У Таджикистана много нерешенных проблем: энергетических, коммуникационных, продовольственных. Какие из них мы можем решить, а с какими нам придется жить еще не один десяток лет? О таджикской действительности свое мнение высказал российский политический обозреватель Андрей Захватов.
Вместо предисловия
Мои коллеги – российские журналисты, а также депутаты Государственной Думы России часто спрашивают: «Что происходит в Таджикистане? Как изменилась страна и что может происходить в республике в обозримом будущем?». Однозначно ответить на эти вопросы довольно сложно, даже если регулярно бывать в Таджикистане, смотреть таджикское ТВ и читать таджикские СМИ.
Моя статья написана на основе ряда поездок в Таджикистан и самых разных встреч - официальных и неофициальных и отражает мою личную точку зрения.
…Хорошо помню ноябрьскую 2010 года встречу с директором Центра стратегических исследований, доктором политических наук Сухробом Шариповым. Тогда в беседе он сразу же назвал три главных направления, предусмотренных Стратегией развития республики: энергетическую безопасность страны, выход из коммуникационного и транспортного тупика и обеспечение продовольственной безопасности.
Оценивая эти и другие проблемы республики, я склонен согласиться с идеологами Стратегии развития Таджикистана – все 3 направления выбраны верно. Хотя, на мой взгляд, в стране есть еще одна проблема, которая по значимости может стать основной. Но об этом в конце второй части этой статьи. Сейчас же рассмотрим уже приведенные нами направления.
Энергетическая безопасность
Когда Объединенная энергетическая система Центральной Азии была разорвана, и Таджикистан оказался в условиях дефицита энергии, у многих политиков и экспертов сложилось убеждение, что главным (если не единственным) выходом из ежегодных осенне-зимних энергетических кризисов является строительство крупных ГЭС, в первую очередь Рогунской.
В июне 2010 года в Душанбе на Международной конференции по среднесрочному обзору хода реализации Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015 годы) я был свидетелем острой полемики между представителями Таджикистана и Узбекистана, разгоревшейся вокруг строительства Рогуна. Руководитель узбекской делегации, замминистра экономики Галина Саидова, озвучила в своем официальном выступлении позицию Узбекистана: «Представьте себе эту высоту... Снесет все шесть гидроузлов на своем пути, которые находятся вдоль реки, в основном на территории Таджикистана… Для меня неважно, в восьми метрах мы утонем или в четырех. Я думаю, что это очень понятно, почему мы против».
Тогда Таджикистан выступил инициатором международной экспертизы проекта, за которую взялись эксперты Всемирного банка. Сегодня, после нескольких переносов срока экспертизы, все ждут, какой финальный документ подпишут эксперты ВБ в феврале 2013 года.
Как будут развиваться события вокруг Рогуна, прогнозировать сложно. Но уже сейчас совершенно ясно, что перекрыть Вахш не удастся как минимум еще в течение одного сезона низких горизонтов воды (возведение перемычки возможно лишь с ноября по февраль). Сложно также прогнозировать позицию Узбекистана в случае одобрения проекта строительства не 335-метровой плотины, а плотины высотой 120 метров.
Насколько можно оценить создавшуюся ситуацию, проблема Рогуна уже повлекла за собой серьезные осложнения в межгосударственных отношениях Узбекистана и Таджикистана. Сегодня эти отношения во многом несут в себе признаки вражды.
«Разрулить» ситуацию, на мой взгляд, смогут только прямые переговоры и соглашения руководителей стран на высшем уровне.
Россия же в вопросе строительства Рогуна занимает сегодня позицию наблюдателя, не обещая никакой поддержки ни Таджикистану, ни Узбекистану. Однако вполне возможно, что такие переговоры на высшем уровне уже готовятся при посредничестве России. Замечу лишь, что готовить их должны не только дипломаты, но и специалисты по регулированию стока рек, причем гидротехники с обеих сторон должны работать не врозь, а совместно.
Дело в том, что многолетнее регулирование крупного водохранилища или каскада водохранилищ, если они построены по согласованию двух стран, и объемы сбросов воды из водохранилищ контролируются обеими сторонами, - в этом случае страна низовья может получить прямую выгоду от регулирования стока реки. Именно так было задумано в проекте Рогуна во времена СССР. Но с момента развала Союза прошло уже более 20 лет. И сегодня нужно будет учесть изменение водохозяйственной обстановки в регионе - перспективные планы орошения новых земель и построенные водохранилища в странах низовья. Однако, насколько известно, специалисты водного хозяйства Таджикистана и Узбекистана сегодня не работают совместно над расчетами, как это было во времена СССР, в Ташкенте, в институте «Гидропроект», где проектировалась ГЭС, а лишь пишут дома статьи, доказывая свою правоту, не слушая, и не слыша друг друга.
Принимать взаимовыгодное решение по Рогуну нужно не на эмоциях, а лишь на основе согласованных технических решений. Дипломаты же, зачастую не понимающие даже терминов в области водохозяйственного проектирования, по определению не способны сделать это. У дипломатов - другие задачи. Поэтому если в вопросе Рогуна политика будет продолжать вмешательство в технические вопросы, произойдет примерно то же самое, что было во времена СССР, когда шло давление и даже гонение на науку генетику.
Нужно отметить также, что для решения энергетической проблемы Таджикистан планирует строительство менее мощных ГЭС, имеет пакет из нескольких десятков инвестиционных предложений в области гидроэнергетики. Это - проекты по строительству ГЭС средней мощности на реках Зеравшан, Кафирниган, Оби-Хигоб, Сурхоб, Гунт, Бартанг и Вахш. Из них наиболее перспективной и наиболее подготовленной к строительству с точки зрения проектирования можно назвать Шуробскую ГЭС на Вахше. Но своих финансовых ресурсов для строительства этих ГЭС у Таджикистана нет, а зарубежные инвесторы вкладывать деньги в дальнейшее проектирование и в строительство не торопятся.
Вместе с тем нельзя не заметить, что, развивая гидроэнергетику, Таджикистан практически не использует солнечную электроэнергетику и вообще не использует ветроэнергетические установки, хотя в такой «солнечной» стране, как Израиль, лишенной нефти и газа, электроэнергию от солнечных батарей получают в значительных объемах. И цена этой электроэнергии уже сопоставима с ценой электричества, производимого обычными ТЭЦ и ГЭС.
Касаясь темы энергообеспечения Таджикистана, стоит также заметить, что в последние 2-3 года на международном уровне активно обсуждается проект строительства линий электропередачи из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан по проекту CASA-1000, поддерживаемому Агентством США по международному развитию (USAID). На недавнем заседании Межправительственного совета четырех стран-участниц проекта CASA-1000 (Таджикистан, Кыргызстан, Пакистан и Афганистан) в Дубае стороны обсудили вопросы по структуре и финансированию проекта. В таджикской прессе, в том числе в «АП», уже писали, что «после реализации данного проекта излишняя электроэнергия, вырабатываемая в Таджикистане и Кыргызстане, будут экспортироваться на рынки Пакистана и Афганистана, где ощущается нехватка электроэнергии».
В стабильном энергоснабжении неспокойного Афганистана кроме афганских властей крайне заинтересованы США, стремящиеся после вывода войск закрепиться в этой стране. Но при ближайшем рассмотрении возможного экспорта электроэнергии из Таджикистана по проекту CASA-1000 у специалистов по гидроэнергетике и экспертов могут возникнуть несколько логичных вопросов:
1. А как быть с проблемой ежегодного дефицита электроэнергии в самом Таджикистане с конца октября по начало апреля?
2. Устроит ли афганских и пакистанских потребителей получать электроэнергию лишь в период избытка ее выработки в Таджикистане (с апреля по октябрь)?
3. Можно ли начинать поставки электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан без строительства новых генерирующих мощностей, таких как Рогунская ГЭС?
4. Если ЛЭП по проекту CASA-1000 будут работать всего 6-7 месяцев в году, то насколько увеличится срок окупаемости проекта?
5. Выгодно ли будет Таджикистану брать кредиты у Всемирного банка или у других кредиторов на финансирование своей доли проекта CASA-1000 в объеме 250 миллионов долларов? И не попадет ли Таджикистан в долговую яму, не сумев расплатиться по кредитам?
Без четких ответов на вышеназванные вопросы принять волевое политическое решение о вхождении в проект CASA-1000 руководству Таджикистана будет непросто. Электричество в своих домах хотят иметь все - и в Таджикистане, и в Афганистане. И деньги с процентами по кредитам считать тоже умеют все. Поэтому брать кредиты, рассчитывая на теоретическое списание долгов в будущем – дело довольно рискованное.
Выход из коммуникационного и транспортного тупика
В советский период интенсивность грузоперевозок через территорию Узбекистана в Таджикистан в северном и западном направлениях по железным дорогам и автодорогам в разы превышала сегодняшние цифры. Но железные и автодороги и сегодня никуда не делись. Поэтому, строго говоря, в северном и в западном направлении никакого транспортного тупика в техническом плане для Таджикистана нет. Есть ряд политических проблем с Узбекистаном, решение которых могло бы устранить и сложности в транспортировке грузов через Узбекистан. Строить же новые железнодорожные и автодорожные пути на север, в Казахстан и в Россию, в обход Узбекистана через территорию Кыргызстана – таких дорогостоящих проектов еще никто не выдвигал и, вероятно, никогда не выдвинет.
Что касается южного направления, то за годы независимости Таджикистана через Пяндж построено уже 5 мостов, и автодорожное движение через афганские провинции уже приносит стране ощутимую экономическую выгоду. С каждым годом растет также объем грузоперевозок по автодорогам и в восточном направлении – в Китай.
Что же касается железнодорожных транспортных коридоров на восток и на юг, на мой взгляд, руководством Таджикистана принято совершенно логичное решение – принять участие в прокладке железнодорожного пути из Таджикистана через Афганистан в Туркменистан с перспективой выхода железной дороги в Иран.
Но особый интерес в этой связи у меня вызвал доклад первого замминистра транспорта Таджикистана Джумахона Зухурова на прошедшей в марте в Душанбе международной конференции по Афганистану RECCA-V. По его словам, начата проработка технико-экономического обоснования железной дороги из Китая через Горный Каратегин до Душанбе и далее – через Нижний Пяндж, через Афганистан в Пакистан. Пока к участию в этом проекте не приглашена ни одна страна – поскольку не ясна стоимость проекта. Что же касается России, то ее заинтересованность в этом проекте пока не просматривается – на мой взгляд, его должен проявить бизнес. Но, без сомнения, больше всех заинтересован в этом железнодорожном пути Китай, который сможет получить в перспективе выход через Таджикистан и Афганистан к теплым морям. Поэтому именно Китай, вероятно, внесет наибольший вклад в этот проект.
Обеспечение продовольственной безопасности
В настоящее время численность населения Таджикистана составляет 7 миллионов 800 тысяч человек. Согласно данным Агентства по статистике, в конце 2009 года 46,7 процента населения было бедным, а один из трех бедных был крайне бедным.
Для сравнения замечу, что во внешне благополучной России, по данным Росстата, с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года число бедных в 142-миллионной России возросло на 2 миллиона человек и достигло 21,1 миллиона.
Масштабы бедности и крайней бедности в Таджикистане постепенно уменьшаются. Но в ходе гражданской войны продовольственная база страны понесла настолько большой урон, что республике пришлось годами просить гуманитарную помощь. Не отказывается Таджикистан от этой помощи и сейчас.
Ощутимо ударил по Таджикистану и всемирный финансово-экономический кризис, в ходе которого с 2008 года цена на мясо выросла почти вдвое, а цены на ГСМ примерно на треть превысили российские. И руководству республики пришлось предпринять значительные усилия, чтобы не допустить роста цен на муку.
