Пят лет назад состоялся первый визит президента Таджикистана в Узбекистан после 20-летнего перерыва. По итогам переговоров на высшем уровне Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев подписали договор о стратегическом партнёрстве, и началось потепление в отношении двух стран. Мы анализировали, что изменилось за это время и где произошли коренные перемены.

В Договоре о стратегическом партнерстве определены цели установления отношений долгосрочного и устойчивого партнерства, стратегические направления двустороннего сотрудничества.  

Кроме договора в рамках этого визита между Таджикистаном и Узбекистаном были подписаны ещё 26 документов о сотрудничестве  в сферах промышленности, стандартизации и сертификации, границы, образовании, геологии, сельского хозяйства, культуры, сообщается на официальном сайте президента РТ. 

 

Немного истории

Летом 2000 года во время официального визита экс-президента Узбекистана Ислама Каримова в Душанбе был подписан Договор о вечной дружбе между двумя странами. Данный документ считается внешнеполитическим ведомством Таджикистана «основополагающим» в договорно-правовой базе двух стран, насчитывающей свыше 200 соглашений и договоров.

Однако дружескими таджикско-узбекские отношения во время правления покойного Каримова, особенно со второй половины нулевых годов, сложно называть. Минировалась приграничные территории с узбекской стороны, создавались искусственные барьеры на пути транзитной перевозки таджикских грузов, изолировалась таджикская энергосистема, приостановились поставки природного газа, демонтировались железнодорожные участки, ведущие на юг Таджикистана.

Экс-глава Узбекистана являлся ярым противником строительства Рогунской ГЭС – «проектом века», с которым власти Таджикистана связывают будущее процветание страны. Каримов обосновывал свою позицию недопустимостью создания резервуара с 335-метровой плотиной в сейсмоопасной зоне.

По мнению же некоторых политологов, Каримов опасался, что с созданием водохранилища Таджикистан получит действенный рычаг давления, который сможет эффективно использовать в ответ на возможные недружественные шаги со стороны Ташкента.

А Мирзиёев в самом начале своего правления положил конец конфронтации, поручив устранить все существовавшие преграды на пути развития добрососедских связей.

Предлагаем пять основных направлений, где произошли коренные изменения.

 

Граница

Некоторые участки границы с узбекской стороны до прихода Мирзиёева к власти, как уже отмечалось, были заминированы. Мирные жители, в основном таджикские пастухи, периодически подрывались на них.

Крайне сложно было получить визу для посещения Узбекистана. Даже уроженцам соседней республики с таджикским паспортом, которые проживают и работают на территории Таджикистана, неохотно разрешали посетить малую родину. Отдельные люди из этой категории находились в списке не въездных - им не разрешали посетить родительский дом даже во время похорон близких.

Открытие КПП на таджикско-узбекской границе, Наманганская область Узбекистана, архивное фото
Фото УзА

Эти барьеры были устранены Мирзиёевым в кратчайшие сроки, упростили режим двусторонних поездок граждан двух стран, полностью убрали мины на приграничных территориях.

Кроме того, завершились работы по делимитации таджикско-узбекской границы, которые фактически были законсервированы при Каримове. Осталось демаркировать некоторые участки границы.

По статистическим данным, в 2022 году в среднем до 4,3 тысяч граждан двух стран ежедневно пересекали границу с целью торговли и туризма, а также для встречи с родственниками и друзьями.

Количество въехавших узбекских граждан в Таджикистан в 2022 году составило свыше 777 тыс. человек, а таджикских граждан в Узбекистан – 785 тыс.

 

Транспорт

Регулярное транспортное сообщение между двумя странами во время правления Каримова не существовало, посетить соседнюю республику можно было только транзитным транспортом. Можно было доехать и на такси – таджикском до и узбекском после границы, что выходило очень дорого.

По истечении всего лишь трех месяцев после прихода к власти Мирзиёева, возобновилось регулярное авиасообщение между Ташкентом и Душанбе (спустя 25 лет). 

Летом 2018 года запустили регулярное автобусное сообщение из Душанбе в Денау и Термез, из Пенджикента - в Самарканд и из Худжанда - в Ташкент и Фергану.

В 2019 году Узбекистан упростил правила транзитных перевозок через свою территорию для таджикских фур: срок, в течение которого грузовые автомашины должны выехать из страны, продлен до пяти дней вместо трех дней со дня въезда. Также железнодорожные компании двух стран договорились о предоставлении взаимных скидок. Впрочем, практика предоставления взаимных скидок между двумя странами во время грузовых перевозок стала носить регулярный характер. 

Фото: uznews.uz

В августе 2019 года Узбекистан начал использовать автодороги Таджикистана для грузоперевозок с Китаем по маршруту Термез-Душанбе-Хорог-Кульма.

Летом прошлого года начались регулярные железнодорожные пассажирские перевозки между столицами двух стран.  

Стороны намерены расширить в дальнейшем географию и частоту перевозок между городами двух стран всеми видами транспорта.

 

Торговля

Узбекистан в 90-х годах являлся главным торговым партнером Таджикистана. Двухсторонний таджикско-узбекский торговый оборот в 1995 году составлял $250 млн, что в два раза превышал товарооборота со всеми другими странами СНГ вместе взятыми. 

После охлаждения отношений между двумя странами, объем товарооборота с конца 90-х годов постепенно начал снижаться.

Резкое падение торгового оборота было зафиксировано в 2009 году, когда Узбекистан в одностороннем порядке разъединил свои линии электропередачи с Таджикистаном, и в 2012 году, когда приостановились поставки узбекского природного газа таджикским потребителям.

Фото с сайта news.tajinfo.org

В результате, согласно официальной статистике, в 2014 году объем товарооборота между странами достиг своего исторического минимума – $13 млн.

С тех пор объем таджикско-узбекского товарооборота вырос почти в 43 раза - до $555 млн в 2022 году.

В настоящее время Таджикистан поставляет в соседнюю республику первичный алюминий, электроэнергию, хлопок-волокно, руду, цемент, необработанную кожу, кокон, шелк-сырец, ткани, алкогольные напитки, ковры и другие товары.

Из Узбекистана импортируется природный газ, текстильная продукция, минеральные удобрения, пластмасса, обувь, керамические изделия, цветные металлы, электрическое и механическое оборудование. Часть китайского ширпотреба на таджикских рынках за последние годы заменила узбекская продукция.

Определенным толчком для роста товарооборота между странами стало открытие банками двух стран в 2018 году специальных кредитных линий на общую сумму $100 млн. Эти средства выделяются правительством Узбекистана для финансирования таджикских импортеров узбекской продукции.

 

Энергетика

Энергетические связи между двумя странами, которые были созданы во времена Советского союза, были прерваны при прежнем руководстве Узбекистана.

Поставки узбекского природного газа в Таджикистан возобновились в начале апреля 2018 года после первого визита Мирзиёева в Душанбе. Главным потребителем узбекского газа является Таджикская алюминиевая компания. Также топливо из соседней страны получают некоторые другие предприятия, в частности душанбинские теплоэлектроцентрали в осенне-зимний период.

Тогда же возобновились поставки таджикского электричества в летнем периоде, но приграничные узбекские районы, которые получают таджикскую энергию, в целях безопасности изолированы от энергосистемы этой страны, а значит и от Объединённой энергосистемы Центральной Азии.

В настоящее время при поддержке международных финансовых институтов ведутся работы по воссоединению таджикской системы к ОЭС.

Министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Далер Джума в начале текущего месяца сообщил, что Таджикистан завершил процесс присоединения к узбекской энергосистеме в юго-западном направлении.

Подстанция Регар
Фото: Asia-Plus

Полномасштабное возвращение, по его словам, ожидается весной будущего года.

«Мы планируем подготовить линии в северном направлении до конца этого года, но непосредственный запуск этой линии будет в апреле следующего года», - заключил министр.

 

Инвестиции

Во время правления Ислама Каримова в Узбекистане о взаимном инвестировании с Таджикистаном даже речи не могло быть. С приходом к власти Мирзиёева инвесторы двух стран получили реальные возможности открыть свой бизнес в сопредельной стране.

Согласно официальной статистике РУ, на территории этой страны, где, по мнению независимых специалистов, создана более привлекательная деловая среда и инвестиционный климат, за короткий период было создано 219 предприятий с участием таджикского капитала. В частности, около 100 предприятий работают с чистым капиталом таджикских бизнесменов.

По данным Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом РТ, в Таджикистане зарегистрировано более 50 предприятие с узбекским капиталом.

Предприятия с узбекскими инвестициями на территории Таджикистана заняты в разнообразных сферах, совокупная доля которых составляет $15 млн.

К наиболее крупным предприятиям с узбекским капиталом относится «Талко-Крантас», которое занимается выпуском спецтехники, а  СП Artel Avesto Electronics - производитель бытовой техники, а также автопроизводитель «Равон Моторс Tаджикистан».

В целом, практически все эксперты с учетом географических, исторических, ментальных, религиозных, культурных и языковых (с некоторыми регионами) близостей и общностей предрекают еще более тесные связи по всем направлениям, если сохранится заложенная политика партнерства и добрососедства.

Этим летом оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК