Статья руководителя Ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимова « В поисках национальной идеи », по сути дела, является продолжением дискуссии, которая шла недавно на страницах свободной прессы. Научный уровень той дискуссии был крайне низким, и все критерии, предложенные ее участниками, не соответствовали реальному содержанию национальной идеи.
Это мнение экономиста о национальной идее, которая должна быть у нас на самом деле...
ИНИЦИАТИВА А. Мамадазимова продолжить прерванную дискуссию заслуживает всяческой поддержки. Национальная идея носит объективный характер, она существует и требует своей «легализации». Последнее означает, во-первых, осознание идеи всем населением страны. Во-вторых, ее полный учет в государственной политике: социальной, экономической, региональной, кадровой, международной и т.д. Социально-экономические и финансовые прогнозы должны исходить из необходимости реализации национальной идеи. То же самое относится к различного рода программам и к содержанию действия глобальных и региональных институтов в Таджикистане.
В этом контексте идея о справедливом шахе или о народном президенте не представляется конструктивной. История еще не знает ни одного справедливого шаха - реального выразителя интересов народа. Все, что говорят о Хусраве – Анушервони Одиле, об Искандаре (Александре Македонском), о Петре I, о Ленине, о Ельцине и многих других шахах и президентах, – чистые выдумки придворных и околоправительственных историков и поэтов.
Абдурахмони Джоми, хаким Низами, Алишер Навои в своих поэмах об Искандаре воспевали не реального Александра Македонского, а идеального царя в понимании передовых людей своих эпох, борца за социальную справедливость. Их поэмы служили в качестве наставления грядущим правителям. Историческое же лицо Александра было совершенно другим, очень далеким от идеалов справедливости.
Подавляющее большинство шахов (королей, царей, императоров, эмиров) и значительное число президентов, включая так называемых народных, реализовали свои личные интересы, интересы своих кланов, игнорируя общественные интересы. Многотысячелетний исторический опыт показывает очень интересную закономерность: чем шире круг полномочий царя или президента, тем меньше становится проявлений «справедливости» и «народности».
Невозможно согласиться с мнением Мамадазимова о том, что «справедливый шах» и «народный президент» могут быть рассмотрены в качестве национальной идеи, только потому, что по логике национальная идея носит целевой характер. Эта идея должна быть претворена в жизнь государством и обществом.
Она должна носить устойчивый и долговременный характер. Ее реализация должна способствовать радикальным положительным изменениям в жизни титульной нации и всего народа. Отсюда логически можно предположить, что и «справедливый шах», и «народный президент», и «народный парламент», и «честное правительство» могут выступать в качестве средств для достижения цели., т.е. национальной идеи.
Джамшуды и Равшаны
НАЦИОНАЛЬНАЯ идея должна в концентрированном виде отражать высшие потребности общества. В странах с разным уровнем социально-экономического развития содержание национальной идеи, безусловно, находит разное выражение. В Таджикистане национальная идея самым объективным образом находит себя в возрождении и возвышении титульной нации. В данном ракурсе речь идет не о национализме, а о необходимости лечения глубокобольного этноса, о его возвращении в ряды физически и духовно развитых этнических сообществ.
Для решения этой задачи вполне резонным представляется постановка вопроса о том, в каком состоянии находится титульная нация (т.е. таджикская). Для того чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно, чтобы соответствующие исследовательские центры составили социальный портрет нации. Последний требует использования адекватной системы показателей развития титульной нации (экономических, социальных, демографических, политических). Они должны дать правдивую картину демографической структуры, материального благополучия, уровня развития и возможностей совершенствования личности, состояния физического и духовного здоровья нации, а также состояния человеческой безопасности.
Ответ на вышепоставленный вопрос представляется возможным лишь при условии глубокого анализа огромного статистического и фактологического материала. При этом весь массив такого материала должен в обязательном порядке проходить через инфильтрационный процесс на предмет обеспечения достоверности данных.
И все же есть все основания априори утверждать, что уровень развития титульной нации в Таджикистане намного отстает от соответствующих показателей подавляющего большинства титульных наций близких и далеких стран. Если обратиться к таким показателям, как уровни материального благосостояния, грамотности, физического здоровья (включая среднюю продолжительность жизни), профессионально-квалификационного развития, обеспеченности жильем, урбанизации и пр., то можно убедиться в том, что таджики занимают последнее место на постсоветском пространстве. При этом по важнейшим показателям социально-экономического развития Таджикистан допускает серьезное отставание от тех уровней, которые были достигнуты в 70–80-е годы прошлого столетия.
Нам все еще не хватает смелости и честности говорить о недостатках, ошибках, о коренных причинах серьезной эрозии титульной нации в Таджикистане. Если кто-то и набирается смелости говорить о них, то, вне всякого сомнения, встречается с немилостью властей. Государственные печатные издания отказываются печатать их статьи, электронные СМИ перестанут приглашать их участвовать в передачах, их причисляют к оппозиции, и дело доходит до того, что закрывают НИИ, в которых они работают. Такое отношение, безусловно, свидетельствует о преобладании позиции, противоречащей интересам национальной безопасности. В результате неприятия критики, поддержки агрессивно настроенного отношения к критике социальной, экономической и политической ситуации, полного бездействия в отношении ошибок, недостатков и преступлений страдает престиж страны. Об этом, в частности, говорит то, что в этнических анекдотах в России и в других постсоветских странах образ таджика занимает видное место. Совершенно не случайным является появление образов Джамшуда и Равшана на российском телеканале . Протесты общественности против систематических оскорблений таджикских мигрантов на официальном канале ТВ были вполне оправданными, поскольку это было оскорблением таджиков как нации. В то же самое время властям необходимо было принимать меры для радикальной ориентации политики на развитие человека, на улучшение его личностных характеристик и в целом на совершенствование количественных показателей титульной нации.
Массовая внешняя трудовая миграция обнажила коренные недостатки, связанные с процессами формирования личности, и, в особенности, резкое ухудшение состояния образования и воспитания в стране. Таджикские мигранты сегодня являются самыми неконкурентоспособными на российском рынке труда. Кое-кто, не соглашаясь с данным тезисом, утверждает, что у таджиков на названном рынке труда есть своя ниша, которую они устойчиво удерживают. Хочу особо отметить, что устойчивое заполнение этой ниши является главным признаком неконкурентоспособности мигрантов (а значит, и титульной нации), поскольку речь идет о нише, которая заполняется лишь неквалифицированной, малограмотной рабочей силой.