Несмотря на внешнее изобилие продуктов питания в магазинах и на рынках, говорить о том, что всему населению республики хватает продовольствия, нельзя. За последние 20 лет из севооборота в республике в связи с засолением выпали значительные поливные площади. Резко сократились площади земель машинного орошения – здесь нет достаточных энергетических мощностей для работы многих насосных станций, построенных в советский период. Нет денег на обновление насосного оборудования и на замену изношенных трубопроводов. Не хватает и квалифицированного персонала для работы на насосных станциях. Судя по призыву президента Таджикистана к населению делать двухгодичный запас продуктов, напряженность на продовольственном рынке страны в будущем не ослабнет.
Естественно, что в борьбе с бедностью республике приходится решать многие задачи – поддерживать голодающее население гуманитарной помощью, поддерживать людей, живущих ниже уровня прожиточного минимума. Но снизить уровень бедности в ближайшие 10-15 лет хотя бы до 15 процентов, на мой взгляд, республике не удастся. Препятствовать этой задаче будут несколько факторов, главным из которых я считаю уровень реальной (а не регистрируемой) безработицы. Фактическая численность безработных в Таджикистане в разы превышает уровень в 10 процентов от трудоспособного населения, этот уровень признан критическим для европейских стран. Но когда в беседах с коллегами речь заходит о том, что запредельный уровень безработицы может привести к социальному взрыву, я всегда замечаю, что европейские мерки для Таджикистана не подходят. От социального взрыва республику спасают три фактора:
– необычайное терпение народа и опасения нового внутреннего конфликта (память о гражданской войне). Но чем дальше уходит время гражданской войны, тем взрослее становятся дети, рожденные в 90-е года, а им, не знавшим войны, можно внушить что угодно;
- способность бедного населения довольствоваться в кризисные периоды минимумом продовольствия;
- денежные переводы более 1 миллиона трудовых мигрантов, работающих в России. При этом надо заметить, что приезжающие из России на отдых в зимний период сотни тысяч граждан республики в значительной степени аполитичны и сегодня не представляют особой угрозы действующей власти. Социальные потрясения и осложнения в денежных переводах им не нужны. Но численность трудовых мигрантов растет и уже приближается к запредельной величине, которую Таджикистан может не выдержать... Но об этом мы поговорим во второй части статьи ( читайте в №43 «АП» ).
ДОСЬЕ АП:
Автор статьи – российский журналист, писатель и политолог. Родился, жил и работал в Таджикистане, включая периоды гражданской войны середины 90-х годов. Российское гражданство получил в 2003 году. Эксперт по центральноазиатским странам и рынку труда. Известен экспертному и журналистскому сообществу как автор значительного количества публикаций в российских и зарубежных СМИ. Основные направления работы - политическое консультирование, бизнес-консультирование, политические партии, страны Центральной Азии, миграционная политика, трудовая миграция.




ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Власти спорят с рейтингом загрязнения воздуха, в Душанбе требуют мыть маршрутки, Сулаймон восстанавливается после самого дорогого укола
Многоплодная беременность: что должна знать мама 2-3-4-няшек
Бизнесмена в Согде оштрафовали на крупную сумму за празднование дня рождения
Саудовская Аравия обходит Ормуз: нефть пошла другим маршрутом
Таджикские боксеры едут на свой первый Чемпионат Азии под эгидой World Boxing
В Таджикистане резко подешевело золото: минус 14% за месяц
Спустя более 50 лет: Человечество впервые за полвека отправляет экипаж на Луну
Что поручил Эмомали Рахмон активу Согдийской области
В Душанбе состоится главный забег весны: определены призовые полумарафона-2026
Новый козырь Ирана в войне с США: Хуситы готовы спровоцировать мировой нефтяной кризис
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Alisher6 июня, 2012 17:49
Alex, если вам уже все известно из обзора таджикских СМИ, то может вы нам тут расскажете, кто толкает Таджикистан взять кредит на строительство ЛЭП CASA-1000? Или вы гарантируете что в Афганистан электроэнергию будут направлять только в летний период? Заодно скажите где и когда в таджикских СМИ писали о железной дороги из Китая через Каратегин, я почитаю.
Alex6 июня, 2012 14:59
Ощущение те же,что и у Dj Smile. Возможно обыденность статьи противоречит с её названием. Взгляд автора ни чем не отличается от обзора СМИ Таджикистана.
Даврон6 июня, 2012 09:48
Репект Dj Smile-у и согласен что приведенные его примеры проблема №1.
odam5 июня, 2012 17:32
Эх ты российский журналист, писатель и политолог журналист, зачем тебе мучиться проблемами Таджикистан, ты лучше о хитрости своих политиков напиши тему, что бы не наиграли и не заливали масло в огонь что бы портит отношениях среднеазиатских стран и ради своих ползу
aleks5 июня, 2012 14:45
Товарисч гость!!! Вы просите у меня извинений, но опять же вы не подписались кто вы! Извиняться? за что! Я просто ещё раз могу повторить: Москаль он и есть Москаль
Гость5 июня, 2012 13:31
Уважаемый aleks! Вы наверное молодой человек и многое еще не знаете. Автор статьи действительно сын известного уважаемого в Таджикистане человека Василия Захватова. Его именем в Вахдате названа улица. Но у журналистов не принято подписывать свои статьи именем и отчеством. К примеру, я знаю, кто такой Владимир Познер, но я не знаю его отчества, и в этом нет ничего такого. По имени и отчеству подхалимы называют в статьях своих начальников, как например "Уважаемый Леонид Ильич". Поэтому будет правильно, если вы напишите здесь свое извинение автору за свой комментарий. Но дело даже не в том, кто чей сын, и это не должно вас волновать. У нас в республике много примеров, когда перед сыном высокого чиновника старики встают, хотя он ничего из себя не представляет. И часто сынки высоких чиновников позорят имя отцов.
aleks5 июня, 2012 12:36
Республике был известен обин товарищь Захватов. Вот он покойный был действительно патриотом (в советсвком смысле слова) Таджикистана. А этот товарисч его сын,(возможно) просто используя фамилию покойного (ХУДОВАНД аз оби КАВСАР шодоб гардонад, рухи уро)хочет заработать деньги. Другой товарисч из этой же семьи тоже занимается "бизнес консалтингом, проблемами миграции, энергетики и сельского х-ва". А что касается статьи, то весьма и очень посредственная статья типа копи-пейст. Нет изюминки!!!! Если они бы хоть как то дорожили памятью отца, (если действительно имеют отношения к покойному!)то не прятались и давали бы полные инициалы!!! А так про них можно сказать Москаль и есть Москаль!!!
Dj Smile5 июня, 2012 11:57
Ваще то круто что кто то вообще посмотрел на мое мнение) Я никому его не навязывал, меня спросили, я ответил. Расслабьтесь
наблюдение5 июня, 2012 09:57
уважаемый товарисч DJSmile, мы все поняли вашу точку зрения, но не нужно ее навязывать, как единственно существующую на земле. у всех своя точка зрения, и это хорошо, что она есть. кто-то высказал свою, вы- свою, но не нужно утверждать, что именно вы правы. статья хорошая, автору - спасибо. а комментатору "хоми"-ку скажу, не надо видеть национальный вопрос там, где его нет.тем более обращаться к человеку, который старше на "ты". уже 20 лет независимы, а все ждем милости и подачек от других!
Dj Smile4 июня, 2012 16:15
Критиканство) Да нет, под своим настоящим именем я печатаюсь и "читаюсь", в том русле, в котором считаю нужным. А здесь просто выразил свое мнение, не несбывшимся амбициями этой статьи.
Самарец3 июня, 2012 22:55
Статья для размышления-http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1338546060
Саодат3 июня, 2012 11:39
Уважаемый Dj Smile! В вашем комментарии хорошо то, что вы признали наличие в нашей стране политических проблем. Но посмотрите что вы написали тут: "Зебо, в чем то Вы правы, я действительно экономист... Все прекрасно знают что у нас нет экономических проблем в стране..." А теперь подумайте хорошо о том, что вы написали и в следующий раз пишите что нибудь более осмысленное. Если вы экономист, то выступите здесь со своей статьей, а читатели решат, насколько вы действительно экономист. А пустая критика чужих работ называется критиканством и не будет принята во внимание.
