к тому, чтобы причинять вред или убивать того, кто придерживается иного вероисповедания. Я знаю, что в Таджикистане многие убеждены, что их религия единственно правильная. Я надеюсь, что вы приложите усилия к тому, чтобы достичь вероисповедания без принуждения. В США представлены все религии, которые существуют в мире. Каждый свободно исповедует свою религию, и я надеюсь, что так будет везде.
Рогунский вопрос
Я знаю о тех трудностях, которые вы испытываете зимой в связи с нехваткой электроэнергии. Я знаю, что в 70-х годах Таджикистан рассматривал возможности осуществления большого проекта по строительству Рогунской ГЭС. В настоящее время проводится независимая экспертиза гидроузла. Я не знаю результатов этих исследований, к тому же я не эксперт в области строительства плотин. Однако, уверена: то, что было эффективно в плане производства энергии в 70-х годах, уже неэффективно сегодня. Ваше правительство должно обратить внимание на рекомендации Всемирного банка, потому что это масштабный проект в регионе. Я считаю, что есть другие возможности в области энергетики, которые являются более эффективными с точки зрения применения современных технологий, чем большая плотина. Давайте подождем результатов экспертизы Всемирного банка. Я думаю, что они очень тщательно изучают данный вопрос. Я против того, чтобы решения принимались только потому, что это кому-то не нравится. Нужно исходить с другой позиции, из того, что лучше для Таджикистана. Это оптимальное решение.
Куратором США по Афганистану назначена правнучка Амануллы-хана
В Раште начнется строительство новых домов для пострадавших от землетрясения
Как электромобили помогут улучшить качество воздуха в Душанбе?
Турция подчеркнула свою приверженность многополярной дипломатии
Эмомали Рахмон произвел кадровые перестановки в системе МВД Таджикистана
В Туркменистане начали производить бумагу из камня
Доллар к таджикской валюте опустился до уровня пятимесячной давности
«Парасту-2025» завершен. Кто получил Гран-при и другие награды?
Таджикско-Китайская горнопромышленная компания запустила третий курс «Китайский язык+электролиз свинца»
В администрации президента России анонсировали продление срока легализации мигрантов
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Авестиец28 октября, 2011 11:14
То. что Зафар попал в струю - не спорю. Но струя может быть разной и исходить от разных источников, иногда такая струя может просто вонять... Не спорю, эмоции зачастую бьют через край, но стоит-ли уподобляться нашим чиновникам и переходить через край? Не забывайте, права и обязанности гражданина у нас еще никто не отменял, главное кто и как их применяет. Многого можно добиться и без лишних эмоций. Да и себе нервы побережете, сами знаете. медицина у нас платная только на словах, лечиться дорого)))
Конфуционист27 октября, 2011 17:59
Видя то, что происходит у нас, не только эмоциями заговоришь, но и дух скоро испустишь. Разве наши власти способны реагировать на спокойные высказывания и аргументы. Много ли они обращают внимания (если вообще читают) на наши здесь комментарии. Они не только не умеют вести цивилизованный диалог с общественностью, а просто игнорируют ее. Как еще их призвать их услышать нас? Остается только использовать хлесткие эмоции, хотя в том, что пишет Зафар,есть рациональное зерно. Он попал в струю народного возмущения.
Авестиец27 октября, 2011 16:10
Ой не к тому вы нас направили... Ответа у Абдуллаева я не заметил, одни эмоции, так каждый второй реагировал после смерти Каддафи. И кстати, та-же "Авеста" еще год назад яростно гнобила Россию и Российскую политику, призывая к сближению с Западом и Восточными странами. А теперь интонации вновь сменились. В угоду кому? Или чему? Настроению главного редактора?
Madina27 октября, 2011 09:11
Вот только не США.. Там где США там ВОЙНА.Ты посмотри как они издеваются над Ираком и уже который год,и что, за что они так, ну правильно нефть ну что там Ирак, Ливия, ты что думаеш они о безопоасности народа думают, нет, опять нефть. И Каддафи и то что там нет демократии это просто оговорка. В Ливии было высокий уровень безработицы, на народ жил в досттке. Иногда смотри телевизор и читай газеты. Не думай меркантильно. США никогда просто так не станет "помогать" никому.
FG26 октября, 2011 16:22
Обязательно прочитайте статью Зафара в Авесте,рекомендую. Там есть все ответы на возникшие вопросы. А по поводу того, к кому повернуть нашу избушку, пока рано говорить.Тут уж точно не надо торопиться, а надо поступить как в той пословице "Старый друг лучше..."
Пилигрим26 октября, 2011 11:28
Боюсь дорогие комментаторы, но все мы не правы. Обвинит нужно прежде всего себя. Готовы ли мы помочь себе? - вот главный вопрос. А права ли Хиллари или прав ли Владимир Владимирович? - не самые лучшие вопросы, над которыми стоит ломать голову. По мне то обе стороны правы, потому что они прежде всего думают о благополучие своего народа. О нас должны думать наши. Можно получить отличную выгоду от сотрудничества с каждой стороной, если использовать разум (и конечно желание работать во благо своего народа), а не другие части тело ниже шеи для обдумывания предложений.
Bakh26 октября, 2011 09:32
удален за нарушение правил комментирования
Точик25 октября, 2011 18:20
США нельзя близко подпускать к нам, они разрушат все и вся, у них с Россией, ЕС и КНР большая игра, мы разменная монета, госсекретарей вообще на порок пускать опасно. Гляньте в историю, они только и делают, что сеют войну, страдания и разрушения. США руки прочь от Таджикистана. Нет экспорту дермократии из США.
91125 октября, 2011 15:14
Abiding Citizen, а в чем выгода? Что США печатает бумажки, которые может вложить только в страны третьего мира как Таджикистан, потому что никому больше они не нужны. Так в чем выгода? В том что за никчемные бумажки нас загоняют в реальные долги?
MSS25 октября, 2011 14:21
Вы знаете,что российские эксперты сказали по каналу ТВЦ,что Каддафи приписал себе смертный приговор, еще тогда, когда отказался от проекта создания оружия массового поражения? Для США, кто лох, того надо гноить. Поэтому лучше договариваться с Ираном при посредничестве с Россией. Пускай америкосы грызут свои ногти. Видите ли г-жа Клинтон увидела устаревший проект Рогуна. Да если так рассуждать, то проект телевидения 3D разработана в 60-ые годы советскими учеными, а реализована в угоду выгоды только сейчас, хотя она вредна для глаз и мозга человека и была запрещена в 80-ые годы в СССР. Да и все-все разработки высокотехнологичных оборудований, начиная от процессоров нового поколения и прочих, была разработана в 60,70-ые годы. А сейчас, настоящих идей у нового поколения нет, все старое реализуются, т.е реализация их, дело нынешнего времени. Так что, эти байки пускай расскажет неучам, г-жа Клинтон...
Авестиец25 октября, 2011 12:29
А какая на реальная выгода от США???
Abiding Citizen25 октября, 2011 11:35
Доброжелатель Ne dumayu shto Zafar sovsem popal v tochku, jurnalist zabil pro massovikh vigodov nam so storoni USA, prosto pokazival svoyu yarost i nedovolstvo. Emu luchshe nervov sokhranit, takikh mnogo bilo, im lish bi krichat i pokazivat palcem shto drugie nepravi :)
Доброжелатель25 октября, 2011 09:48
Читайте Авесту на http://www.avesta.tj/rogun/10010-rogun-i-saksofon-hilari-posvyaschaetsya.html Браов Зафар, большой респект. Как всегда в точку.
NZ25 октября, 2011 07:56
США купят, продадут, и еще раз купят того, кто им нужен, и никакие договоры и обещания для них не указ. На руках США кровь миллионов людей по всему миру. начиная от американских индейцевв, коренных жителей Северной Америки, заканчивая мирными ливийцами, Каддафи и его детьми. То ли еще будет - в планах США Сирия, Иран, Китай, а потом и Россия. Ну и в самом конце - Саудовская Аравия, Катар и Бахрейн, т.к. до той поры они арабы им нужны. А как свою гегемонию на Евразийском континенте установят, так и за всех остальных возьмутся. Им не дает покоя слава бывшего СССР, а Россия и сейчас самое большое государство в мире. США это раздражает и вызывает жуткие приступы паранойи. Надо избегать партнерства с этими продажными эмигрантами (предки современных американцев эмигрировали на американский континент), т.к. протестантизм и мормоны промывают мозги правительству и утверждают необходимость мирового господства США. Надо думать головой, прежде чем заводить дружбу с теми или иными людьми. Ведь в жизни также - ты выбираешь с кем дружить. Почему наши политики этого не понимают?
Авестиец24 октября, 2011 17:43
Да я не о той оплате, о какой вы говорите, не о материальных ценностях. Хотим мы того или нет, но Таджикистан, не являясь полновесным игроком на мировой арене, должен придерживаться одной из сильных сторон. Выжить в одиночку, сами по себе, мы не сможем априори. А поддерживая Иран мы рискуем себе ухудшить репутацию. Мы не Венесуэла, своей нефти у нас нет, и мы не Северная Корея, ядерным оружием не располагаем, чтобы с нами считались. Тот же Собвез ООН закинет нас в список «неблагоприятных» стран и все, прощай мировые инвестиции, да здравствует возможность подключения доблестных рейнджеров к «поддержке демократии» в стране. Я думаю, если дело дойдет до такого, Иран вряд-ли пришлет помощь. И уж тем более сомневаюсь, что в случае войны с Ираном, мы каким-то образом поддержим его. себе дороже будет. Парламент и МИД выскажет свою "озабоченность и недопущение жертв" и все. Отношения-то строить надо, только осторожно, а не видеть в Иране панацею от всего...
JAMMER24 октября, 2011 17:11
Ну правильно "Нужно исходить с другой позиции, из того, что лучше для Таджикистана", конешно лучше нагнутьса, а то еще зацепит нинароком "арабская весна". "Чем же мы (США) будем доминировать если таджики станут независимыми...???,а нам в этом подруку как раз возражение узбеков поп поводу Рогуна"
Assa24 октября, 2011 16:07
И чем же? Как всегда уступками, поддакиванием в политическом форватере, чем еще? недрами? (дороговато для Ирана). Почему все-таки Иран. С крупными игроками смысла играть нет, съедят и косточек не выплюнут, а вот с мелким можно что-то получить на взаимовыгодных условиях. Недавно тут читал в новостях что иранцы будут продавать электроэнергию с сангтуды -2 не то по 3,1 не то по 3,8 цента за киловат, в то время как отпускная с сангтуды - 1, не то 2 не то 2,5 цента. сами имхо не потянем строительство рогуна (если это конечно не виртуальный проект властей). кстати а чем в принципе собираетесь расплачиваться с США или Россией? пустыми обещяниями чтоли?
Solon24 октября, 2011 13:30
"Не эксперт в области строительства плотин" г-жа Клинтон уже выдала себя своей речью, что США не поддержат Таджикистан, его "проект из 70-х годов" - Рогунскую ГЭС. У США в Узбекистане имеется ряд крупных современных проектов (вспомним, например, бизнес-проекты "Дженерал моторс"). Им нужно от нас лишь поставить свой радар в Мургабе против Китая и России. Нам это нужно? Переть против Китая и России? Надеюсь это понимают в нашем правительстве. Что касается Рогуна - надо опираться на Иран ( и военный союз с ним)и продолжать строительство, не ждать заключения ВБ, так как, уверяю, все уже предрешено не в пользу Таджикистана.
Авестиец24 октября, 2011 13:28
Предлагаете не наедятся ни на кого и тут же рекомендуете договорится с Ираном? ))) Мне такие призывы всегда напоминали действия сутенера - кому-бы девочку повыгоднее продать?)))) А в кусре, чем нам придется расплачиваться перед Ираном?
Assa24 октября, 2011 13:12
Реально плюсую, за фразы: "Когда бы перестанем думать что кто то большой придет и поможет. ", и "Нам же нужно перестать надеятся на крупные страны, в политике нет друзей, есть только интересы" Можно наверное как то с Ираном договорится, но дешево для Таджикистана это не будет.
Авестиец24 октября, 2011 12:02
Мама Клинтон запачкала их в Ливии. И теперь демонстрирует эти ручки остальному миру, типа - "Смотрите, что вам будет." Еще в конце 2010 года Обама, Саркози и Берлускони дружески пожимали руку и клялись в вечной дружбе, а уже в начале 2011 - бомбили его, забыв о своих обещаниях. Гнитесь, господа хорошие под США, гнитесь....
Юрий Бенидиктович!24 октября, 2011 10:15
У госпожи Хилари есть опасения по поводу высказываний господина Путина о евразийском союзе на центральной Азии, вот и пришла передать предупреждение от главных ………….. Другое шаг, это тоже предупреждение о том если вы не снами, то у Вас будет демократия, похожие как в Египте, Ираке, Афганистане, Ливии, Йемене и Сирии …………….. А Афганистан тут не причем, и ее визит не имеет отношение к этому и вывод войск НАТО скором будущем не планируется.
Патриот СССР24 октября, 2011 09:43
удален за нарушение правил комментирования
[email protected]23 октября, 2011 19:36
Короче Клинтон за то что бы задушить проект Рогуна. США нужен Узбекистан как стратегический партнер. На Таджикистан как США так и России далеко наплевать. Когда бы перестанем думать что кто то большой придет и поможет. Как России так и США важет Узбекистан, они все наивно полагают что только из за того что Узбекистан большой и находится в цетре СА то это автоматически делает Узбекистан привлекательным партнером. Что если честно обыкновенная чушь. Нам же нужно перестать надеятся на крупные страны, в политике нет друзей, есть только интересы.
Novoyxona23 октября, 2011 18:33
удален за нарушение правил комментирования
Петр23 октября, 2011 16:13
Слова Х Клинтон наводят на мысль об изменении проекта Рогунской ГЭС А эффективность Подождем результатов экспертизы Всемирного банка
Виктория23 октября, 2011 16:00
Они уже "помогли" в Ираке, Иране, Ливии, добрались-таки и до русской границы!
Бахтиёр23 октября, 2011 15:44
Бла,бла,бла..... Гап,гап,гап....
Ахмад23 октября, 2011 11:04
Никто не будет поддерживать строительство Рогуна,кроме нас таджиков поэтому и слушать никого не надо
spitamen23 октября, 2011 09:18
удален за нарушение правил комментирования
Mr. X23 октября, 2011 02:44
Vrode obo vsem no v to je vremya ni o chem. Tipichnie otveti dlya takikh lic vsyo v balance,pustoi razgovor
91122 октября, 2011 23:21
удален за нарушение правил комментирования
бывалый22 октября, 2011 22:22
Молодец,Хиллари,давай.Возможно, вы лучше чем эти Росс.А то они всегда говорят-Зачем эти чурки нам нужны?Может эти чурки вам нужны?Азиаты, ну уж правду напечете?Мои комменты не удаляйте.Удалите и вас удалю(как бы по вежливее выразиться). Правду матку напечатайте,в конце концов.