Лидер Фронта национального сопротивления (ФНС) Афганистана Ахмад Масуд за последнее время дал несколько интервью, в которых делал очень смелые заявления. Ограничивается ли его смелость лишь медийным пространством, в чем его обвиняют оппоненты, или он достиг уровня, когда может привлечь внимание мировых игроков.

Последнее интервью молодой афганский лидер дал старшему научному сотруднику Центра Южной Азии «Atlantic Council» (американский аналитический центр), специальному советнику и представителю «Фонда Масуда» Камалю  Аламу.

В своем интервью Ахмад Масуд отмечает, что если год назад был готов к переговорам с талибами, то сейчас «они (талибы) не заинтересованы ни в диалоге, ни в исправлении своих отсталых путей».

По его словам, ФНС «пытался работать с региональными игроками», чтобы добиться какого-то мира с талибами, однако эти усилия также не увенчались успехом.

«К сожалению, лидеры «Талибана» не изменились. Они еще более радикальны, чем раньше», - отметил он. - Поэтому ФНС оказывает им вооруженное сопротивление. Нет другого выхода, кроме как сопротивляться до тех пор, пока талибы не поймут и не осознают, что они также должны подчиниться - как и все мы - законному процессу, который приведет к созданию законного правительства, подотчетного народу Афганистана, а также всему миру».

По его словам, он и его сторонники будут и дальше бороться, пока «талибы не поймут, что военный режим или группа боевиков в руководстве страны – это не вариант».

При этом Масуд призвал мировых лидеров не думать, что движение «Талибан» изменилось к лучшему после возвращения к власти.

«Они потерпели неудачу в борьбе с международным терроризмом, потому что придерживаются той же идеологии. Тот факт, что Завахири жил в центре Кабула, является «явным признаком того, что лидеры талибов полностью присоединились к таким террористическим образованиям и организациям», - отметил Масуд-младший.

Он добавил, что другие экстремистские группировки, такие как Исламское движение Узбекистана, также находят убежище в Афганистане, и, «если мировое сообщество закроет глаза на эту тенденцию, то совершит катастрофическую ошибку с далеко идущими последствиями».

По его словам, талибам  не удалось создать инклюзивное правительство, потому что они не верят в него.

«ФНС полна решимости бороться за демократическое и децентрализованное правительство в Афганистане,  но это одиночная борьба, потому что  ни одна страна не поддерживает ее. При этом несколько стран региона продолжают размещать послов в Кабуле», - заметил Масуд.

По его мнению,  эти «дипломатические инициативы основаны на опасениях, что некомпетентное управление «Талибана» создаст более серьезные проблемы в области безопасности».

«Взаимодействие стран с талибами основано исключительно на этом единственном факторе, а именно на страхе», - отметил он.

Говоря о поддержке Запада Украины и Тайваня в их борьбе против России и Китая, Масуд-младший отметил, что «афганцы увидят лицемерие Запада, если он   не поможет афганскому народу бороться с тиранами».

«Мы работаем с нашими людьми ради ценностей и средств к существованию, которых мы действительно заслуживаем», - пояснил он.

 

Тактика и 3 тысячи боевиков

Между тем, как передает Sputnik Афганистан, в своем интервью изданию NPR (ссылка на источник не представлена), Масуд младший заявил, что может «захватить Панджшер хоть сейчас», но не продержится «до следующего утра». 

В своем недавнем интервью ВВС Persian лидер ФНС сообщил, что под его началом воюют 3 тысячи человек, а также отметил, что его силы «организованы в рамках четкой системы, и их борьба с талибами будет продолжаться независимо от получения ими помощи от какой-либо страны». 

Как отмечает Sputnik Афганистан,  Баглан-Панджшер-Тахар являются основным очагом активности оппозиции. После захвата талибами Панджшерской долины и перехода к партизанской войне, несмотря на потерю более десятка командиров за год, талибы не смогли взять лобовым штурмом  хорошо известные им позиции ФНС в Андарабской долине.

Однако, как отмечает ресурс, масудовцы, в основном, действуют на “медийный эффект” и в медийном поле они имеют больше успеха, нежели на боевом.

Отмечается, "их действия направлены на создание впечатления успешных боевых действий и "военный маркетинг". При этом также отмечается их успех в захвате талибов в плен на опорном пункте До-Аб и в крушении Ми-17,  который ФНСА "умудрились" сбить из стрелкового оружия.

"Человечное отношение к пленным дополняет имидж ФНСА как "сил добра и прогресса". Талибы им в этом усердно помогают, систематически умерщвляя любого, кто попадает в плен.  Тайные симпатии местного населения, очевидно, на стороне ФНСА - без них бы не получилось пережить зиму в горах, накопив силы. Талибы чуть ли не ежедневно арестовывают тех, кого подозревают в укрывательстве противника, а они все не кончаются", - пишет издание.

Речь о 38 талибах, которые сторонники Масуда поймали в плен в этом месяце, но потом отпустили их, выплатив каждому по 3 тыс. афгани ($33) на дорогу, правда талибы потом этих своих соратников арестовали.

Солдаты ФНСА и талибы, которых они взяли в плен, а потом отпустили
Фото с канала Sputnik Афганистан

 

Масуда могут поддержать?

Несмотря на то, что в своем последнем интервью Масуд-младший говорит об отсутствии поддержки ФНС со стороны других стран, на самом деле давно не секрет, что тыловую поддержку им оказывает Таджикистан, предоставляя свою территорию.

В связи с этим Таджикистан даже не раз слышал угрозы в свой адрес от талибов и их сторонников за «якобы вмешательство во внутренние дела Афганистана».

По мнению большинства экспертов, без такой поддержки масудовцам вряд ли удалось бы так долго продержаться. Кроме того, их присутствие в Афганистане бьет по имиджу талибов, как «силы, которая контролирует весь Афганистан», с которой мировые игроки могут договариваться.

Присутствие сопротивления в стране ставит под сомнение их возможности и вполне может привести к тому, что по вопросу Афганистана мировые игроки обратятся к их оппонентам.  

Вполне очевидно, что Иран уже рассматривает их как силу. Как сообщает Sputnik Афганистан, на днях спецпредставитель президента Ирана по Афганистану Хасан Каземи Куми, «очень тепло и позитивно» отозвался о лидере Фронта сопротивления, заявив, что Масуд олицетворяет собой неотъемлемую часть афганского общества, и у него по-настоящему "болит сердце" за свою страну и народ.

«Более того, он конструктивен и действительно готов договариваться с талибами, а его движение – народное», - передает его слова издание.

Эти заявления были сказаны в опровержении того, что якобы в Иране считают, что Ахмад Масуда действует в интересах Вашингтона. 

По его словам, в Тегеране так не считают.

«Это по инициативе Ирана 10 месяцев назад в Тегеране состоялся первый раунд переговоров ФНСА и талибов, а к марионеткам США такого отношения бы не было», - отметил Хасан Каземи Куми.

При таком отношении, вполне вероятно, что у масудовцев  может появиться еще один тыл. 

Кроме того, существует версия, что после ноябрьских выборов в Конгресс США, если выиграют республиканцы, то Масуд заручится их поддержкой.

По крайней мере, об этом Afghanistan International утверждает Джон Болтон, бывший советник Дональда Трампа по нацбезопасности. По его словам, республиканцы, которые, “несомненно, победят на парламентских выборах в ноябре, обязательно окажут более весомую поддержку вооруженной антиталибской оппозиции”. 

По некоторым данным, лоббисты среди республиканцев в сенате уже имеются. 

Кроме того, есть слухи, что Масуд встречался в Душанбе с Владимиром Путиным в ходе его визита в Душанбе в конце июня, а также находился в Москве, где велись переговоры с ним и талибами. Официально эта новость не подтверждается, но ее вероятность велика, а это означает, что Масуда-младшего начинают рассматривать, как силу и вполне возможно в ближайшем будущем он получит  поддержку больших игроков, чего добивается уже год... 

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.