Хуршед3 июня, 2012 10:43
Статья хорошая, но не то. Слабая экономика и сельское хозяйство, низкий жизненный уровень, и даже географический тупик, все это следствие. А первопричина-это тотальная коррупция и местничество на высшем уровне. Если вести планомерную постоянную работу по борьбе с коррпцией, то через 15-20 лет, эти проблемы будут только в наших воспоминаниях.
Karategin3 июня, 2012 00:57
Ali, dorogoy zrya ti nazivaesh' utopiey proekt jel. dorogi cherez Karategin. Kitaysi zaprosto ee postroyat, esli voz'mutsya. Ya toje bi ne poveril, esli ne videl bi kak kitayskiye stroiteli za nedelyu s legkost'yu sravnili s zemlyoy celuyu goru v Garme chtobi sdelat' dorogu rovnoy. V godi SSSR stroiteli dorogu stroili vokrug etoy gori. Seychas doroga na etoy gore rovnaya kak evropeyskoe shosse.
Хоми2 июня, 2012 12:41
Пусть этот журналисть пишеть о промлемах России а не Таджикистана и Узбекистана. США и Россия и Европа по ушах в долгах и живуть нормално пускай правительство по больше биреть долг какда небуд рухнить долар и будем расчитаться с долгами. Малло проблем у России что обсуждаеш Таджиков? ТЫ просто мутиш воду что у Вас нету безработици ? Все эти годи Россия обешала строить рогун и обманула и в Дубаи в всречи по поводу CASA 1000 УЧАСВАЛИ русские и придлажили инвестировать значить интересно стало , Безплатный сыр бваеть толко в мишеловке понель журналисть лучше пищи про себя , ИНШААЛОХ все будеть хорошо.
Dj Smile2 июня, 2012 12:21
"Зри в корень" говорил великий Козьма Прутков Зебо, в чем то Вы правы, я действительно экономист. Но в отличии от доморощенных попыток показать свою осведомленность о ситуации в стране, используя набившие оскомину общие, давно сделанные другими выводы, я предпочитаю смотреть на свою страну, своими глазами. Приведите пример в этой "замечательной" статье, хоть один существенно доселе неизвестный вывод, или рациональное зерно? Все прекрасно знают что у нас нет экономических проблем в стране, у нас есть политические проблемы, у нас нет географического тупика, у нас опять же есть политический тупик, наконец нет у нас энергетического бессилия, а есть преступная безалаберность, общая неосведомленность, воровство. А тут понимаете ли появился новый пророк, который увидел наконец то доселе невиданное... Смешно же. Хотите поспорить Зебо? Могу разложить эту статью по полочкам и обосновать, что грош цена приведенной, причем посредственной "беллетристике"!
Farik2 июня, 2012 11:44
Дорогой мой друг spirit-исламофоб где ты видел что в Таджикистане строятся мечети, здесь только закрываются мечети. Прошу писат на основе фактов а не собственных желаний.
Махфират2 июня, 2012 11:39
Насчет того, что автор специалист по плотинам и энергетике, то это факт. Я уже на пенсии но помню, что он работал в Таджикистане в 80е годы в правительственной комиссии на аварии плотины Саргазон в Дангаре и на землетрясении в Шарора. Кому надо тот прислушается к его мнению, кто сейчас не понимает тот потом поймет. А комментатору али я советую пойти к замминистра транспорта Д.Зухурову и сказать ему чтобы он не занимался собачьей чушью (железной дорогой из Китая через Таджикистан и Афганистан к теплым морям). А мы посмотрим, что ему ответит Д.Зухуров.
Amon1 июня, 2012 22:37
Статья действительно по существу. Пусть А. Захватов почаще приезжает к нам, такие специалисты нам нужны!
TOR1 июня, 2012 20:59
Всё по существу и грамотно. Спасибо автору что не занимается поучениями и надеюсь он затронет в следующей статье про госдолг страны и уровень коррупции у нас. Но на счёт волненей он ошибается. Если на верху не перестанут заниматся демогогией, обещаниями и не поймут что они в тупике то народ всётаки может поднятся и тогда будет очень поздно... Я надеюсь что чиновники иногда заходят и читают наши комментарии, и обращаясь к ним скажу. Хватит воровать, вымогать и заниматься ерундой. Если вы оставитте положительный след в истории Таджикистана и ваше имя будет вписан в историю нашего народа, а то в данный момент вы ни кто и звать вас ни как. Бог не фраер он всё видит.
SV1 июня, 2012 20:17
Не статья, а сплошные копи-пэйсты. Такой пИсатель посетил страну. Что, Таджикистан снова чем-то заинтересовал сию персону, или снова под заказ пишем? Ну все - сплошь эксперты по энергетике. Интересно с какого бока сей эксперт? Ну сто процентов - не энергетик. Товарисч, Вы со своими проблемами разберитесь, а потом уж и в эти сферы лезьте.
ТАДЖИКИСТАНЕЦ1 июня, 2012 19:05
я вам скажу как эксперт-пока эта голодная и безсовестная власть не поменяется,будем падпть ниже и ниже!!!
Говсувор1 июня, 2012 18:07
хорошая статья.
али1 июня, 2012 17:54
Рогун строить надо,да ведь не одним Рогуном будет решена энергетическая проблема... Что касается ж.дороги через Каратегин,вообще-то Рашт,то это утопия.А насчёт того,что Китай ищет "в перспективе выход через Таджикистан и Афганистан к тёплым морям" это вообще чушь собачья. Над аналитческой темой работать надо. Тема была хорошая. Только не для таких как товарищ Захватов А.
Зебо1 июня, 2012 17:03
Наверное под именем Dj Smile скрывается великий экономист, и он знает куда вести народ Таджикистана. Дорогу новому кандидату в президенты! Лично мне статья понравилась, особенно о железной дороге из Китая, я этого не знала.
aksakal1 июня, 2012 16:02
Уважаемые всем здоровья и благополучия.Все ,что прописано в статье и так.Но беспокоит то,что набирают в долг.Пусть дадут экономическую свободу жителям страны и не мешают чиновники.Вот тогда увидят насколько не востребованы внутренние резервы.Навернека страной управляют так как это было при Союзе.Все бывшие республики страдают от этого,за исключением может Грузии и Прибалтики.Пока будет по старому проблем не решить.На счет Узбекистана.Он сосед и ни куда ни деться от этого.А с соседом надо жить дружно.Это даст без боязни развивать свою экономику и поднимать страну.Политикам надо задуматься и искать компромисы с соседями.
spirit1 июня, 2012 15:53
I.prejde vsego nujno gotovit gramotnih spesialistov. II. Stroit zavodi, fabriki (a ne mecheti i shopping sentri i gostinisi!!!), i u vseh budet rabota. Bolshe eksporta i menshe importa budet esli u nas budut rabotat svoi zavodi i fabriki!!!!
Авестиец1 июня, 2012 15:13
Грамотно и без лишней демагогии... Редкий анализ в наше время. Спасибо автору!
Unknown1 июня, 2012 14:54
Не волнуйся чувак, как нибудь найдем выход из тупика. Главное тебе хорошо?
Таджик 1 июня, 2012 14:47
Хорошая тема насчет всего ну одно знаю, что пусть нам даст сил великий Аллах если Рогун построят то Узбекистан будет у нас в руках, так как Узбекистан будет, зависим потому что он нам закрывают газ транзитный свет с Казахстана мы тоже достойная страна лично я люблю свою родина, какая она не было бы потому что я здесь родился ради родины на все готом в преет Уважаемы Президент Страны Эмомали Р
Dj Smile1 июня, 2012 13:57
Ничего нового, ничего важного. Ощущение такое что писалось на основе ряда газетных публикаций, и то не самых актуальных и полных. Точка зрения автора выглядит как слабенький пересказ "где то" услышанного. Минус 3 за статью г-н Захватов, амбиций ого-го как много, а по существу пшик.