В последние 20 лет были приняты многочисленные меры, которые привели к ухудшению качественных показателей функционирования образовательной системы, а следовательно, и титульной нации. Были внедрены коррупционной схемы во всех частях этой системы, а низкая заработная плата стала причиной массового перехода квалифицированных учителей в другие сферы, их вовлечения в ряды трудовых мигрантов. Людям, выросшим в условиях социализма, трудно представить, что настанет время, когда значительная часть выпускников средних общеобразовательных школ окажется неспособной читать обычные тексты, а абитуриенты технических вузов - решать простые уравнения . В этом ракурсе можно считать появление Джамшуда и Равшана неизбежным и вполне закономерным явлением. По сути дела, социальный портрет Джамшуда и Равшана мало отличается от личностных характеристик Дохунды, описанного Садриддином Айни в своем одноименном романе. В образе Джамшуда и Равшана выступают миллионы малограмотных молодых людей. Наши наблюдения показали, что почти половина молодых трудовых мигрантов, впервые покинувших свою родину, не в состоянии заполнить миграционную карточку. Но еще печальнее тот факт, что другая часть Джамшудов и Равшанов, заканчивая высшие учебные заведения, в которых академические оценки являются предметом рыночной торговли, устраивается на работу в госорганы, вследствие чего происходит резкое ухудшение качества предоставляемых государственных услуг. Они самым бесцеремонным образом используют свои должности для личного обогащения за счет госказны и потребителей госуслуг. И те, и другие уже успели сильно подорвать престиж титульной нации и таджикского государства в глазах мировой общественности.
Уровень деградации достиг опасных пределов
СРЕДИ некоторой части интеллигенции бытует мнение, что расширение массовой безграмотности населения происходит на основе сознательных действий властей предержащих, поскольку управление безграмотными и малограмотными народными массами представляется более легким занятием, нежели управление людьми с высокими личностными показателями. То есть с реально высоким уровнем общего и профессионального образования, широким политическим и общенаучным кругозором. Очень не хотелось бы верить данному предположению, но боюсь, что в нем есть большая доля правды. Недостаточно грамотным госчиновникам (особенно в высоких эшелонах власти) очень трудно иметь дело с миллионами грамотных и осведомленных во всех отношениях людей, поскольку между уровнем развития личности и его гражданской позицией, его политическим сознанием имеется непосредственная связь.
История показывает, что носители вышеописанной точки зрения (баранами управлять легко) допускают трагическую ошибку. Прецедент появления и расширения движения талибов в Афганистане и Пакистане является ярким свидетельством того, что массовая безграмотность и малограмотность населения может быть умело использована деструктивными силами и чревата мощнейшим социально-политическим взрывом. Поэтому я разделяю мнение о том, что соответствующие органы госвласти должны обратить самое серьезное внимание на это потенциально опасное явление.
Известно, что главными атрибутами современной нации являются хорошо налаженная, современная, восприимчивая к инновациям, четко ориентированная на раскрытие способностей личности образовательная система, передовая наука, находящаяся в процессе постоянного совершенствования культура, развитая физическая и рыночная инфраструктура, всеобъемлющий государственно-регулируемый внутренний рынок. Об образовании выше мы говорили. Уровень его деградации достиг опасных пределов, угрожающих национальным интересам. Статистика грамотности и представленная структура образованности населения абсолютно не соответствуют реальной действительности.
Что касается науки, то она находится в состоянии глубокого паралича. От богатого советского наследия в области науки и научно-технического прогресса почти ничего не осталось. Институты, которые занимались исследованиями в области математики, физики, химии, биологии, ослабли настолько, что до сих пор под различными названиями выдают незавершенные исследования советского периода. Вся цепь НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), которая в годы существования СССР носила целостный характер, оказалась разорванной и крайне плохо фрагментированной. Ни в одном академическом институте точного и естественного профиля невозможно найти современное оборудование, лаборатории. Широко известные геологические экспедиции, которым страна обязана открытием сотни месторождений полезных ископаемых, де-факто полностью исчезли. То же самое относится и к проектным институтам и конструкторским бюро.
Нынешнее поколение академических ученых плохо представляет себе термин «полупромышленные испытания», поскольку это завершающее звено научных исследований, связывающее последние с экономикой, полностью уничтожено. За все это уже сейчас приходится платить слишком высокую цену. Если бы наука получила достойное место в структуре государственных расходов, то не было бы никакой необходимости приглашать зарубежные компании для поисков углеводородных месторождений . За те же средства, которые ныне тратят зарубежные компании на изыскания, результаты которых вызывают обоснованные сомнения, национальные кадры геологов могли бы достичь многократно больших результатов.
Кстати, в бюджетной статистике Таджикистана не нашлось места для уровней государственных расходов на НИОКР. В действительности, указанные расходы составляют менее 0,1% от ВВП. Это в 4,2 раза меньше, чем в Монголии, и в 12 раз меньше, чем в РФ. В расчете на душу населения финансирование науки в Таджикистане составляет 1,5 долл. США, в РФ – 180, в Сингапуре - 1350. Как говорят, комментарии излишни.
Что касается численности научных сотрудников в расчете на миллион человек, то Таджикистан по этому показателю по сравнению с тем же Узбекистаном отстает в 2,7 раза, по сравнению с РФ – в 5 раз, с Финляндией – в 12 раз. Нужно отметить, что Финляндия вышла на одно из первых мест в мире по основным показателям уровня жизни, благодаря приоритетному госфинансированию науки и доказала, что и без богатых углеводородных ресурсов можно выйти на самые передовые рубежи материального благосостояния народа.
Еще одним свидетельством пренебрежительного отношения властей к развитию нации является современное состояние культуры. Число библиотек за последние 20 лет сократилось на 20,4%, число книг и журналов - на 25,3%, число выданных книг и журналов на одного читателя - в 2,2 раза. При этом книжные фонды библиотек почти не обновляются.
Выпуск книг и брошюр сократился на 44,7%, а их тираж - в 9 раз, число газет сократилось на 31,2%, а их годовой тираж - в 13,3 раза.
Страна в советские времена была читающей, сейчас - нет. Не это ли признак надвигающейся талибизации общества и, прежде всего, титульной нации?
О насущном думать надо
ИЗ всего отмеченного логически вытекает критерий национальной идеи. На наш взгляд, в качестве него выступает соответствие национальным интересам. Любые решения, принимаемые президентом, парламентом, правительством, местными властями, должны соответствовать национальным интересам. Повсеместная бедность, деградация социальной сферы, экономический кризис, низкий уровень занятости, экстремальная имущественная поляризация общества, низкий уровень и нерациональная структура личного потребления, широкая распространенность коррупции, отсутствие надлежащей прозрачности информации, совершенно негодная кадровая политика и другие явления выступают в качестве серьезных барьеров на пути реализации национальных интересов.
Особенно опасными являются местнические настроения в обществе и среди руководства страны. Власти должны обратить внимание на то, что такие настроения уже привели к глубокому расколу общества. Местничество выступает главным препятствием для достижения национальной интеграции, без которой подлинное возрождение титульной нации не представляется возможным.
Правительство не осознает взрывоопасности местничества, о чем свидетельствуют последние послания президента, где ни слова об этом не говорится. Самая большая опасность заключается в накоплении ненависти в обществе к представителям тех регионов, которые пользуются приоритетом в расстановке управленческих кадров в госструктурах, привлечении иностранных инвестиций и средств внешнего госдолга, гуманитарной помощи и т.д.
Поэтому интересы национальной консолидации требуют, чтобы парламент страны принял закон о недопустимости местничества в деятельности государственных органов и руководящих работников . В таком документе необходимо дать четкое определение местничества, указать формы его проявления, опасности, угрожающие национальным интересам и всему таджикскому обществу, причины и факторы местничества. Нужно назвать виноватых в эскалации местнических настроений. Должны быть внесены изменения в УК и в соответствующие нормативно-правовые документы. Местничество в кадровой политике должно рассматриваться как самое опасное общественное явление, угрожающее самому существованию титульной нации, и виновники должны нести уголовную ответственность за такое деяние. Наряду с законом правительство и парламент должны одобрить целевую Программу борьбы против местничества, рассматривая последнее как одну из серьезных причин реального раскола общества, всеобъемлющей коррупции, многих преступлений экономического и политического характера.
Если ситуация в самые ближайшие годы не изменится, то мы можем столкнуться с самыми худшими проявлениями местничества, включая так называемый региональный и клановый колониализм. В условиях информационного взрыва и глобализации расползание названных явлений чревато не только трагическими конфликтами, но и распадом страны.
…Реализация национальной идеи в Таджикистане представляется возможной путем крупномасштабных мероприятий, включенных в соответствующие прогнозы и программы социально- экономического развития. К таким мероприятиям относятся:
- полное искоренение коррупции. Высвобожденные средства, включая офшорные, должны идти на подъем образования и культуры;
- полное уничтожение местничества и переход к современной кадровой политике, которая основывалась бы на принципе «меритизации»;
- осуществление глубоких реформ в сфере образования и культуры в полном соответствии с национальными интересами;
- приоритетное развитие промышленности и городского хозяйства, планомерное повышение уровня урбанизации общества;
- быстрый рост уровня занятости населения, сокращение масштабов внешней трудовой миграции;
- приоритетное развитие НИОКР и многократное увеличение заработной платы научных работников;
- создание атмосферы открытости и прозрачности информации, устранение культа личности и ориентация всех СМИ на реализацию национальной идеи;
- беспрекословное выполнение всеми без исключения гражданами Конституции страны, в особенности выполнение положения о социальном характере государства.
На мой взгляд, уважаемый А. Мамадазимов, инициируя новый виток дискуссии о национальной идее, отошел от поиска идей сущностного характера к поиску идеи, которая не обладает целевым значением. Что касается идеи «справедливого шаха» или «народного президента», то они должны стать объектом прений в контексте их исторической и политической достоверности.




ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Власти спорят с рейтингом загрязнения воздуха, в Душанбе требуют мыть маршрутки, Сулаймон восстанавливается после самого дорогого укола
Многоплодная беременность: что должна знать мама 2-3-4-няшек
Бизнесмена в Согде оштрафовали на крупную сумму за празднование дня рождения
Саудовская Аравия обходит Ормуз: нефть пошла другим маршрутом
Таджикские боксеры едут на свой первый Чемпионат Азии под эгидой World Boxing
В Таджикистане резко подешевело золото: минус 14% за месяц
Спустя более 50 лет: Человечество впервые за полвека отправляет экипаж на Луну
Что поручил Эмомали Рахмон активу Согдийской области
В Душанбе состоится главный забег весны: определены призовые полумарафона-2026
Новый козырь Ирана в войне с США: Хуситы готовы спровоцировать мировой нефтяной кризис
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Tajmigrant14 марта, 2018 12:09
Все факты давно на лицо. Россия хочеть удержиать по своим крылом всех бывших республик СССР, тем самим показать свою мощ и силу всему миру. Но мир меняется и старые методы правления изжили себя и поэтому многие бывшие страны СНГ смогли вываться из ее обятия. Если так будет продолжаться, то и оставшиеся страны тоже перейдут во владение других супердержав, так как имеют ресурсы и делают вложение в экономику бедных стран. Все бедные страны импортируют дешевую рабочую силу и тем самим держаться на плаву, хотя рано или поздно, станут жертвой манипуляций и интриг других супердержав. То что сейчас происходит в Азиатских и Африканских странах, еще долго будет продолжаться и перекинется а другие страны. Но в этом огне сгорят не только бедные страны а и сами поджигатели. Таким странам как Таджикистан со своими ресурсами и состоянием, очень трудно будет выбрать свой путь и определиться с дальнейшей политике как на региональном так и на мировом арене. Да и сами мировые державы не заинтересованы в том, чтоб такие страны смогли приобрести реальные суверенитет и быть вполне самостоятельными. На Востоке говорят: Бародари ман бошу аз ман пастар бош. Поэтому, хаос который царить во всем мире, это дальновидная политика великих импер, избавится от ненужных и непригодных нищих стран, тем самим расшрить свои территории приумножать свои ресурсы. Мы с вами находимся на перепутье, тупиковое географическое расположение, неосвоенные остатки ресурсов, дохлая экономика и массовая миграция оставшиеся работаспособного населения. Мигранты наши стали игрушкой в руках тех держав на кого они работают. Чуть что, нас начинают шантажировать рейдами и депортациями, угрожая социально-экономическими взрывами в стране. Неужели, за 25 лет, та же Россия не смогла создать нашим мигрантам нормальные человеческие и рабочие условия как в законадательном плане так и в техническом и социально-экономическом плане. Это и есть настоящая рабство 21 века. Кого захотят, того посадят или депортируют без суда и следствия, а кого то просто уберуть закопав в лесу. Между прочим, за 25 лет трудовой миграции Таджикистан потерял столько же молодых людей, сколько погибло во время гражаднской войны. Каждый год нам отправляют от 800 до 1000 гробов молодых ребят. Это это все происходит в мирное время в братской стране. Болле 50% из них погибло от рук скинхедов и других националистических движений, которые имеют свою крышу в правительстве и в думе. Остальные умерают или погибают или смертельно больны от всяких болезней, травм, стрессов полученных в результате морально-психиологической, физической и других видов давлений методов со страны властей. А сколько невинных таджиков гниют сейчас в Российских тюрьмах? Это намного больше чем все взятиые заключнные в Таджикистане. Любая оплошность и ошибка со стороны наших мигрантов рассматривается как преступление и наказывается жесточайшим образом. Судите сами, если бы РФ смогла жить без мигрантов, то их бы давно вытурили из страны, но видимо не тут то было. Несмотря на мизерную оплату и тяжелые социальные условия (хотя платять за все, вплоть до ОМС), мигранты продолжают честно и добросовестно выпольнять свой труд. Недавно выяснилось, что многие мигранты получают половину той суммы которая начисляется им за работу. Особенно Собянин и его команда "заработали" на дворниках и убощицах во время обильного снегопада. Из 45 тыс обещанной суммы на руку получили по 20-25 тыс, и это все в Москве. А что тогда говорить о регионах? Зачем сажать губернаторов, если под носом сидят коррумпированные министра и чиновники?
Алибобо17 февраля, 2018 06:58
Офарин!
Алексей29 июля, 2013 16:12
Здравствуйте, господин Умаров! Благодарю за Вашу искренность. Можно попросить Вашу эл.почту?
шери нари сомали319 февраля, 2013 15:45
очень хорошо нам в своей стране. Хама шери нарай!!!!
Бахром19 февраля, 2013 15:17
Таджикистан лидируете в списке 10 самых зависимых от денежных переводов стран в мире (согласно докладу ВБ); - уровень продовольственной безопасности в Таджикистане самый худший в СНГ (по данным Welthungerhilfe), он находится на одной строчке с Буркина Фасо и Угандой; - более 70% населения страны живет за чертой бедности (по данным соцопросов таджикских центров); - уровень инфляции за 11 месяцев т.г. составил 9,1% (самый высокий в пространстве СНГ), а по прогнозам международных экспертов, до конца года он достигнет 13-14%; - Таджикистан живет, в основном, на дотациях зарубежных стран-доноров и международных гуманитарных организаций; - размер внешнего долга Таджикистана равен 33,4% к ВВП и он растет постоянно; - Таджикистан проводит «многовекторную» политику, «эффективность» которой наглядно была продемонстрирована недавно в «деле пилотов»; - Таджикистан передал «Большому дракону» 3% нашей территории… И так далее… Грустно мне от всего этого. Лучше не читать, что пишут о нас, не заходить в Интернет, а просто включить телевизор, настроить его на таджикский канал и смотреть, как мы одну за другой покоряем новые вершины демократии; как растет благосостояние народа, как мы с размахом празднуем Навруз и как наша жизнь становится день ото дня все лучше и лучше. И все же грустно мне, но грусть эта какая-то другая, с «примесью» стыда.
Нурсултан19 февраля, 2013 13:31
Таджикистона -свободная страна ! Независимая и богатая недрами ! Вот уже 20 лет таджики живут самостоятельно. Так кто виновать в таджикских бедах ? Опять русские , или соседи или жадные чиновники ? А что будет через 20 лет? Все забудут тяжкое наследие СССР, в кишлоке будет один грамотный мулло на фарси и бедняки будут продовать дочерей за стадо баранов ?
авганов алексей19 февраля, 2013 00:37
... читаю и удивляюсь категоричности автора, несомненно... профессора знают, что писать, но анализируя, якобы, недалекий неграмотный таджикский народ... как муравьев под микроскопом... автор забывает, что слова к делу... не пришьешь... местничество в администрации Путина, клановость, ужели таджикский профессор совсем ослеп... что ВЫ поете... я лично знаю, что в 100 километрах от Москвы половина деревенских парней писать не могут... лично пытался получить от троих пацанов заявление о приеме на работу (кстати, один из них - студент железнодорожного колледжа) ... не смог, писать не могут, сам писал от их имени... В России, где все есть - писать не могут... Рассуждать легче всего... Мигранты наши... достойные в большинстве своем, люди и анекдоты о них пишут те, кто не может простить нам - таджикам... нашу красоту, нашу гордость национальную. Откуда так взорвался имидж таджиков. Просто воевавшие в Афганистане только после 90х годов узнали, что воевали не с афганцами в Афганистане, а с этническими таджиками. А сколько бывших афганцев сейчас в России?! Их боль тоже влияет на наш таджикский имидж,... писать о нишах, так как пишет автор, нехорошо... наши ниши не только рытье траншей, кто желает убедиться в этом, может прочесть мои статьи типа, Мадади Сино древнего Липецка и пр. Отношение к таджикам титульной нации России (простых людей) не так однозначно, как автор освещает... имею право это утверждать... уже 11 лет я среди трудовых мигрантов и их судьба - моя судьба. Писал неоднократно и еще напишу - не надо отпевать мой народ, несмотря на все тяготы... таджики не утеряли - уважения, гордости, патриотизма и любви к родной Земле. Много плохого, очень много, но главное что я знаю - обычаи и устои веры в моем народе не умирают! ИншаАллах. Смена президента и "песни" о том, что все тогда станет отлично - маразм. Только работая на своих местах... даже в России, куда нас загнала судьба, честный труд и праведная жизнь все равно работают на имидж - таджиков и никакая грязь типа кино о Джамшудах не сможет разубедить меня, надеюсь есть еще такие как я, в том... что мой народ - лучший в мире! Всевышний! Спаси Таджикистан! Таджики! Братья! Я ВАС люблю и верю в ВАС! Аминь! а. авганов, сын свсоего отца
kuzai12 авганов алексей19 февраля, 2013 11:05
Уважаемый(не для меня) Алексей абгавнов! Прочитал,что вы так много и долго сочиняли.В каждой стоке нет даже процента правды. Только самовосхваление,и фальшивая любовь к таджикскому народу. Для кого и для чего вы это сочинили? Что вы думаете,что народ таджикский до такой степени тупой,чтобы читать ваш коммент как молитву? Просишь всевышнего спасти Таджикистан,а сам 11 лет ожидаешь этого чуда,чтобы вернутся на готовое и выискивая изъяны в политике России,которая тебя на данный момент кормит. Получается,где жрёшь,там и с....Спасать Таджикистан,если его и надо спасать,предписано самому таджикскому народу. Какая крылатая фраза-"Таджики! Братья! Я ВАС люблю и верю в ВАС!" Это прямая цитата из книги президента Таджикистана. Книжечки почитываем втихоря? Соверши подвиг,вернись и повлияй своим трудом на ход событий в РТ.Нет АбГАВНОв,ты этого не сделаешь. Такие как ты всегда ждут за углом,ожидая,что кто-то это сделает за них. Уймись АбГАВНОв!
rahim18 февраля, 2013 22:20
Мне кажется страна хоть медленно но все таки выкарабкая движется на пути созидание и искоронение местничество а интерактивние действие можно добится толко совместной усилии ив консолидации нации
Простая таджичка18 февраля, 2013 21:20
Дорогой друг,я полностью подписываюсь под вашим комментарием. Всё,что происходит сейчас в стране,это благодаря молчаливого согласия народа.Мы сами своим поведением,равнодушием,молчанием и главное трусостью,давали и даем повод чтобы они(власть) нас,в переносном смысле,тр.....! И чем дольше мы молчим,тем чаше это происходит. Мы превращены из людей в средство для наживы. И считать численность населения республики скоро будут в штуках,потому что жизнь в стране не стоит и одного дирама.Такое ощущение,что нам это нравится,раз по местному ТВ танцую и поют на фоне портрета известной нам персоны. Нас за 20 лет приучили при разговоре не смотреть в глаза чиновнику,как будь-то перед тобой горилла,а ты всего лишь букашка. Стыдно мне,но я всё же скажу-МЫ ТРУСЫ! Усмотрев в статье Х.Умарова прямой вызов власти,мы с таким огромным восторгом восхищаемся его смелости,которую он конечно заслуживает,а сами как из мультика,как шакалы с поджатым хвостом сидим вокруг Шер-хана. Когда же мы станем "волками",а значит ЛЮДЬМИ??? Такими людьми,чтобы не мы власть,а они нас боялись,ибо мы их туда избирали и так же демократично можем отозвать.Кто-то скажет,вот размечталась! Да размечталась. Я не знаю когда такое будет. Но точно знаю,в моей жизни такого не будет. Очень хочу,чтобы мои размышления и мечты воплотились для наших пока маленьких детишек и будущих внуков. Очень хочу!
Komron 18 февраля, 2013 16:50
В основе статья хорошая, однако автором не было учтенно важный момент в истории нового Таджикистана "Командный система управления"... ядро зла, как пылесось высасивающий патриотов родины и хороших специалистов в замен на паразитов в лице земляков....
Юнус18 февраля, 2013 15:43
Уважаемые!, чиновники не смогут прочесть эту статью в силу ряда причин: 1)Думаю что более подовины из них не умеют читать. 2) 90% из них не знают русский язык.....
клевый18 февраля, 2013 11:08
баллотируйтесь ))) мой голос ваш)
точик18 февраля, 2013 10:56
г-ин УМАРОВ вы теперь враг номер-1 у правительство Таджикистана от вас теперь отрекаются везде но обещайте что и в пред будете писать в том же духе,за последние 20-лет впервые появилась гордость что я ТАДЖИК с большой буквы спасибо вам и долгих лет жизни.
Бек17 февраля, 2013 10:15
Любой правитель, будь то шах, царь или президент, теряет связь с народом, т.е. с действительностью, если он правит более 7-8 лет. Потом он, под влиянием своего окружения, начинает жить в придуманном мире, считая себя единственным, способным управлять государством.
Алик16 февраля, 2013 19:45
Брво устод очень хорошая статья чиновники советую прочитать эту статью.... ЕЩЕ РАЗ БРАВО
Аюб16 февраля, 2013 17:47
Предпоследний абзац (с перечислением мероприятий) - это просто фантастика. В прямом смысле. Жюль Верн какой-то, а не Умаров. Вы сами верите, что такое возможно? Даже не в Таджикистане, а вообще? Это называется утопизм. А уж в Таджикистане местничество и непотизм просто неискоренимы! Почитал и подумал, что есть один РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ путь: прилетят инопланетяне и сделают всё как Вы написали. Все остальные пути - полет фантазии...
Бек16 февраля, 2013 16:43
Недавно смотрел в интернете, как один министр рассуждает о "об научном использовании перероды". Думал все, Республике конец. Но теперь вижу, что и здравые люди есть в стране! Ура за Будущее!!!
Хуршед16 февраля, 2013 16:39
Очень хорошая статья! Четко и грамотно изложено, а главное правдиво! Без критиканства! Радует то, что в стране еще остались такие грамотные и честные ученые! Значит не все еще потеряно!
читатель16 февраля, 2013 15:31
Р.Зоиров несомненно грамотный человек, учитывая нашу ментальность ему не хватает того самого пресловутого "национального компонента" что делает его не приемлемым на национальном уровне. Р.Зоиров был бы отличным дополнением, я бы сказал незаменимым в команде правительства во главе с МУХХИДИНОМ КАБИРИ, который отвечает почти всем критериям необходимым кандидату в Президенты РТ.
Coder16 февраля, 2013 12:44
Сафар, статья дерьмовая и поверхностная, рассчитанная на интеллект китайского калькулятора? Вы наверное один в стране против изменений, вернее состоите в числе 1% чинуш и воров с мозгами от калькулятора. Вы чиновник или кгбшник? Это Вы и такие как Вы сделали из народа людей с мозгами китайского калькулятора! Понимаю, что это Ваша работа, но продолжать тупо лгать в лицо всем людям - утопия. Вы думаете, это может продолжаться вечно? Если Вы разумный человек, то просто посчитайте по комментам, сколько людей поддерживает автора, а сколько нет. И если Вы говорите, что комментарии против удаляли, то это скорее всего был спам от Ваших коллег по отделу или прочих сообщников по уничтожению таджикского народа. За все придется отвечать, Сафар. По-любому, однозначно и на все 100%!
Сафар16 февраля, 2013 09:15
Поверхностная, рассчитанная на интеллект китайского калькулятора, статья. Почему критические отклики (например от Saidumara)удалили? Или слабо вам правду показать, или статья заказали хозяева из праги-мраги? Если я ошибся, верните все отклики...
Spitamen15 февраля, 2013 19:39
Кстати профессор Умаров если не ошибаюсь член ОСДПТ. Единственная партия с трезвомыслящими людьми. Так что народ, дружно голосуем за них в лице Р.Зойирова.
читатель15 февраля, 2013 19:28
Профессор ничего нового не сказал он лишь изложил и констатировал Ужасающие Факты Деградации Таджикистана о которых мы с вами каждый день говорим. НАРОД!!! МОЖЕТ ПОРА ПЕРЕЙТИ ОТ СЛОВ К ДЕЙСТВИЯМ! считаю достойным и грамотным кандидатом МУХИДДИНА КАБИРИ!!!
Простолюдин15 февраля, 2013 17:59
Автору респект! Идея «справедливый шах» не только себя изжил, но оно опасно для общества. Мне, лично, эта, как справедливо отметил уважаемый усто, устаревшая идея давно не нравится, что в позднем СССР, что в нынешнем Таджикистане, России или США. Президентская власть, когда находится в руках одного человека или клана, опасна сама по себе. Ведь хочешь ты этого или нет, не бывает идеального общества или страны, ведь всегда были и будут проблемы. Критика – это двигатель прогресса. А как реагирует президентская власть на критику. Правильно репрессирует, тех, кто его критикует. А если критика уже идет с простолюдина или целого общества, то идет процесс отторжения власти от общества. Уважаемый усто рассказал нам о проблемах в нашем обществе и даже сформулировал мероприятия по искоренению проблем, но не сказал самого главного. Если идея справедливого царя изжила себя, так почему не предлагается иная идея. Изобретать велосипед я думаю не стоит. Какие страны более успешные в экономическом плане? Ну скажем в Европе. Приведем пример Германии или Англии. Концентрация власти в руках одного человека? Где у них супер президент, один, который делает все? Канцлер или премьер министр нанимается как обычный работник. От него требуют отчетов, как у нас с вами. Сделал ошибки, исправляй, не справился – освободи место. При чем критика льется как из ведра. СМИ, партии, общественные организации, пикеты, митинги. Там общество требует, а у нас наоборот. Требуют от нас. Думаю, уважаемому усто, нужно научно обосновать ту модель правления, которая не только подходит для нас, но могла бы быть близка к идеалу. Местничество можно искоренить не запретами и отдельными способами наказания, а другими упреждающими способами. Примеров много. Например, ввести парламентскую форму правления (как один из способов, можно предлагать другие формы), собрать профессионалов со всех регионов, дискутировать и предлагать выходы из тупика. Нам не нужны лидеры, нам нужны профессионалы. Править будем вместе. Работать профессионалы. Экономику – экономистам, политику – политикам, законы –юристам. С каждого спрос. Во внешней политике например выходить на иные уровни сотрудничества. Национализировать стратегически важные отрасли экономики. И так далее и тому подобное везде, во всех сферах. Тогда, когда мы сможем показать для самих себя, что мы можем жить также, как допустим живут в Финляндии, как уже приводился в пример, то к нам потянутся и нас будут уважать не как сильных на фоне слабых, а как равноправных членов международного сообщества. Нас будут уважать не потому что мы арийцы или древние таджики, а уважать за то, что мы способны улучшать свою жизнь, показать, что мы можем на равноправных условиях диктовать международному сообществу свою точку зрения по любому вопросу. Вот тогда мы будем таджиками, а не равшанами и джамшудами.
ф15 февраля, 2013 17:44
Согласен со всеми доводами автора и комментаторов.Следовательно вопрос: ситуация такова каковой она есть и почти все видим куда катимся.А почему этих выводов не делают те кто ответственны?Как делать чтоб они делали именно как нужно?Что нам мешает?В чем кроется основная причина ситуации ведь все оказывается все понимают и те кто руководят тоже из этого же народа вышли или же с неба свалились?В общем мы все говорим что они довели а не так что терпение наше довело их не так?Наша пассивность способствовало всему этому не так ли?Есть же рычаги цивилизованные почему не используем? Трусость или недавняя прошлая угроза лишь бы хлеб а не разруха?Так что сколько не пишем не орем долго еще будет продолжатся все это.Простой пример все сами замешены во всем.В аэропортах как ведем себя? в школах как учимся? платим взятки нас заставляют а мы терпим и делаем громко конретных фактов сказать не можем боимся друг друга или что то другое???
Хикматулло Сайфуллозода15 февраля, 2013 17:01
Бо изхори ташаккур аз профайсур Умаров чихати матрахи бахси мантики ва дарки нозукихои масъала. Муттаасифона ба бахс кашидаи идеяи милли аз чониби Мамадазимов, хамчун сиёсатшинос усулан дуруст аст, вале на гуфтору мантики он. Эхтимол "президенти мардуми" гуфтанро ба маънои дигар матрах карда бошад, вале агар инро ибора ё мафхумро у асл бидонад, вой бар холи миллат. Чун милли ё мардуми шудани шахс, бахусус дар Точикистон мо аз тамоми имкониятхо берун аст...
tojik15 февраля, 2013 15:49
КАНД ЗАНЕД МУАЛЛИМ, КАНД ЗАНЕД!!! КОШКИ ШУМО ПРЕЗИДЕНТ МЕШУДЕД!!!
Bobomurot15 февраля, 2013 15:25
Уважаймий Умаров, Вам надо читать и истории Ислама, есть такой человек- амирул муъминин- Умар ибн Хаттоб!!! Такого история еще не видела, наверно и не видет, читайте побольше
Кахор15 февраля, 2013 15:12
СПАСИБО !!! Чуете разницу между Умаровым и всех вместе взятых министров, раисов, и.т.д. Молю бога чтоб такие люди пришли во власть, хоть вздохнем от безграмотных. Всех таджиков опозорили на весь МИР.
Дододжон15 февраля, 2013 14:09
Большое человеческое спасибо устод...За искренность,четкость и своевременно обсуждение проблемы.. Пусть наш Джаноби Оли немножко полистает и сделает свои выводи..И самое главное уважаемые власти дайте немножко свободу сми чтобы на наших телеканалах обсуждали таких статьи ...вместо 10-ти разовый повтор программ..И пришло время конкретно смотрит на проблемы не через время которое искуствено красим все до приезда властей потом все забыли...
только правда15 февраля, 2013 14:04
"Что касается численности научных сотрудников в расчете на миллион человек, то Таджикистан по этому показателю по сравнению с тем же Узбекистаном отстает в 2,7 раза, по сравнению с РФ – в 5 раз, с Финляндией – в 12 раз. Нужно отметить, что Финляндия вышла на одно из первых мест в мире по основным показателям уровня жизни, благодаря приоритетному госфинансированию науки и доказала, что и без богатых углеводородных ресурсов можно выйти на самые передовые рубежи материального благосостояния народа." - еще есть такие страны как Япония, Южная Корея и т.д. До них нам далеко, так как в нашем государстве высокий уровень ума, знаний и квалификации в определенной отрасли не приветствуется. У НАС ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ПОДХАЛИМАЖ, ЛИЗОБЛЮДСТВО, ХИТРОСТЬ, ЛОЖЬ И ВСЕ ДРУГИЕ ПОРОКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!!
aziza15 февраля, 2013 13:59
ОТЛИЧНО И НАКОНЕЦ-ТО!!! Уважение г-ну Умарову - как честному патриоту! Только выводы немного наивные - ну как власть может сама следовать закону против самой себя? Вы реально в это верите - что власть способна побороть местничество, коррупцию и безграмотность, которые сама же и расплодила? Это же получается борьба против себя самих... Нет, власть на это не пойдет.
Sonia15 февраля, 2013 13:44
Спасибо огромное господин ПРОФЕССОР!! Прекрасная статья.Вот побольше бы таких Ученых!Прочитав статью, испытываю огромное удовольствие и гордость, что есть еще такие Люди на наше многострадальной Родине.. Предлагаю многие пункты (почти все)включить в Государственную Программу Развития Республики Таджикистан, и исполнять их беспрекословно, каждому Гражданину Республики. Прекланяюсь перед Вами, господин Умаров Х. (нет, я не подхалим и не лизоблюд). Очень уважаю таких УЧЕНЫХ и ИНСОНов как Вы!!
Фаридун15 февраля, 2013 12:53
Спасибо за мужество, спасибо за гражданскую позицию, спасибо за науку, акаи Хочимухаммад! Спасибо Азия-плюс!
руд15 февраля, 2013 12:11
Статья очень хорошая и своевременная пока что... Уважаемый Х.Умаров Вы не одиноки в своем понимании и беспокойстве за наш народ, ваших сторонников должно быть много,много и тех кто думает также как и Вы (простых граждан имею ввиду). так четко и профессионально выразить свои мысли чтоб было понятно простому народу не каждый может... Поймут ли на верху все это??? коли за 20 лет не поняли??? вот в чем вопрос...
Coder15 февраля, 2013 12:06
Статья очень интересная и отражает нашу реальность до «мозга костей». Уважаемый Ходжимухаммад Умаров, Вы как будто собрали мои мысли за много лет и оформили их очень грамотно и профессионально. Поддерживаю КАЖДОЕ слово!!! Хочу собрать свои мысли в кучу и поделиться с Вами, если конечно администрация сайта не будет против. Приведу в пример одно из «мудрых» изречений одного из таджикских чиновников: «Моё личное мнение о миграции, что это естественный процесс, и я его даже поддерживаю. А мигрантов не надо лицемерно жалеть. Большинство из них приобретают при этом хорошие жизненные навыки, учатся зарабатывать и содержать свои семьи. Со временем они принесут пользу не только той стране, в которой работают, но и своему государству». Хотелось бы ему лично задать несколько вопросов: - Поддержит ли он процесс "получения хороших жизненных навыков" для своих детей? - Нужно ли его детям вообще "учиться зарабатывать и содержать свои семьи"? - Не будет ли он их при этом "лицемерно жалеть"? - «Получение хороших жизненных навыков» - это само по себе что такое? Имеется в виду нахождение в рабских нечеловеческих условиях на стройке, в чужой стране, далеко от детей и жены, под прицелом скинхедов и ФМС? По-моему, политик, который является истинным патриотом своей страны и народа, должен для начала в мыслях представить своих детей на месте простого люда, а потом говорить свое мнение по этому поводу. Я уверен, что при такой постановке вопроса многих недалеких высказываний удастся избежать... Порой мне кажется, что люди, обладающие властью, даже не задумываются над смыслом того, что говорят, либо недостаточно внимательно проверяют то, что для них подготовили для обнародования их секретари. Это только в очередной раз подтверждает элементарную безграмотность власть имущих, или, правильнее сказать ВСЛАСТЬ имущих. Как-то раз нарвался в интернете на скан одного из российских экзаменационных листов по математике. Там была такая задачка (привожу дословно): «С хозяйством фермера справляется 10 работников. Каждый работник в день съедает булку белого хлеба и другие продукты. Фермер принял на работу работника из ближнего зарубежья (таджика по национальности), ест он за четверых работников, но и работает за семерых. Фермер, видя такую работу таджика, уволил лишних работников. Сколько булок хлеба экономит теперь фермер ежедневно?». Нас выставляют «Равшанами и Джамшутами» уже даже в школьных материалах. Думаю, что любое упоминание ТАДЖИКОВ как НАЦИИ в подобного рода современных публикациях – очередное унижение, ведь этим подчеркивается, что мы – просто дешевая рабсила и не более того. По крайней мере, не вдаваясь в математику, первое впечатление именно такое. Среди индивидуумов других национальностей есть не мене трудолюбивые люди. Однако, автор, говоря ТАДЖИКИ, подчеркивает, что мы за копейки готовы сделать ВСЕ. Это унизительно. Конечно, труд всегда в почете. Но таджики – это не, например, японцы, у которых трудолюбие – признанная мировым сообществом национальная особенность. Плюс есть еще факт, что японцы всегда вознаграждены за свой труд. Одно время после второй мировой войны, они работали просто за еду, на благо своей страны, когда их страна была в полной разрухе, и их лично попросил об этом император. Но они работали для СВОЕЙ СТРАНЫ, а не для иностранного фермера. Заметьте, в книге не написано, что фермер нанял японца или китайца, который работает за семерых, написано - ТАДЖИК. Теперь объективно, на жизненном примере: у таджика 5 детей, жена и старенькие родители в Таджикистане. Таджик работал за семерых и получил свои 4 «булочки», НО при этом его здоровье сократилось на 10 пунктов вместо одного. С ним рядом работал другой человек, он поработал за одного и получил 1 «булочку», его здоровью при этом ничего не угрожает. У него один ребенок и жена дома. Он каждый день ночует дома, учит сына жизни, а не спит в вонючем, холодном, грязном и сыром вагончике вдали от своих родных. У него российский паспорт и медицинская страховка. Его не трясет ФМС и полиция за регистрацию и прочие документы. Его лечат врачи, если он вдруг заболеет. У него есть оплачиваемый отпуск. На свою «булочку», он дал сыну хорошее образование, лечение, свозил с собой в отпуск на Лазурный Берег и купил ему хорошую еду и одежду. Потом, когда сын подрос, он купил ему машину, взял ипотеку и т.п. Спрашивается, зачем фермеру такой сотрудник, ведь это ФЕРМЕР должен платить обычному человеку как положено за КАЖДЫЙ отработанный час! А таджик, разделив свои «булочки» на 9 частей, сказал: "Инаш ба хам Худо ба Шугр!". Фермер в наваре на несколько «булочек», а дети таджика голые, нищие и необразованные. И говорят они каждый день, как их папа "Инаш ба хам Худо ба Шугр!". Мечтают стать такими как папа, чтобы работать на иностранного дядю за семерых, получив при этом 4 «булочки». И когда электричество им дают на 2 часа в сутки, они говорят: "Инаш ба хам Худо ба Шугр!". Вам не кажется, что такие вещи пророчат нашему народу вечное рабство? Мы не люди? Мы не имеем права на электричество в течение 24 часов, мы не имеем право достойное на образование и медицину, и, в конце концов, на СЕМЬ «булочек», если работаем за семерых? Почему? На своем примере скажу, что если я, будучи таджиком, работаю больше, чем положено по трудовому кодексу, то я требую с работодателя деньги за переработку, и он мне платит, потому что ДОЛЖЕН, потому что мы оба знаем, что ЛЮБОЙ труд ДОЛЖЕН быть оплачен. А что, я - ДРУГОЙ? Я родился и вырос в Душанбе при СССР - так в чем я другой? Может, мне повезло, и я успел получить достойное образование? Считаю, что каждый из нас должен поступать так же, а не работать бесплатно на чей-то чужой карман и говорить: "Мехнат шараф аст. Инаш ба хам Худо ба Шугр!". Поэтому, нам стоит разделить понятия "Мехнат - шараф" ВО ИМЯ СОЕЙ СТРАНЫ И НАРОДА и "Мехнат шараф" во имя иностранного фермера. А что касается "Мехнат шараф" во имя своей страны, то, к сожалению, в Таджикистане сейчас не те условия, что бы можно было своим трудом что-то сделать именно для СТРАНЫ. Также очень обидно и за тот факт, что мы стали БРЕНДОМ всего негативного, связанного с приезжими из других стран СНГ. Среди гастарбайтеров в России есть граждане как минимум 5 стран, причем мы занимаем по численности среди них далеко не первое место, однако в русском языке слово ТАДЖИК стало синонимом слова гастарбайтер, почему именно мы стали такого рода БРЕНДОМ? Как Вы думаете, в СНГ, кроме Таджикистана больше нет стран, через которые бы шел поток наркотиков? Почему, когда говорят о трафике наркотиков, снова мы - главный БРЕНД? А разве среди приезжих гастарбайтеров нет преступников или последователей различных запрещенных религиозных течений из других стран, кроме Таджикистана? Тогда почему, мы опять главный БРЕНД, ведь сразу слышишь от людей: "Опять эти таджики!". Соотечественники! Давайте сравним сегодняшний Таджикистан, не с Европой или Америкой или Россией, а с тем же Таджикистаном, но, например в 1988 г., когда он был под "игом" СССР? Прямо по пунктам, по всем плюсам и минусам социального, политического и экономического состояния республики, по уровню образования, в конце концов. Помните то время, когда мы жили в отапливаемых квартирах с газом и светом, на полях были трактора, в школах и больницах работали высококвалифицированные кадры, а квартиру можно было получить от государства? И, пожалуй, самое главное: тогда таджиков не называли чурками, Джашудами, Равшанами, мастерками, валиками, гастарбайтерами и т.п. А наши отцы растили нас вместе со нашими матерями у себя на родине. Наверное, забыли уже? Думаю, Вы все будете удивлены, как много "плюсов" нам дали 20 лет независимости. Согласен с автором, что нас сделали такими необразованными «Равшанами и Джумшутами» намеренно, и, можно сказать, очень сильно в этом преуспели. Подведя итог, скажу, что нам нужно добиться, чтобы мы перестали быть БРЕНДОМ негатива, и тогда в учебниках не будут появляться задачки с национальным уклоном, а мы перестанем быть неграмотными «валиками» и «мастерками». По поводу того, что надо сделать конкретно - мое субъективное мнение: для начала не стоит видеть позитив в нынешнем отношении к нам всем. Оговорюсь, что не видеть позитив - это далеко не значит, что надо проявлять открытую форму негатива – отнюдь. Скорее, надо с этим бороться более продуманными способами. Например, хорошо бы нам всем начинать вести себя так, чтобы наш труд уважали, ценили и оплачивали равнозначно, как и труд представителей других национальностей. Как именно нам надо бороться со всеми нашими нынешними несчастьями, автор подробно изложил в этой статье – ему еще раз БРАВО! И если у нас на Родине появится хоть малейшая надежда на человеческие условия труда и жизни, то многие из нас вернутся домой, но видимо, остается только уповать на Аллаха, что это когда-нибудь произойдет.
Алишер из Худжанда15 февраля, 2013 11:20
Статья смелая,я бы даже сказал очень,правдивая,научно обоснованная. И что примечательно,ЕДИНСТВЕННАЯ за последние годы. Статья опубликована,когда страна одной ногой уже в пропасти,второй в грязи. Что-то я не припомню,чтобы кто-то за последние 20 лет так смело бросил вызов нашей беспонтовой,малограмотной,корыстной,коррумпированной власти.А вызов является в следующем,грамотно-научное обнародование недееспособности руководителей страны всех рангов,включая самый высший ранг.Конечно спасибо вам,уважаемый Ходжимухаммад УМАРОВ,за чёткую расстановку государственных проблем республики. Единственное что меня сейчас беспокоит,да наверное не только меня,что после выхода статьи на обозрение народа,у вас могут,да и будут точно,проблемы на всех уровнях. Мы знаем в какой стране и с какой властью мы живём,которая без внимания такие вещи не оставляют. Береги вас Аллах!!!
Офарин!!!15 февраля, 2013 10:35
Устоди бузург УМАРОВ!!! Як чахон ташакур барои маколаи пурмугтаго ва пурмазмуну рост!!!!!!!!! Кош ки дар хар як университет хади акал як УСТОД мисли Шумо мебуд!!!! Вале афсус нест!!!!
Абдулло15 февраля, 2013 10:20
наверное уважаемый автор не читал или не знает историю о таких лидерах как Мухаммад (сав), шах - Умар Хаттаб (р), Али (р), Усман (р), Абубакр (р), Умар ибн Абдулазиз (р).
Кэрим15 февраля, 2013 09:27
Читаю Бартольда: Бартольд В.В. Сочинения. Т.1. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. – М., 1963. "По своему аристократическому происхождению и по своему положению официальных представителей арабской власти… Саманиды не могли сделаться выразителями национальных и демократических стремлений… До конца своей жизни Исмоил (Сомони) оставался верным подданным халифа… По рассказу Хилаль ас-Саби (Та¢рих), Саманиды решили оказать врагам отчаянное сопротивление; по приказанию правительства хатибы бухарских мечетей убеждали народ взяться за оружие для защиты своей династии. В то время бухарцы еще носили оружие; если бы Саманидам удалось бы организовать народное движение в свою пользу, то это бы причинило Караханидам серьезные затруднения, хотя едва ли могло бы предотвратить падение династии. Проповеди хатибов, однако, не имели никакого действия. Саманиды, не исключая самого Исмоила, никогда не старались приобрести доверие народных масс и сделать их опорой своего престола… Население, не убежденное проповедью хатибов, обратилось «к тем, которые у них считались факихами»… население последовало совету своих учителей, и решило, что «когда борьба идет из-за благ сего мира», то мусульманам нет надобности «подставлять себя для убиения». …население встретило завоевателей совершенно пассивно; предводители бухарских военных сил… добровольно явились в лагерь завоевателей… Так, при всеобщем равнодушии, совершилось падение знаменитой династии (Саманидов). А мы им памятник установили...
Solik15 февраля, 2013 09:25
профессор вспомните Умара сына Аль Хатаба!
vatandor 215 февраля, 2013 08:51
ЯК ЧАХОН ТАШАККУР!!!!!!!!!!!!!!
ShariF15 февраля, 2013 08:05
"Недостаточно грамотным госчиновникам (особенно в высоких эшелонах власти) очень трудно иметь дело с миллионами грамотных и осведомленных во всех отношениях людей, поскольку между уровнем развития личности и его гражданской позицией, его политическим сознанием имеется непосредственная связь." - 100500 !!!!!!!!!!!!!!! MAGHZI GAPA GUFTED !!!!!
Фаррух15 февраля, 2013 02:03
Совершенно согласен с профессором Х.Умаровым(автором). Ибо статья это первая попытка вслух, публично, плюралистический высказать свою току зрения (к тому же самую правильную, нужную, своевременную, взрывную), призыв к публичной дискуссии. Поддерживаю все слова написанные автором и призываю также других написать о другой стороне нации...
sanjar15 февраля, 2013 00:03
BRAVO GOSPODIN UMAROV!!!! BRAVO!!!!
Баха14 февраля, 2013 22:03
ВОТ ЭТО ПРАВДА. Чиновникам не надо отдыхать а надо Маориф поднимать. КРАСАВА СТАТЯ......... Об этом должен каждый знать. Любой наш гражданин только об одном думает -по быстрей школу закончит и в россию потом машина жена или дом_ всё,,,,, вот это есть Таджики
ссср14 февраля, 2013 21:17
спасибо Вам за вашу компетентность
Сухроб14 февраля, 2013 20:09
Просто мега статья, спасибо!! Главное что понимали и все дошло до нужных мозгов но им трудно понять!!
Tajikmen14 февраля, 2013 19:34
Браво Ходжимухаммад УМАРОВ, БРАВО. Подписываюсь под каждым словом. Четко, правдиво и главное без губительного лицемерия которое и привело наш народ к Джумшумутизации. По больше бы таких Умаровых. Еще раз БРАВО!
alik14 февраля, 2013 19:26
очень хорошая статья.... с вами не сто а миллион раз согласен!таких побольше!!!