На прошлой неделе в Алматы (Казахстан) открылся Центральноазиатский Альянс по искоренению гендерного насилия в отношении женщин и девочек; узнали, чем он будет заниматься.

Центральноазиатский Альянс по искоренению гендерного насилия (ГН) создан в рамках

Региональной программы Инициативы «Луч света» для Центральной Азии и Афганистана усилиями Европейского Союза и Организации Объединенных Наций, направленной на искоренение всех форм насилия и вредных практик в отношении женщин и девочек.

Фото "ООН-женщины" Казахстан

В Центральной Азии программа работает с 2020 года над расширением регионального сотрудничества для продвижения правовых реформ, укрепления потенциала соответствующих институтов и женских движений, продвижения социальных норм, основанных на гендерном равенстве, а также повышения качества сбора данных и статистики в сфере насилия в отношении женщин и девочек.

 

Что такое Центральноазиатский Альянс?

Это региональный многосторонний механизм, основанным на политических и добровольных обязательствах, обеспечивающим безопасное пространство для обсуждений между гражданским обществом, государственными органами и другими заинтересованными сторонами.

Альянс является первым в своем роде в Центральной Азии он стремится катализировать действия гражданского общества, госучреждений, частного сектора и партнеров по развитию для совместной работы, обмена передовым опытом и расширения усилий по прекращению гендерного насилия.

Как платформа, Альянс является кульминацией различных совместных усилий, предпринятых в рамках программы, Инициатива «Луч света».

Альянс будет связан с другими региональными и/или национальными инициативами и коалициями, которые уже существуют. В рамках этой структуры могут быть созданы различные новые коалиции, связи и инициативы.

Участницы мероприятия повязывают символические ленты на "Дереве желаний"
Фото Asia-Plus

 

Каковы цели Альянса?

Усилить голоса заинтересованных сторон, выступающих за гендерное равенство и предотвращение насилия в Центральной Азии.

Способствовать инклюзивному политическому диалогу между различными заинтересованными сторонами, чтобы внести вклад в реализацию международных обязательств по ГН.

Фото Asia-Plus

 

Как будет работать Альянс?

Планируется, что председателем Альянса будет одна из стран Центральной Азии на ротационной основе в течение 2-3 лет. Небольшой Секретариат, координирующий коммуникацию и созданный Структурой «ООН-женщины», будет поддерживать Альянс по оперативным аспектам (организация встреч, трансграничная деятельность, привлечение внимания, сбор средств, реализация коммуникационной стратегии и т.д.).

Средства на эти цели обеспечены на 3 года, и будет разработана стратегия мобилизации ресурсов. Модель управления Альянса будет основана на ряде обязательств, принятых государственными учреждениями и организациями гражданского общества на основе трансформационных, инклюзивных и адаптивных подходов к лидерству.

Альянс открыт для всех. В него могут вступить: представители гражданского общества и первичные организации, активисты, молодежные движения, госучреждения, сети и коалиции, активисты, лидеры, частный сектор, академические круги, агентства ООН и другие партнеры по развитию.

Альянс будет открыт как для организаций, так и для частных лиц, занимающихся решением проблемы гендерного насилия. Не менее 30% членов будут представлять молодежь.

 

«Насилие против женщины не является традицией наших стран»

На открытии Альянса Посол Евросоюза в Казахстане Кестутис Янкаускас сказал:

- Альянс, наша работа базируется на традициях Центральной Азии. У каждой из стран они свои, но что есть объединяющие для стран – это гостеприимство, это уважение.

И наша работа должна основываться на том, что есть хорошего в наших странах, на этих традициях.

Мы все хотим создавать современное общество и двигаться вперед.

Но для этого нужно создавать условия, чтобы в это движение были вовлечены все – женщины, мужчины, мальчики, девочки, правительственные и неправительственные организации. Никто в одиночку не сможет создать современное общество.

Кестутис Янкаускас
Фото Asia-Plus

«Я с уверенностью могу сказать, что применять насилие против женщины не является ни традицией наших стран, ни традицией ваших стран. И это не должно иметь место в современных обществах, как и не должны иметь место пытки».

По словам посла, Европейский союз, страны Центральной Азии и партнеры ООН совместно работают над искоренением всех форм насилия в отношении женщин и девочек.

- Мы объединяем усилия в рамках инициативы «Луч света» и создаем Центральноазиатский альянс по искоренению сексуального и гендерного насилия, который поможет всем нам в продвижении к формированию более современного и справедливого общества.

Микаэла Фриберг-Стори посередине
Фото "ООН женщины" Казахстан

Отметила важность создания Альянса и Постоянный координатор ООН в Казахстане Микаэла Фриберг-Стори – «Альянс будет работать в связке с другими региональными и национальными инициативами и коалициями, которые уже существуют. Мы призываем всех партнеров в регионе присоединиться к этим усилиям по искоренению гендерного насилия», – сказала она.

Представитель структуры «ООН-женщины» в Казахстане Мария Доценко отметила, что МИД РК финансировал выполнение региональной программы инициативы «Луч света» и благодаря активной работе Казахстан продвинулся в разных глобальных международных рейтингах, где говорится о работе по борьбе с гендерным насилием и расширением прав и возможностей женщин и девочек.

 

«Если ты стала жертвой, тебя должны услышать»

На открытии Альянса присутствовали также представители таджикского гражданского общества.

Каноат Хамидова
Фото Asia-Plus

 

Каноат Хамидова исполнительный директор Лиги женщин-юристов РТ:

- Я уверена, что создание Альянса будет иметь положительный результат. Это возможность регионального сотрудничества - что-то мы заимствуем у них, что-то они у нас. Но самое главное, что Инициатива «Луч света» поспособствовала тому, что госструктуры, правительственные структуры в Таджикистане стали содействовать в выполнении норм, которые приняли.

Это произошло благодаря постановлению правительства Таджикистана о вовлечении правительственных структур в Инициативу.

- Какая сама большая беда в Таджикистане, какой вид насилия чаще всего встречается у нас?

15:00 29 апреля, 2023

- Семейное насилие. Женщины не знают своих прав и не знают механизмов, куда идти, к кому обращаться. Да и не разработаны у нас полностью эти механизмы.

Еще момент, многие представители гражданского общества работают среди женщин, а нужно среди мужчин.

Еще я за то, чтобы привлекать исламское духовенство. Но только грамотных. Ведь на самом деле ислам очень хорошо защищает женщин. Но та же сама молодежь об этом не знает.

Посмотрите, у нас в хадж едет 18-20-летняя молодежь, но, когда с ними сталкиваешься, спрашиваешь просто: «Ты Коран-то читал?», признаются – «Нет». Для них открытие, что в нем написано, что женщину нужно защищать…

Другая большая проблема у нас - это взаимоотношения свекрови и невесток. Тут у нас ужас. Келинка должна работать на всю семью.

Когда мы спрашиваем свекровей: «зачем ты так, а если с твоей дочерью также будут поступать?», они говорят: «мою дочь не трогайте, у нее жизнь другая». То есть для своих дочерей такой жизни они не желают.

 

Зебо Шарифова, директор общественной организации «Женщины-юристы за развитие»:

Зебо Шарифова
Фото Asia-Plus

- Я надеюсь, что сейчас будет больше внимания уделяться не просто женщинам, но женщинам с инвалидностью. У нас мало информации, насколько часто они подвергаются насилию, обращаются ли к правоохранительным органам, знают ли про общественные организации.

Я защищала как-то женщину с инвалидностью. У них проблема и экономической зависимости сильнее, чем у других женщин, они не могут даже доехать до города на консультацию, у них просто нет средств на это, сами же не работаю, как правило.

- Назовите хотя бы один конкретный шаг, который важно сделать для решения проблем гендерного насилия?

- Нужно работать с правоохранительными структурами. Они должны быть вовлечены. В тех местах, где женщины более подвержены насилию, в первую очередь, это селенья, в органах должны работать женщины, и именно им нужно работать с этими жертвами.

Так жертвы насилия больше будут услышаны и поняты, значит, и помощь будет эффективнее.

Нужна межсекторальная помощь, перенаправление.

Например, если женщина стала жертвой насилия, чтобы мы могли без проволочек направить ее в другие структуры - правоохранительные органы, органы загса. Этот референтный механизм должен быть более понятным и более продвинутым.

- Есть ли у нас какая-то национальная черта, традиция, которая мешает нам эффективно бороться с насилием в отношении женщин?

- Есть стигма, стереотипы в отношении женщин, которые вернулись с трудовой миграции.

Есть еще момент - все женщины, которые стали жертвами насилия у них у всех табу – не говорить об этом, не выносить сор из избы. Многие из них думаю, что они не будут поняты, услышаны.

Или им стыдно говорить, или же со стороны родственников есть давление, есть страх, что они могут быть подвержены насилию повторно.

Если каждая женщина будет думать, знать, что ее в случае обращения могут защитить, она будет обращаться за помощью.

Когда мы проводим семинары среди таких женщин, мы выясняем что эти они сами не понимали, что жили в атмосфере насилия, потому что мама так жила, бабушка. Это норма для них. У нас есть пословица: «Санги вознинро об намебарад» («Тяжелый камень вода не унесет»). То есть мысль такая - если будешь терпеливой, у тебя в жизни все будет хорошо.

Но так не должно быть! Если ты стала жертвой, тебя должны услышать.

Летом с нами жарко в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК