В Таджикистане проживает порядка 160 тысяч лиц с инвалидностью, и то, насколько эти люди чувствуют себя ограниченными в социальных возможностях, говорит о зрелости общества и его благополучии, ведь инвалидность – это проблема не конкретного человека или группы людей, а всего общества в целом.
На государственном уровне предпринимаются важные шаги в отношении соблюдения прав людей с инвалидностью, однако говорить о том, что инклюзия, то есть вовлечение в активную жизнь социума людей с физическими ограничениями, находится в Таджикистане на высоком уровне, пока не приходится.
Важным фактором является то, что Таджикистан – это одна из 6 стран-членов ООН, где до сих пор не ратифицировали Конвенцию о правах лиц с инвалидностью, в которой определяются их права, а также обязательства государств-членов ООН.
В июле в рамках 75-летия со дня принятия Всеобщей декларации по правам человека Таджикистан посетил международный эксперт по правам человека, член Комитета ООН по правам лиц с инвалидностью доктор Маркус Шефер.
«Азия-Плюс» поговорила с ним о том, почему Таджикистану важно ратифицировать Конвенцию о правах лиц с инвалидностью (КПЛИ).
Почему так важна Конвенция?
- Как, на ваш взгляд, обстоит ситуация с защитой прав и условиями для лиц с инвалидностью в Таджикистане?
- Во время моего визита в Таджикистан я встретил много людей с инвалидностью. Одни из них были представителями организаций лиц с инвалидностью, другие - участвовали в организованных для них мероприятиях.
Я был впечатлен опытом и преданностью своему делу многих из них. Но в целом создается впечатление, что, несмотря на все усилия, многие люди с инвалидностью по-прежнему исключены из многих важных аспектов социальной жизни.
Я не могу дать общую оценку положению лиц с инвалидностью в Таджикистане. Это может быть сделано, когда Таджикистан ратифицирует Конвенцию и представит свой первый доклад Комитету.
Цель моего визита в страну в начале этого месяца состояла в том, чтобы разъяснить важность ратификации Конвенции и призвать правительство безотлагательно ратифицировать ее.
- Что предусматривает Конвенция и почему ее важно ратифицировать?
- КПЛИ гарантирует права лиц с инвалидностью и создает обязательства для государства. Она направлена на обеспечение того, чтобы лица с инвалидностью могли участвовать во всех аспектах социальной и политической жизни и вести свою личную жизнь так же, как и все остальные.
Ратифицировав КПЛИ, государство и общество получают общую основу, разъясняющую меры, которые необходимо принять, и цели, которые необходимо достичь.
Кроме того, КПЛИ требует от государства проведения тесных консультаций с организациями лиц с инвалидностью. Это требование также ведет к лучшей координации и более значимым изменениям.
- По каким причинам некоторые страны до сих пор не ратифицируют Конвенцию? Расскажите, к чему она обязывает и какие преференции дает?
- Из 193 государств-членов ООН 187 ратифицировали Конвенцию. Есть только 6 стран, которые этого еще не сделали. Я не знаю их причин.
КПЛИ содержит подробные права и обязанности, охватывающие все сферы жизни. Это требует инклюзивного общества, запрещающего дискриминацию и сегрегацию. Это включает, например, систему образования, полностью адаптированную для лиц с инвалидностью, рынок труда, в котором люди с инвалидностью могут участвовать на равной основе, и доступную инфраструктуру, такую как здания и общественный транспорт.
Шанс для Таджикистана
- Учитывает ли Конвенция особенности каждой отдельной страны и допустимо ли принимать ее с какими-либо оговорками?
- Некоторые права, такие как гарантия гуманного обращения, не нужно адаптировать для каждой страны. Однако другие права, в частности социальные, требуют от государства принятия позитивных мер для их гарантирования.
Конвенция гласит, что ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства, должны приниматься во внимание. Это означает, что Конвенция требует более далеко идущих мер от государств, обладающих достаточными ресурсами, чем от тех, чьи ресурсы более ограничены.
Когда наш Комитет контролирует выполнение Конвенции в стране, он тщательно проводит различия в зависимости от экономических ресурсов, которые государство-участник может мобилизовать.
Нет необходимости делать оговорки. Осуществление Конвенции представляет собой непрерывный процесс достижения поставленных целей. Пока нет ни одной страны, которая выполнила бы все требования на момент ратификации.
- Если проанализировать опыт тех стран, которые ратифицировали Конвенцию, какие существенные изменения в вопросах прав лиц с инвалидностью произошли в них?
- Одно из наиболее важных изменений, которые я заметил, заключается в том, что организации лиц с инвалидностью становятся более активными, более целенаправленными и могут более активно участвовать в законодательных и исполнительных процессах.
В целом, повышается осознание необходимости принятия эффективных мер.
Однако всецело зависит от государства-участника, где и какие действия оно предпримет. В этом отношении между государствами существуют большие различия, поскольку каждое государство и его общество должны устанавливать свои собственные приоритеты и разрабатывать свои собственные меры.
Во всем мире я слышу аргумент о том, что ограниченные финансы не позволяют предпринять существенные шаги для реализации прав людей с инвалидностью. Опыт, однако, разный. Мы пришли к пониманию того, что государству-участнику необходимо принять множество мер, не связанных с большими расходами.
Прогуливаясь по Душанбе, я вижу, как возводится великое множество новых зданий, в том числе, высотных. Если надлежащие стандарты доступности учитываются с самого начала процесса планирования, обеспечение доступности новых зданий потребует очень мало дополнительных затрат. Это шанс для Таджикистана. Это позволяет стране использовать свое быстрое экономическое развитие для существенного продвижения прав людей с инвалидностью.
Международный опыт также показывает, что Конвенция касается не только услуг для лиц с инвалидностью. Безусловно, она содержит много прав на услуги, но не ограничивается ими. Конвенция также гарантирует гражданские и политические права, такие как право на участие в политической и общественной жизни или право не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.
В частности, политическое участие лиц с инвалидностью имеет центральное значение для мирного развития любой политической системы, поскольку они составляют очень большое меньшинство, составляющее около 20% населения.
«Я призываю правительство Таджикистана дать обещание о ратификации КПЛИ»
- Как может повлиять ратификация Конвенции на общество страны в целом?
- Ратификация КПЛИ является началом длительного процесса. Выполнение положений Конвенции требует не только изменения законов и их надлежащего применения - оно также требует, на гораздо более фундаментальном уровне, изменения отношения общества к лицам с инвалидностью.
Инвалидность человека не должна рассматривается как медицинская аберрация, которая делает человека менее ценным, так как инвалидность является лишь одним из аспектов великого разнообразия людей.
Мы должны ценить и дорожить этим разнообразием, как мы это делаем и во многих других сферах общества. Такое изменение требует времени, и оно не происходит само по себе.
Каждое отдельное государство-участник, в обзоре которого я принимал участие, сталкивается со многими проблемами, независимо от его экономического или политического развития.
- Что требуется Таджикистану, чтобы ратифицировать Конвенцию? Как вы оцениваете сроки, когда наша страна будет готова к этому?
- Таджикистану не нужно достичь всех целей, поставленных в его плане действий; страна может ратифицировать Конвенцию без промедления. Нет необходимости ждать, и нет никаких преимуществ в откладывании этого процесса.
Ратификация Конвенции окажет существенную поддержку предпринимаемым в настоящее время усилиям. В частности, процесс обзора государством-участником, в ходе которого наш Комитет дает рекомендации государству, дает указания для дальнейших мер, которые должны быть предприняты со стороны государства.
Поскольку в этом году отмечается 75-летие принятия Всеобщей декларации прав человека, ООН проведет мероприятие высокого уровня с участием глав государств и правительств 11-12 декабря в Женеве, Швейцария. Это будет возможность для государств-членов ООН задекларировать свои намерения в отношении преобразующих изменений и прогресса в деле защиты прав человека.
В этом контексте я призываю правительство Таджикистана дать обещание о ратификации КПЛИ, поскольку это одна из двух основных конвенций по правам человека, еще не ратифицированных страной.
Этим летом оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК